Конспект урока по географии в 7 классе по теме «Бразилия»
Конспект урока по теме «Бразилия»
7 класс, УМК «Полярная звезда»
Цель урока: формировать знания о крупнейшем государстве Южной Америки - Бразилии.
Задачи урока:
1. Охарактеризовать расположение Бразилии на карте мира.
2. В контурной карте отметить границы Бразилии, столицу и крупные города.
3. Дать характеристику страны по плану.
4. Охарактеризовать природу Амазонии и Бразильского плоскогорья
5. Сравнивать хозяйственную деятельность жителей Амазонии и Бразильского плоскогорья.
Практические задачи:
Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;
Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы;
Тренировать умение работать с картами атласа;
Тип урока: формирование новых знаний
Ход урока
I. Приветствие
II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос учащихся)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили климат континента Южная Америка. Давайте вспомним:
В каких климатических поясах лежит Южная Америка?
Какими океанами и морями омывается этот континент? Какие здесь проходят течения?
Какие крупные формы рельефа присутствуют на континенте Южная Америка? (показать на физической карте ЮА, работа по карте у доски)
Как называется самая большая в мире низменность? Какая река здесь протекает? (показать на физической карте)
Как называется государство на территории которого протекает самая полноводная река в планеты? Правильно, Бразилия.
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня тема нашего урока – самое крупное государство континента Южная Америка. И звучит она как? Правильно, Бразилия.
Ребята, давайте представим себя тревел блогерами, которым нужно спланировать путешествие по этой стране?
Что нам нужно знать прежде, чем отправиться в другую страну? Какие у нас могут быть вопросы, и к чему нужно быть готовыми?
Дети предлагаю варианты ответов, учитель направляет. Примерные вопросы.
Куда ехать? Где эта страна? Что взять с собой? Как одеться? Холодно или жарко? На каком языке общаться? Какие деньги в этой стране? Что здесь есть интересного? Какие достопримечательности? Как я могу отдохнуть? Есть ли пляж? Какие национальные блюда? И др.
Учитель: Давайте составим краткий план описания страны, для того, чтобы нам было удобно ответить на все эти вопросы.
Составление плана вместе с учениками:
1. Знать место страны на карте мира;
2. Познакомиться с природой (уникальность природы Бразилии, климат, рельеф, природные объекты, флора и фауна);
3. Охарактеризовать население страны (происхождение, занятия, образ жизни, хозяйственная деятельность;
4. Сделать вывод, насколько эта страна интересна российскому путешественнику. Запланировать экскурсионные события.
Теперь будем осуществлять наш план.
1.1. Место на карте. Работа в контурных картах. Отметить в контурных картах границы и столицу Бразилии, назвать и нанести на карту крупные города (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу).
Устная работа с учащимися:
1.Как расположена страна по отношению к экватору и южному тропику?
2.Какие климатические пояса находятся в пределах страны?
3. Какова площадь этой страны? (8,5 млн км2 – фиксируют в тетрадь, почти ½ всего континента, пятое место в мире по площади).
2.1 Познакомимся с природой Бразилии
Учитель: теперь откройте физическую карту Южной Америки в атласе, назовите основные формы рельефа Южной Америки, расположенные на территории Бразилии.
(Учащиеся находят по картам: Амазонская низменность и Бразильское плоскогорье).
Учитель: Амазония – это северная часть Бразилии, покрыта влажными экваториальными лесами, которые называются сельвой (записывают в таблицу). Амазонку называют дорогой сельвы. В тропических лесах Амазонки почти каждый день идет дождь. А всего за год тут выпадает до 4000 мм осадков, температура воздуха почти никогда не опускается ниже 26°С.
Как вы думаете, что является причиной Богатства флоры и фауны сельвы. (Обилие тепла и влаги)
Теперь давайте постараемся охарактеризовать еще один вид рельефа Бразилии – Бразильское плоскогорье.
Давайте попробуем сформировать представление об особенностях природы Бразильского плоскогорья. Гористая местность
Работа в тетради. Таблица. Сравнение природных условий и хозяйственной деятельности двух крупнейших форм рельефа Бразилии.
Строим таблицу по образцу (слайд презентации). Приложение 1.
Реки Бразильского плоскогорья по характеру течения – горные, крупнейшая из них -Парана. Водопад Игуасу. А какой водопад Южной Америки самый высокий в мире? В какой стране он находится? (Анхель, Венесуэла)
Совместная работа с картами атласа и текстом учебника. Учитель направляет учеников в процессе заполнения таблицы.
