12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронцов Сергей Иванович775
Стаж педагогической работы 42 года, высшая квалификационная категория, 28 лет руководитель РМО учителей физики, почетный работник общего образования Р.Ф.
Россия, Курская обл., р.п.Солнцево

Тема урока



«Космос-человечеству»


Подготовил-Вороннцов Сергей Иванович. . учитель физики

МКОУ «Солнцевская СОШ»


Цели:

развитие познавательного интереса к предмету-физика);

развитие умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности; дальнейшее расширение, углубление знаний учащихся, формирование личностного аспекта восприятия знаний, развитие умений и навыков пополнения знаний, перенос полученных знаний в новые условия;

знакомство с практической пользой для человечества космических исследований;

формирование творчески мыслящей личности;

навыки поиска и применения Интернет-ресурсов.

Ход урока:


1. Организационный момент.



Песня «Я-земля!»



2. Вступительное слово учителя.

Много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Миллиарды мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.

Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой. Ученые за многие века не назвали единственного находящегося в распоряжении человека средства, с помощью которого можно преодолеть могучую силу земного притяжения и унестись в межпланетное пространство. Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего

В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: “Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство”. И с этого момента великие умы планеты начали трудиться над началом реального освоения космоса... Но вот минул двадцатый век и человечество вступило в век освоения космического пространства. Но чего человечество достигло за последние 50 лет? Какую роль играют достижения в освоении космоса в нашей повседневной жизни? И наконец, какова роль самой космонавтики для человечества?





Наш урок посвящен 50-летию полета в космос первой женщине-космонавту В.В.Терешковой, который был совершен с 16 по 19 июня 1963 года.



Выступление обучающихся:

Валентина Владимировна Терешкова-первая в мире женщина-космонавт.

t1631468753aa.jpg






На протяжении многих тысяч лет все человечество старательно трудилось над тем, чтобы как можно больше знать о нашей Вселенной. Над освоением космоса трудились и женщины. Очень важную роль играло их присутствие и участие в экспериментах и различных опытах.


После того как были успешно проведены первые полеты советских космонавтов, у Королева возникла идея отправить в космос женщину. В 1962 году начали отбирать претенденток, исходя из таких требований как рост до 170 сантиметров, вес до 70 килограммов, возраст до тридцати лет и она должна быть парашютисткой. Из нескольких сот кандидаток в итоге выбрали пять женщин.


Это были Еркина, Кузнецова, Пономарева, Соловьева, Терешкова. Будущие космонавты занимались тренировками организма на устойчивость к условиям космического полета. Каждая кандидатка должна была в летном комбинезоне тренироваться в термокамере при температуре 70 градусов при влажности 30%, а также в сурдокамере, то есть в изолированном от звуков помещении, где женщины по очереди проводили по десять суток. На МиГ-15 на сорок секунд устанавливалась невесомость и таким образом проходили тренировки, за полет было 3-4 сеанса, во время каждого из них нужно было выполнить задание: попробовать поесть, написать фамилию и имя, поговорить по рации.


Также женщины проходили особую подготовку по прыжкам с парашютом, поскольку перед посадкой космонавт должен был катапультироваться и отдельно приземлялся на парашюте. Однако, был риск приводнения, поэтому проводились занятия по прыжкам с парашютом в море, при этом будущие космонавты были одеты в технологический (не подогнанный по размеру) скафандр.


Валентина Терешкова успешно прошла всю подготовку, но, кроме этого, на решение о том, что именно она станет первой женщиной-космонавтом, сыграл и политический момент. Она была из рабочей среды, так как с 1954 по 1960 год работала в Ярославле на заводе, изготавливающем шины и комбинате по производству технических тканей, заочно окончила техникум легкой промышленности. С 1959 года Терешкова занималась парашютным спортом. Ее первый полет состоялся 16июня 1963 года на корабле Восток-6. На околоземной орбите она находилась 2 дня и 23часа, проделав сорок восемь оборотов вокруг нашей планеты. На время полета у Валентины был позывной "Чайка". Во время полета, несмотря на физический дискомфорт и тошноту, она делала снимки горизонта, которые впоследствии использовались для выявления аэрозольных слоев атмосферы. Также Валентина вела записи в бортовом журнале, проводила медико-биологические исследования. 22июня 1963года за успешное проведение полета, а также за проявленные героизм и мужество, Терешковой присвоили звание Героя Советского Союза и вручили орден имени Ленина, а также медаль Золотая Звезда.


