Конспект урока по теме «Большая буква в названиях географических названиях»
Тема: «Заглавная буква в географических названиях»
Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи:
Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Минутка чистописания.
- Прочитайте слова.)
- Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в словах, написанных на доске. (р) Роман,, Ростов, Родина, Петрович, Кирова, Россия
- Охарактеризуйте звук, который обозначает букву р в данных словах.
– Определите порядок следования букв в данном ряду: Рре,Рри,Рря,Ррю (Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами алфавита, которые смягчают предшествующий согласный).
- Из каких элементов состоит заглавная буква Р?
-Для чего нужна заглавная буква?
-А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных?
А может быть кто-то объяснит и само значение слова «собственные»?
Молодцы! Остановимся на слове Россия.
4.Самоопределение к деятельности: Словарная работа:
Родина, Москва, столица, Россия,
- Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?
- Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют россиянами. Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам. (один ребёнок у доски, выделяет орфограммы).
Послушайте отрывок из стихотворения о России и ответьте на вопрос: Какая ещё может быть Россия?
Необъятная моя Россия
Ты - могучая моя Россия!
Ты – прекрасная моя Россия!
Ты – могучая моя страна!
Подберите синонимы к слову необъятная ( неохватная, безграничная, необозримая)
- Перед вами карта России. Что же изображено на карте России.(названия городов, рек, гор, озёр) Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете. Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа).
- Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока. Чему мы будем учиться на уроке?
- На карте России более миллиона названий.
- Как пишутся географические названия? Почему?
- С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням?
Актуализация знаний. Актуализация знаний и способов деятельности.
Вы, к открытиям готовы?
Материал сегодня новый
Прошу внимательными быть
Тему новую открыть?
Игра «Полубуковки».
- Какие буквы странные, совсем как иностранные.
- Расшифруйте название страны.
- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.
- Напишите название нашей страны.
Выявление места и причины затруднения
1 -Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!
(Антарктида.)
2 – Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
(Африка.)
3- Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.)
4- Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родном для нас материке...
(Евразия)
- Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия? /Географические названия – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы/.
- Где мы можем проверить свои выводы?
- Откройте учебник на стр. 60 прочитайте правило.
- Запомните, что правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю.
- Выполнение упр. 102 стр. 60
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.
Включение в систему знаний и повторение
Письмо под диктовку
Коля Иванов живёт на улице Мира в городе Москва. Летом он с Тётей Ниной поедет в Волгоград. Город стоит на берегу Волги. Волга - величайшая река России.
-Наш урок подходит к концу. Какие знания мы сегодня получили? А для чего нам эти знания? Где они нам могут пригодиться в жизни?
- Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:
Итог:
– Что относится к географическим названиям?
– Как их следует писать?
– Сегодня на уроке мы узнали много названий имён собственных, связанных с нашей страной.
- Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?
- Достигли вы её?
Реки, моря и озера,
Страны, города,
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда!
Это нужно запомнить, раз и навсегда!
Дополни предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Было трудно…
Теперь я умею…
Д/з. стр. 60, упр.103 (списать весь текст)
Фамилия, имя________________
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.
Фамилия, имя________________
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.
Фамилия, имя________________
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.
Фамилия, имя________________
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.
Фамилия, имя________________
Задание: Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии. (К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник Г.х. (А,а)ндерсен.