Конспект урока физики в 11 классе на тему: «Введение в геометрическую оптику. Скорость света»
А.В. Лыбашев, учитель физики, МБОУ «Гуманитарная гимназия 8», Северодвинск, Архангельская область
Конспект урока физики в 11 классе на тему:
«Введение в геометрическую оптику. Скорость света».
11 класс, базовый уровень (2 уч.часа/неделю),
УМК Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11: 20-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Цель: выяснить природу светового излучения, рассмотреть методы определения скорости света.
Задачи
образовательные: сформировать представление о волновых и дискретных свойствах света, рассмотреть способы нахождения скорости света;
воспитательные: определить вклад ученых-физиков в развитие теории света;
развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
План урока.
Организационный момент (1 мин).
Постановка цели (4 мин).
Просмотр обучающего видео. (8 мин).
Заполнение таблицы (8 мин).
Заслушивание сообщений (12 мин).
Проверочная работа (10 мин).
Итоги урока. Домашнее задание (2 мин).
Ход урока.
Организационный момент (1 мин).
Мы начинаем изучать раздел физики –Оптика.
Выясняем значение света в жизни человека.
Рассказываем о представлениях ученых о природе света, начиная с IV-III веков до н.э.
Вопрос: можно ли объяснять все многообразие световых явлений, не понимая природу светового излучения?
Значит цель нашего сегодняшнего урока- (формулируем вместе)
Новый импульс учение о природе света получило в VII веке в трудах И. Ньютона и Х. Гюйгенса.
Сейчас мы просмотрим обучающий видеофильм, во время просмотра которого вы заполняете таблицу (карандашом), после остановки фильма вы продолжите заполнение таблицы.
(Кратко анонсируем содержание фильма, обозначаем те моменты, на которых нужно заострить внимание).
(Видеофильм находится в Internet по ссылке
http://interneturok.ru/physics/11-klass/boptikab/razvitie-predstavleniya-o-prirode-sveta-tochka-gyugensa?seconds=0&chapter_id=805
Просматриваем первые 8 мин видеофильма. )
Для примера показаны скриншоты двух кадров видеофильма.
Корпускулярная теория света |
Волновая теория света |
|
Ученые, продвигавшие теорию в науку |
||
Опыты, подтверждавшие справедливость теории |
||
Непреодолимые трудности, возникающие в рамках теории |
||
Новые факты, подтверждающие справедливость теории |
||
Современный взгляд на природу света |
Подводим 1-й итог урока: свет обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами.
Огромную роль для физики сыграло определение скорости света. Во-первых, была подтверждена волновая теория света, во-вторых постоянство скорости света и знание о том, что это максимально возможная скорость в природе – стало одним из законов теории относительности Эйнштейна.
О методах определения скорости света нам расскажут следующие обучающие:
(Трое 11-классников подготовили короткие сообщения с демонстрацией презентаций (2-4 слайда) на тему:
-определение скорости света методом Рёмера;
-определение скорости света методом Физо;
-Определение скорости света Майкельсоном.)
(просим слушателей задать интересующие их вопросы по темам сообщений).
Подводим 2-й итог урока: скорость света постоянна и равна в вакууме с=3∙108 м/с.
Т.о подводя итоги этой части урока необходимо отметить, что развитие оптики, геометрической и волновой, открытие ее законов привело к созданию совершенных оптических инструментов, появились лазеры, стала возможна передача информации средствами волоконно-оптических систем, появилась возможность производить медицинские операции световым лучом и т.д.
Со многим из перечисленного нам предстоит познакомиться при изучении темы «Оптика» в школьном курсе физики.
Предлагаем самостоятельно решить по 1-2 задачи (В.П. Рымкевич, Физика: задачник, М, Дрофа, 2013 г., задания 1019-1022, стр. 137).
(Выборочно собираем тетради на проверку )
Итоги урока. Домашнее задание (стр. 168-170 учебника, § 59). (2 мин).