Светлана Савицкая – вторая женщина-космонавт, майор авиации, летчик-испытатель. Кроме того, она была кандидатом технических наук, мастером спорта СССР. Савицкая - дважды Герой Советского Союза. Ее наградили орденами и медалями как в СССР, так и в других государствах. Первый свой полет она совершила на корабле СоюзТ-7. На орбите она находилась 7 дней 22 часа. Во время полета выполняла функцию космонавта-исследователя. С 17 по 29 июля 1984 года Савицкая совершила полет на Союз Т-12 в качестве бортинженера, в ходе этого полета она стала самой первой женщиной, которая вышла в открытый космос. Там она находилась 3 часа 35 минут.


Третья женщина, покорившаякосмос в России, а также первая женщина, которая долго находилась в открытом космосе – Елена Кондакова. Она получила ордена и медали не только в России, но и США, а также была Героем Российской Федерации. В отряд космонавтов СССР Елена была зачислена в 1989 году. Первый полет Кондаковй в космос состоялся в октябре 1994 года на космическом корабле Союз ТМ-20. На орбите она находилась 169 дней, тем самым, поставив рекорд по длительности нахождения женщины в космосе. На данный момент ее рекорд еще никто не побил. В мае 1997 года Кондакова в качестве специалиста совершила свой второй полет, который состоялся на шатле Атлантис STS-84. По прибытию на Землю, ее наградили медалью NASA.


Первой женщиной на Земле , которая стала на космическом корабле командиром экипажа , стала Айлин Мари Коллинз из США.


Первой женщиной, которая стала командиром Международной космической станции была Пэгги Эннет Уитсон. По профессии она является биохимиком и астронавтом НАСА. Она шесть раз совершила выход в открытый космос, что является рекордом среди женщин. Общее время, проведенное Уитсон в открытом космосе, составляет 39 часов 44 минуты.


По статистике на 2011 год всего 55 женщин-астронавтов и космонавтов принимали участие в космических полетах. В СССР и России было три женщины-космонавта, в Канаде - две, в США – сорок пять, в Японии – две, во Франции – одна, в Великобритании – одна, в Корее – одна.



История запуска космических кораблей.

Первыми шагами, с которых началось освоение космического пространства, можно считать запуск первого искусственного спутника земли. Основным толчком к этому было противостояние двух сверхдержав (СССР и США) – холодная война. Каждый стремился к открытию новых границ, и новым направлением было освоение космического пространства. 4 октября 1957 года человечество вступило в эру освоения космического пространства. В этот день на околоземную орбиту был выведен первый в мире советский искусственный спутник Земли.

Советские ученые и инженеры решили сложнейшие научно-технические проблемы, связанные с созданием ракетно-космической техники и обеспечением космического полета. Это выдающееся достижение стало убедительным свидетельством неисчерпаемых возможностей человеческого разума, ярко продемонстрировало передо вон уровень науки и техники в нашей стране.

Ракета-носитель, обеспечив в конце активного участка первую космическую скорость, равную 7,9 км/сек, вывела спутник на геоцентрическую (околоземную) орбиту с максимальным удалением от поверхности Земли (в апогее) 947 км и минимальным удавлением (в перигее) 228 км. Начальный период обращения спутника вокруг Земли составил 96,2 мин, а наклонение - 65’1’. Вес спутника составлял 83,6 кг, его корпус имел форму шара диаметром 0,58 м. Аппаратура и источники электропитания размещались в герметичном корпусе.

