Конспект урока рисования в 4 классе по теме «Герои народных сказок»
Конспект пробного урока
Ф.И: Ковалевой Валентины
Предмет: Изобразительное искусство.
Дата проведения:
Класс: 4 «А».
Тема: «Герои народных сказок»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Создать условия для реализации целей:
Предметные (Пр):
Познакомить с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова
Учить детей правильно располагать рисунок на листе.
Формировать умения работать с акварельными красками и разными видами кисточек.
Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц при передаче пространства на плоскости листа.
Способствовать расширению кругозора учащихся посредством обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала;
Метапредметные:
Познавательные:
• Формировать умения выявлять особенности объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
• Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;
• Формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты
• Развивать интерес к народному сказочному творчеству, навыков композиционного решения рисунка;
Регулятивные:
• Формировать умения планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность алгоритма действий;
• Формировать умения оценивать сравнивать с образцом результаты деятельности (чужой, своей);
Коммуникативные:
• Формировать умения выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;
• Формировать умения высказывать собственное мнение при анализе работ своих товарищей, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные аргументы, способствовать развитию монологической речи, делать выводы;
Личностные (Л):
Формировать художественную культуру учащихся;
Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с акварелью;
Возбуждать интерес к процессу творчества;
Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Методы: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.
Средства обучения: Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблицы с поэтапным изображением гусей,
девочки, мальчика Для учащихся: акварель, палитра, кисти, простой карандаш, вода, альбом, клеенка
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р) |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Мобилизующий момент ( 2 мин.) |
- Здравствуйте ребята, меня зовут Валентина Эдуардовна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. - Проверьте, пожалуйста, есть ли перед вами альбом, кисти, акварель, простой карандаш, ластик, непроливайка. - Я желаю вам плодотворной работы на уроке и хорошего настроения. –И так начнем наш урок. |
Приветствие учителя Проверка готовности к уроку Настрой на дальнейшую работу |
Формирование положительного эмоционального настроя на урок |
Постановка темы и цели. (2 мин.) |
- Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок. - Какие сказочные герои вам особенно понравились? - Вы уже, наверное, догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Давайте, попробуем сформулировать тему нашего урока. –О чем мы сегодня с вами поговорим. –Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Герои народных сказок» |
Овечают на вопросы учителя Формулируют тему и цели урока |
Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ. Формировать умения ставить цели урока Умение слушать и слышать учителя |
Знакомство с новой темой. Анализ картин. (7мин.) |
- Чем отличается обычная иллюстрация (например, рассказа) от иллюстрации к русской народной сказке? - Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни. Давайте, полюбуемся работами известных художников-иллюстраторов к сказкам. –Сегодня мы с вами познакомимся с одним из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа- Виктор Михайлович Васнецов. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице" Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. - Опишите устно, что вы видите на каждой из картин? (На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.) - Какие краски художник использовал когда рисовал эту картину? Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины - Какие краски художник использовал когда рисовал эту картину? Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь. –А какие чувства испытываете вы, глядя на эти картины? |
Знакомятся с творчеством В. М. Васнецова Рассматривают картины В. М. Васнецова Делают анализ картин Васнецова |
Познакомить с творчеством художника В. М. Васнецова Развивать у детей интерес к живописи, к творчеству русских художников. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. Возбуждать интерес к процессу творчества; Умение понимать задаваемые вопросы Умение выражать свою точку зрения; |
Знакомство с технологией выполнения рисунка. ( 2 мин.) |
- Как вы думаете, легко ли быть художником- иллюстратором, что для этого необходимо иметь и знать? (Нужны бумага, карандаши, краски, стирательная резинка. ) Что мы должны сделать, прежде чем приступить к рисованию? (Вспомнить сказку и нарисовать персонажа к этой сказке) -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние? (Холодные, темные) - Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности, если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная -А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? (Яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными. (Дети читают и делят свои отрывки на части) –Как будет удобнее располагать лист бумаги при изображении персонажей сказок? (Вертикально) |
Отвечают на вопрос учителя |
Закреплять навыки тонирования бумаги с помощью акварели Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги Учить располагать несколько деревьев, рисуя их в два плана. |
Физ. минутка (3 мин.) |
«Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе») - Сделаем фон картины (сразу двумя руками) - Нарисуем солнышко. - Облака - Травка - Деревья Молодцы! |
Выполняют предложенные действия |
Формирование двигательных умений. |
Практическая работа. (20 мин.) |
–Сегодня вы побудете в роли художников и попробуем изобразить вашх любимых персонажей к сказкам. –Прежде чем рисовать давайте вспомним Правила работы с кистями: –Что нельзя делать: Брать их в рот, Нельзя оставлять кисточку в воде Размахивать ими, Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки, Класть в непредназначенное для них место, - Помните — всё, чему вы научились на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях - Откройте альбомы. Сейчас сделайте набросок простым карандашом. Сильно на карандаш не нажимайте. Если что-то не получается, у вас есть ластик, и вы сможете поправить ошибку. –Приступайте к работе. (Тем временем хожу смотрю как рисуют, помогаю кому необходимо.) |
Вспоминают правила работы с кистью Приступают к работе, рисуют |
Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию. Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с акварелью; Развивать творческое воображение |
Рефлексия. Выставка работ. ( 4 мин.) |
- Ребята, давайте сделаем выставку работ. Первый ряд покажите свои рисунки, затем второй и третьи. -Сразу оценить работы, поставить 5 или 4. Критерии Ребята, правильно ли подобраны цвета; Выделить аккуратные работы; Правильно ли выполнена композиция; Правильно определены пропорции объектов; Правильное цветовое решение; - Ребята, чему вы научились сегодня на уроке? - Кому было сложно, поднимите руки? - Почему было сложно? - Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! |
Организуют выставку работ по рядам Получают оценки на работы Подводят итог урока |
Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников. |