Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: §30. «Океания» (урок № 4 в теме «Австралия и Океания»)
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Материки, океаны, народы и страны.
Цель: сформировать представление об Океании.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия атолл, дать первоначальные сведения о составе Океании, ознакомить с алгоритмом изучения региона ; показать практическую необходимость полученных знаний.
Развивающие: развивать умения работать с учебником, с картами картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.
Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний, толерантного отношения к людям разных рас и народов..
Планируемые результаты:
Личностные: знание географических особенностей Океании.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить различия между частями Океании, определять особенности климата, природы региона.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям атолл, вулканический остров; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре: распределять роли , договариваться друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: доска.
Методическое обеспечение: карта понятий, задания на доске, карточки
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
Повторение |
Учитель определяет порядок работы по повторению материала. Вопрос: Для чего нужно знать номенклатуру изучаемых материков? Подводит итог баттла, выставляет оценку. Учитель проводит игру «Найди лишнего» На доске написаны цепочки, уч-ся должны найти лишний объект и объяснить, почему он лишний. 1.Муррей, Лимпопо, Дарлинг, Купер-Крик (река в Африке, остальные – реки Австралии) 2. Маори, готтентоты, бушмены, нилоты (жители Океании, а не Африки) 3.Намиб, Калахари, Большая Песчаная, Сахара (все пустыни Африки) 4.Чад, Танганьика, Ньяса, Эри (Эри – озеро Австралии, остальные – в Африке). |
1)1 уч-ся работает за ПК с интерактивным заданием на проверку знания номенклатуры Австралии. Адрес задания https://learningapps.org/2951528 По окончании, если есть ошибки, другой уч-ся проверяет задание. -Уч-ся отвечают на вопрос. 2) одного уч-ся класс опрашивает по карте Австралии 3) Баттл «Что такое? Кто такой?» Учащийся заранее подготовил задание для игры. Играет с другим уч-ся на оценку. 4) Уч-ся выходят к доске, подчеркивают лишний объект и определяют, по какому критерию он лишний. |
|
2 |
Актуализация темы |
Постановка проблемного вопроса, наверняка вы помните кругосветное путешествие Фернана Магеллана, который едва не доплыл до Австралии. Где он погиб и как? Что вы знаете об этих островах? Их происхождении? |
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Примерные ответы: -На Филиппинских островах, во время стычки с местными туземцами. -Есть большие – материковые и маленькие - вулканические Формулируют название темы урока (Р) |
Изучение нового материала |
Учитель раздает листы для составления карты понятий на каждую парту. Предлагает разделить обязанности в паре: кто-то работает с информацией, кто то работает со схемой на карте понятий. Если в схеме будут рисунки или эскизы, это только плюс вашей работы. Находим , что такое Океания? Стр 157. Найдите состав Океании и отобразите это в свое карте. Как вы думаете, можно ли в схему добавить понятие «остров?» и куда его добавить? Какие бывают острова по происхождению? В какую группу схемы их включить и как назвать? Что такое атолл? Учитель предлагает открыть нужную карту для работы с понятием климат, климатические пояса. Работа с понятием «страны» включает работу с картой . Какой? Последняя часть работы – народы. Какая карта поможет нам найти нужную информацию? Достаточно ли там информации? Есть ли в учебнике информация? Какие рисунки можно включить в схему? |
Запись темы урока на рабочих листах. Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Распределяют обязанности и определяют порядок работы (К) Уч-ся обозначают на карте понятий 3 региона: Микронезия, Полинезия и Меланезия. Дают название подгруппе «Состав» Уч-ся дают определение острова, дают название подруппы «природа островов» и выполняют их классификацию. Работа с понятием атолл. Поиск в интернете. Предлагают название следующей подгруппы «Климат» Работают с картой, расширяя ветвь климат, уточняя особенности климата региона и отображают на рабочем листе. Учащиеся выбирают нужную карту и записывают страны региона. Работают с текстом учебника. Определяют необходимые карты: плотность населения и народы, население и хозяйственная деятельность, политическая карта. |
|
6 |
Итог урока (рефлексия) |
Учитель предлагает вместе составить синквейн по Океании. Примерный синквейн: 1.Острова 2.Экваториальный, колониальный 3.Ловить, нырять, загорать 4. Океания – группа островов в Тихом океане. 5.атолл |
Учащиеся составляют вместе с учителем синквейн. Какую информацию об Океании вы бы хотели еще найти? Получают задание на подготовку сообщений о растениях, об экологических проблемах региона. ДЗ параграф 30, проекты |