Три недели активно работал первый космический исследователь. С его помощью были проведены первые измерения плотности атмосферы, получены данные по распространению радиосигналов в ионосфере.



Сергей Павлович Королев –главный конструктор ракетно-космических систем. t1631468753ab.jpg



С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире ( Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году — пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим — Георгий Михайлович Баланин. В гимназии учился недолго — её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование. Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения.

Разработка баллистических ракет



Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7. В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.


Первый искусственный спутник Земли

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ)

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — сказал позже С. П. Королёв.

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну


Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы

Человек в космосе


12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.


Вклад


С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. После смерти 14 февраля 1966 года урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. В 1966 году академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин города Королёв.

t1631468753ac.jpg

Юрий Алексеевич Гагарин-первый в мире летчик-космонавт.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района.

После немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. Закончив школу, Юра 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище 10, которое окончил в июне 1951 года по специальности формовщик-литейщик. 1951 года - школа рабочей молодежи в г. Люберцы (Московская область).

В августе Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум. 25 октября 1954 года начал заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 г. с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а 10 октября того же года - Саратовский аэроклуб.

С 1955 года Гагарин - в рядах Советской Армии. С 1957 года до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком-истребителем в истребительном авиационном полку Северного флота. Имел квалификацию «Военный летчик 1-го класса».

26 декабря его вызвали на места нового назначения: истребительный авиационный полк Северного флота. Узнав о наборе кандидатов для испытания новой летной техники, Ю.А. Гагарин 9 декабря 1959 года пишет рапорт с просьбой зачислить его в такую группу и после вызова 18 декабря выезжает в Москву, в Центральный научно- исследовательский авиационный госпиталь для обследования здоровья.

12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

С23 мая 961 года - командир отряда космонавтов. С 20 декабря 1963 года - заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. Дублер пилота космического корабля «Союз» (Владимир Михайлович Комаров) при старте 23 апреля 1967 года.

В 1966 года Юрия Алексеевича избрали Почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в ВВИА имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию Летчик-инженер-космонавт. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

В честь Гагарина его родной город Гжатск был перименован в Гагарин. Его имя навсегда осталось в Космосе, который он заново открыл для человечества: один из крупнейших кратеров (диаметр 250 км) на обратной стороне Луны носит имя Гагарин. И что символично - он расположен между кратером Циолковский и Морем Мечты.

В 1968 году Международная авиационная федерация учредила медаль имени Гагарина, которой награждаются лица, внесшие особый вклад в авиацию и космонавтику.

Имя Гагарина стало нарицательным для пионеров в какой-либо области деятельности наравне с именем мореплавателя Христофора Колумба. Жизненным девизом Гагарина стала фраза, записанная им в дневнике незадолго до гибели, 12 марта: "Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать".

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов на самолете УТИ МиГ-15. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Видео; полет Ю.А.Гагарина.



































































Алексей Архипович Леонов - первый в мире летчик-космонавт вышедший в открытый космос.

Алексей Архипович Леонов был пятнадцатым космонавтом в мире. Он знаменит тем, что во время своего первого полёта совершил первый выход в открытый космос с борта космического корабля.

t1631468753ad.jpg

Алексей Леонов – ровесник Юрий Гагарина, родился он 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в семье шахтёра. Отец - Леонов Архип Алексеевич, мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна. В семье Леоновых было девять детей, Леонов был восьмым, у него семь сестёр и брат.

В Калининграде, в 1953 году Алексей окончил среднюю школу № 21.

В этом же году он поступил в 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге на Украине, которую окончил в 1955 году. После продолжил авиационное образование и подготовку в высшем училище летчиков-истребителей в Чугуеве, также на Украине, которую окончил в 1957 году.