Теперь давайте немного отдохнем. (Проведение гимнастики для глаз)
Игра «Верю-неверю» (фронтальный опрос)
Копакабана и Ипанема – это два знаменитых пляжа в Рио-де-Жанейро (верно)
Водопад Анхель находится в Бразилии (неверно)
В реке Амазонке водятся электрические скаты (верно)
Каучук – это вид спортивной борьбы (неверно)
Индейцы Амазонии обмакивают свои стрелы в яд древесной лягушки (верно)
Анаконда – это ядовитая змея (неверно)
Тапиры любят висеть на ветках спиной вниз (неверно)
Ара – название индейского племени с реки Амазонки (неверно)
У туканов очень большие клювы (верно)
Ленивцы ведут активный образ жизни (неверно)
Бразилия выиграла кубок мира по футболу 4 раза (неверно- 5)
Амазонка - самая большая по водности, и вторая по длине река в мире (верно 6440 м)
Самый большой карнавал в Бразилии проходит в Рио-де-Жанейро (верно)
3. 1 Охарактеризовать население и хозяйственную деятельность страны
Учитель: Мы с вами сравнили природу Амазонии и Бразильского плоскогорья. Как вы думаете, какая из этих территорий более удобна для жизни людей
Учитель: Бразилия – пятая в мире страна по площади (Какая площадь?). Население Бразилии примерно 213 млн человек. Бразильцы-произошли из нескольких рас: европеоидной, монголоидной и негро-австралоидной.
Первыми белыми людьми, заселившими эти земли, были испанцы, но потом эта территория отошла к португальцам, поэтому официальный язык- португальский, религия- католицизм.
Основа экономики Бразилии - аграрное хозяйство. 20% жителей заняты сельским хозяйством, в сухих саваннах разводят крупный рогатый скот, на плантациях выращивают кофе, какао, сахарный тростник, рис, сою, бананы и апельсины сельское хозяйство, территории Бразильского плоскогорья - промышленность. Бразилия производит сельхозпродукцию, автомобили и самолеты, бытовую технику, различные металлы.
Побережье Бразилии тянется на 7500 км. А это означает, что здесь есть тысячи прекрасных пляжей. В Рио находятся два знаменитых пляжа – Копакобана и Ипанема. Летом здесь собирается столько людей, что почти не видно песка.
4.1. Сделать вывод, насколько эта страна интересна российскому путешественнику.
Учащиеся делают вывод о Бразилии, как о экскурсионном объекте.
Групповая работа. Учащиеся делятся на группы 3-5 человек.
Задание: придумать рекламный лозунг для путешествия по Бразилии. Например, Бразилия – это жаркая страна, где проводят карнавалы, обожают футбол и обитают анаконды. Ребята озвучивают свои лозунги.
Рефлексия: Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Нам удалось достичь этой цели?
Постарайтесь ответить: 1. Мне интересно (неинтересно) на уроке, 2. Сегодня на уроке я узнал…
Самооценка.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: параграф 39, нанести на контурную карту географические объекты Бразилии (упоминаемые в параграфе), страны с которыми граничит Бразилия. Дополнительное задание (выполняется по желанию учащегося) – подготовить сообщение о какой-либо достопримечательности Бразилии.
Приложение 1
Сравнительная характеристика двух крупнейших форм рельефа Бразилии.
| Амазонская низменность | Бразильское плоскогорье |
Расположние | Занимает Северную часть Бразилии | Центральная и южная часть Бразилии |
Климат | Экваториальный климат | Четко выражен влажный и сухой сезоны года |
Природные зоны | Влажные экваториальные леса | Саванны и редколесья. Гористая местность |
Значение для человека | Амазонская сельва играет важную роль в формировании климата Земли, деревья поставляют в атмосферу кислород, с поверхности листьев происходит испарение влаги. Амазонка содержит пятую часть всей речной воды в мире. Тропические леса снабжают нас каучуком, древесиной, орехами и лекарствами. Для производства одной четвертой всех современных лекарственных препаратов используют растения тропических лесов. Индейские племена, живущие в Амазонии, занимаются рыболовством. | Добывают рудных полезных ископаемых. Пастбища. На плантациях выращивают сахарный тростник, хлопок, кофе. Крупные портовые города. Гидроэлектростанции на крупных горных реках. |