Потом служил летчиком в 113-м истребительном авиационном полку (ИАП) 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв.ИАД) 69-й Воздушной армии (ВА) Киевского военного округа, после - старшим лётчиком в 294-м отдельном разведывательном авиационном полку 24-й ВА в составе Группы советских войск в Германии.



В отряд космонавтов зачислен в 1960 году, где состоял до 1982 года, совершив два полёта в космос. Основные этапы космической биографии Алексея Архиповича:

4 апреля 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС». С 16 января 1963 года был космонавтом отряда космонавтов ЦПК ВВС.

18-19 марта 1965 года в качестве второго пилота КК «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым совершил свой первый космический полёт, в ходе которого совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда (из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра). Общая продолжительность полета - 1 сутки 02 часа 02 минуты 17 секунд.







Одновременно с работой в ЦПК, в 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним», а в 1981 году - адъюнктуру при том же вузе. В 1981 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Имеет 4 изобретения, автор более 10 научных трудов.

Генерал-майор авиации с 1975 года, в запасе с 1992 года.

С 1991 года с космосом была связана уже не столько работа, сколько общественная деятельность Алексея Архиповича.

Женат. У Алексея Леонова, так же как и у Юрия Гагарина, две дочери.

Дважды Герой Советского Союза, имеет и ряд других – советских, российских и зарубежных, наград. Именем Леонова назван один из кратеров на Луне.

Имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию, занимался легкой атлетикой.























































Космические корабли «Восток».

Восток»


Это серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.

Первый пилотируемый полет космического корабля «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту состоялся 12 апреля 1961 г., это был первый в мире космический аппарат, позволивший осуществить полёт человека в космос. Подробнее об этом читайте на нашем сайте: Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.

Основные научные задачи, стоявшие для корабля «Восток»: изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, проверка основных принципов построения космических кораблей.

История создания

Весной 1957 г. С. П. Королёв в рамках своего ОКБ организовал специальный отдел № 9, предназначенный для проведения работ по созданию первых искусственных спутников Земли.

Сферическая форма спускаемого аппарата являлась простейшей и наиболее изученной симметричной формой, сфера обладает стабильными аэродинамическими свойствами при любых возможных скоростях и углах атаки. Смещение центра масс в кормовую часть сферического аппарата позволяло обеспечить его правильную ориентацию во время баллистического спуска.

На кораблях программы осуществлены первые в мире пилотируемый космический полёт («Восток-1»), суточный полёт («Восток-2»), групповые полёты двух кораблей («Восток-3» и «Восток-4») и полёт женщины-космонавта («Восток-6»).

Устройство космического корабля «Восток»

t1631468753ae.jpg

Общая масса космического корабля - 4,73 тонны, длина - 4,4 м, максимальный диаметр - 2,43 м.

Корабль состоял из сферического спускаемого аппарата (массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 м), также выполняющего функции орбитального отсека, и конического приборного отсека (массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 м). Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м.

Спускаемый аппарат имел два иллюминатора, один из которых размещался на входном люке, чуть выше головы космонавта, а другой, оснащённый специальной системой ориентации, в полу у его ног. Космонавт, одетый в скафандр, размещался в специальном катапультируемом кресле. На последнем этапе посадки, после торможения спускаемого аппарата в атмосфере, на высоте 7 км, космонавт катапультировался из кабины и совершал приземление на парашюте.

Пилоты космических кораблей «Восток»:

Космонавт

Корабль

Гагарин Юрий Алексеевич

«Восток-1»

Титов Герман Степанович

«Восток-2»

Николаев Андриян Григорьевич

«Восток-3»

Попович Павел Романович

«Восток-4»

Быковский Валерий Фёдорович

«Восток-5»

Терешкова Валентина Владимировна

«Восток-6»

















































Космические корабли «Восход».

t1631468753af.jpg

Это серия многоместных космических кораблей для полётов на околоземной орбите. Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека (массой 2,27 т., длиной 2,25 м и шириной 2,43 м.), в котором находились топливные баки и двигательная установка. Чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте. Кроме того, в корабле «Восход-1» космонавты для экономии места располагались без скафандров. В первый космический экипаж входил и конструктор спускаемых аппаратов Константин Феоктистов. Подробнее о нем читайте на нашем сайте: Первый космический экипаж.

На освободившееся от катапультного кресла место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, то для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера. На корабле «Восход-2», предназначенном для выхода в открытый космос, оба космонавта были одеты в скафандры «Беркут». Дополнительно была установлена надуваемая шлюзовая камера, которая сбрасывалась после использования.

Космические корабли «Восход» выводились на орбиту ракетой-носителем «Восход», также разработанной на базе РН «Восток». Но система носителя и корабля «Восход» в первые минуты после запуска не имела средств спасения при аварии.

По программе «Восход» были совершены следующие полёты:

«Восход-1» — 12 октября 1964 г. Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту. Состав экипажа — космонавт-пилот Комаров, конструктор Феоктистов и врач Егоров.


t1631468753ag.jpg

«

«Восход-2» — 18 марта 1965 г. Первый выход в открытый космос. Состав экипажа — космонавт-пилот Беляев и космонавт-испытатель Леонов.



Космические корабли второго поколения «Союз»

Серия многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите. Разработчик и изготовитель корабля — РКК «Энергия» (Ракетно-космическая корпорация «Эне́ргия» имени С. П. Королёва. Головная организация корпорации находится в городе Королёве, филиал — на космодроме Байконур). Как единая организационная структура возникла в 1974 г. под руководством Валентина Глушко.

многоцелевой трехместный орбитальный корабль (ОК), предназначенный для отработки операций маневрирования и стыковки на околоземной орбите, для проведения различных экспериментов, в том числе по переходу космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.


t1631468753ah.jpg

В 1969 г. началась работа над созданием долговременной орбитальной станции (ДОС)  алют». Для доставки экипажа был спроектирован корабль 7КТ-ОК (Т — транспортный). Новый корабль отличался от предыдущих наличием стыковочного узла новой конструкции с внутренним люком-лазом и дополнительными системами связи на борту.

В настоящее время эксплуатируется модификация корабля 7К-СТМА «Союз ТМА» (А — антропометрический). Корабль по требованиям NASA был доработан применительно к полётам на «МКС». На нём могут работать космонавты, которые не смогли бы поместиться в «Союз ТМ» по росту. Пульт космонавтов был заменён на новый, с современной элементной базой, улучшена парашютная система, уменьшена теплозащита. Последний запуск корабля данной модификации «Союз ТМА-22» состоялся 14 ноября 2011 г.

Кроме «Союз ТМА», сегодня для полётов в космос используются корабли новой серии 7К-СТМА-М «Союз ТМА-М» («Союз ТМАЦ») (Ц — цифровой).

Устройство

Корабли этой серии состоят из трёх модулей: приборно-агрегатного отсека (ПАО), спускаемого аппарата (СА), бытового отсека (БО).

t1631468753ai.jpg

В ПАО находится комбинированная двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Длина отсека 2,26 м, основной диаметр 2,15 м. Двигательная установка состоит из 28 ДПО (двигатели причаливания и ориентации) по 14 на каждом коллекторе, а также сближающе-корректирующего двигателя (СКД). СКД предназначен для орбитального маневрирования и схода с орбиты.

Система энергоснабжения состоит из солнечных батарей и аккумуляторов.

В спускаемом аппарате находятся места для космонавтов, системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система. Длина отсека 2,24 м, диаметр 2,2 м. Бытовой отсек имеет длину 3,4 м, диаметр 2,25 м. Он оснащен стыковочным узлом и системой сближения. В герметичном объёме БО располагаются грузы для станции, иная полезная нагрузка, ряд систем жизнеобеспечения, в частности туалет. Через посадочный люк на боковой поверхности БО космонавты входят в корабль на стартовой позиции космодрома. БО может быть использован при шлюзовании в открытый космос в скафандрах типа «Орлан» через посадочный люк.

t1631468753aj.jpg

Новая модернизированная версия «Союз ТМА-МС»

Обновление затронет практически каждую систему пилотируемого корабля. Основные пункты программы модернизации космического корабля:

энергоотдача солнечных батарей, будет повышена за счёт применения более эффективных фотоэлектрических преобразователей;

надёжность сближения и стыковки корабля с космической станцией за счёт изменения установки двигателей причаливания и ориентации. Новая схема этих двигателей позволит выполнить сближение и стыковку даже в случае отказа одного из двигателей и обеспечить спуск пилотируемого корабля при любых двух отказах двигателей;

новая система связи и пеленгации, которая позволит помимо улучшения качества радиосвязи, облегчить поиск спускаемого аппарата, приземлившегося в любой точке Земного шара.

На модернизированном «Союз ТМА-МС» будут установлены датчики системы ГЛОНАСС. На этапе парашютирования и после посадки спускаемого аппарата его координаты, полученные по данным ГЛОНАСС/GPS, будут передаваться по спутниковой системе Коспас-Сарсат в ЦУП.

t1631468753ak.jpg

«Союз ТМА-МС» стал оследней модификацией «Союза». Корабль будет использоваться для пилотируемых полётов до тех пор, пока на смену ему не придёт корабль нового поколения.



Видео: Запуск космического корабля «Союз»




Международная космическая станция (МКС)

t1631468753al.jpg

Это пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полётами в Хьюстоне. Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

В ходе реализации программы «Мир-Шаттл» родилась идея объединения национальных программ создания орбитальных станций.

В марте 1993 г. генеральный директор РКА Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предложили руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию. Положительное решение далось не сразу, было противодействие американской общественности, но в 1996 г. все-таки была утверждена конфигурация станции. Она состоит из двух сегментов — российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран — членов Европейского космического агентства и Бразилии).

В ноябре 1998 г. Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря». В декабре1998 г. шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити». В июне 2000 г. к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда». В ноябре 2000 г. транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции. В феврале 2001 г. экипажем шаттла «Атлантис» в ходе миссии к модулю «Юнити» присоединён американский научный модуль «Дестини». В ноябре 2007 г. построение основного американского сегмента МКС завершилось. В мае 2010 г. завершилось построение российского сегмента.






Космические грузовые корабли "Прогресс", "Прогресс-М" и их модификации

Опыт разработки первой орбитальной станции показал, что длительный полёт космонавтов на станции связан с организацией регулярного грузопотока. Поэтому для разрабатывавшейся в 1973 г. долговременной орбитальной станции " Салют-6" (ДОС N5) была предпринята попытка организации такого грузопотока в целях увеличения продолжительности её активного существования.
Ограничение возможности транспортных пилотируемых КК "Союз" не позволяло одновременно с доставкой экипажей привозить на станцию необходимое количество расходуемых материалов и оборудования. Это побудило искать иные пути решения проблемы регулярного снабжения станции расходуемыми материалами.
    Естественно, что одним из наиболее простых решений этой задачи была разработка специального транспортного средства с максимальным использованием задела уже отработанного и хорошо зарекомендовавшего себя с точки зрения выполнения автоматического полёта КК "Союз".
Так родилась идея создания на базе транспортного пилотируемого КК "Союз" грузового корабля (ГК), которому впоследствии было присвоено название "Прогресс".

Грузовой корабль имел три основные отсека: грузовой со стыковочным агрегатом, отсек компонентов дозаправки и приборно-агрегатный.
Опыт полётов показал, что для увеличения продолжительности функционирования станции и обеспечения длительных полётов на ней космонавтов, в первую очередь необходимы: восполнение запасов систем обеспечения жизнедеятельности; поддержание требуемых параметров орбиты станции и восполнение запасов топлива её объединенной двигательной установки, доставка ремонтного оборудования при возникновении отказов на станции, требующих ремонта или замены вышедших из строя приборов и удаление отходов с последующим их затоплением в заданную точку акватории Мирового океана.
Решение этих задач и было возложено на грузовой корабль "Прогресс".
Наличие научно-технического и производственного задела по пилотируемым КК "Союз" позволило в короткий срок разработать необходимую проектную, конструкторскую, рабочую и эксплуатационную документацию, а также завершить экспериментальную отработку и изготовление первых лётных образцов.
Разработка эскизного проекта на грузовой корабль "Прогресс" была начата в середине 1973 г. и закончена в феврале 1974 г.


t1631468753am.png


Грузовой корабль «Прогресс»: 1 — стыковочный агрегат; 2 — грузовой отсек (ГО); 3 — отсек компонентов дозаправки (ОКД); 4 — приборо-агрегатный отсек (ПАО)

Для доставки на «Салют-6» научной аппаратуры, кинофотоматериалов, средств обеспечения жизнедеятельности экипажа, топлива для двигательной установки и удаления со станции отходов и блоков, отработавших ресурс, создан автоматический грузовой транспортный корабль - «Прогресс» (рис.). Масса корабля 7020 кг; длина 7,94 м; наибольший диаметр гермоотсеков 2,2 м; масса доставляемого груза ~ 2300 кг. 


Корабль «Прогресс» выводится на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем «Союз». Автономное время полета до 3 суток, в составе орбитальной станции до 30 суток. Параметры орбиты: высота 200—350 км; наклонение 51,6°; период обращения вокруг Земли ~ 89 мин. 





  t1631468753an.jpg

Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6»20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем — системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки — начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был пристыкован. 


«Прогресс»

Длина: 7,48 м

Максимальный диаметр: 2,72 м

Масса: 7020 кг

Полезный груз: 2315 кг, из них максимально 975 кг топливо.

первый полёт: 20 января 1978 (Прогресс 1 к Салюту 6)

последний полёт: 5 мая 1990

кол-во успешных запусков: 42, из них

12 к Салюту 6

12 к Салюту 7

18 к станции «Мир»

Энергоснабжение: Аккумуляторы

«Прогресс M»

Длина: 7,23 м

Максимальный диаметр: 2,72 м

Масса: 7450 кг

Полезный груз: 2350 кг, из них максимально 1200 кг топливо.

первый полёт: 23 августа 1989 (Прогресс M 1 к станции «Мир»)

Энергоснабжение: Аккумуляторы и солнечные батареи.

«Прогресс M1»

По сравнению с ТКГ «Прогресс М», в соответствии с программой развёртывания и эксплуатации МКС, на корабле введены изменения в компоновку, конструкцию, состав приборов и режимы работы бортовых систем. Основная цель изменений- увеличение количества топлива в общей массе доставляемых на МКС грузов, что обеспечивается за счёт установки в отсек компонентов дозаправки (ОКД) восьми топливных баков. Кроме того, существенно расширен состав связей ТКГ с бортовыми системами российского сегмента МКС по силовым и командным электрическим цепям и телеметрии.

Видео-3





























Значение освоения космического пространства для человечества.

По выражению замечательного летчика и писателя А. де Сент-Экзюпери: «самолет - машина, но притом, какое орудие познания!». В еще большей степени это относится к космической технике. И, как всякому эффективному орудию познания, ей суждено помочь человеку решить и чисто научные, и прикладные проблемы.
Изучение космического  пространства позволяет  ученым делать фундаментальные открытия, проводить невозможные в земных условиях исследования солнечной системы и вселенной, изучить солнечно-земные связи, накопить качественно новые и просто статистические данные о Земле и окружающем ее космическом пространстве.
Практическую, прикладную пользу космических полетов в должной мере оценили специалисты многих вполне земных служб. Метеорологии космонавтика поставляет оперативную информацию о возникновении и продвижении циклонов, цунами, пылевых бурь.
Немалую роль для прогнозирования сыграет разведка ледяных и снежных покровов планеты. Наземным метеорологическим станциям помогают космические системы.
В пользу геодезии и картографии космонавтика решает проблему глобального картирования поверхности нашей планеты. Космическое фотографирование и кинографирование, телевизионный контроль позволяют постоянно следить за происходящими изменениями на планете.
Велика роль космических средств,  для контроля среды и изучения природных ресурсов планеты. На фотоснимках из космоса, сделанных в различных лучах спектра, отчетливо видны количество и состояние растительного покрова Земли, различаются характер флоры, влагоснабжение и засоленность почв, лесные пожары, миграции биологических вредителей.
Околоземное пространство прекрасная позиция для биологического изучения замкнутых и открытых водоемов Земли, биоресурсов Мирового океана.
Неоценимую пользу оказывает взгляд из космоса сельскому хозяйству:  позволяет оценить действенность мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, обнаружить подземные запасы пресных вод в засушливых и полупустынных районах.
На снимках из космоса много геологической информации. Их анализ является  методом изучения структуры земной коры. Снимки отражают такие черты ее строения, которые обусловлены наиболее глобальными причинами. Отдельные детали местности, сливаясь на снимках в части крупных элементов рельефа, дают целостное изображение рельефа обширных районов планеты. Так, например, опираясь на материалы из космоса, геологи заключили: подвижная зона смятия и разломов Уральской складчатой системы продолжается далеко на юг. Судя по всему, она пересекает пустыни Средней Азии и выходит к Персидскому заливу.
В сочетании с информацией, полученной обычными геологическими методами, материалы из космоса позволяют точнее и полнее оценить географию и запасы рудных районов, нефтегазоносных провинций, угольных бассейнов, обнаружить новые перспективные месторождения полезных ископаемых.
Немалую услугу космические средства оказывают транспорту, навигации судов и самолетов. Для них изучаются течения в открытых акваториях, состояние облачности, прокладываются новые трассы.
 
Сотни миллионов жителей планеты пользуются благами космической связи и телевидения. Грандиозны и перспективы космических средств,  в целях просвещения, общего и специального образования, распространения медицинских знаний, для культурного, идеологического и общественно-морального воспитания масс.
Типизация космических объектов и унификация их функциональных блоков, развитие и перспективы использования многоразовых транспортных космических систем, создание длительно функционирующих многоцелевых космических комплексов, выполняющих различные исследовательские и технологические задачи (от развития производства в космосе до уникальных геолабораторий), с высокой экономической эффективностью.
Совместные усилия разных стран понадобятся и для дальнейшего освоения космоса
тем более, что человечество заинтересовано в исчерпывающей информации о своей планете. К этому взывают и большие экономические затраты на космические программы, на сооружение грандиозных космических и наземных комплексов (в том числе стартовых и посадочных в любом месте планеты). Необходимо широкое международное сотрудничество, сочетание национальных космических программ с общепланетарными, национальное участие в изготовление отдельных унифицированных блоков (модулей) больших космических систем. В этом будущее человечества, вышедшего в космос.
На сегодняшний день очень распространенным является космический туризм, полеты в космос оплачиваются из частных средств, полеты проводятся   на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.
Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики.

На нашем уроке присутствует летчик майор запаса Утин Сергей Владимирович Предоставляем ему слово.

Подведение итогов урока.

Песня «Трава у дома»


Опубликовано


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 12.09.21 в 22:20 3 Ответить Пожаловаться
Список источников приветствуется!
Старшов Михаил Александрович, 22.09.21 в 08:07 1 Ответить Пожаловаться
Интересно, за сколько минут всё это можно просто прочесть? А вы всё это за один урок...? С показом видео? Ну-ну!
Авхадеева Раиса Ивановна, 27.09.21 в 06:42 0 Ответить Пожаловаться
Очень объемный и полезный материал. Посоветую своему физику
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.