Конспект урока по дисциплине химия «Карбоновые кислоты» (10 класс)
Урок: Карбоновые кислоты
Цель: познакомить обучающихся с новым классом кислородосодержащих соединений – карбоновыми кислотами.
Образовательные: сформировать представление обучающихся об карбоновых кислотах, содействовать в ходе урока усвоению основных видов изомерии и номенклатуры, показать строение карбоксильной группы, познакомить с физическими и химическими свойствами, применением карбоновых кислот, нахождением в природе, влиянием их на человека;
Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул, изомеров и гомологов; развивать эмоции обучающихся, используя яркие примеры; развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, связи состава и строения), воспитание аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, трудолюбия.
Аппаратное обеспечение: компьютер, телевизор.
Программное обеспечение: обучающие диски по школьному курсу химии (СD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 11 класс ), презентация
Пособия: - Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. М.: Дрофа, 2003
Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации, устный индивидуальный и фронтальный опрос с места
Тип урока: изучения нового материала
Структура урока:
I Вводная часть
1. Организация класса
2. Повторение пройденного материала
3. Постановка познавательной задачи урока
II Изучение нового материала
Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.
Обнаружение карбоновых кислот (происхождение)
Состав карбоновых кислот.
Классификация карбоновых кислот.
Номенклатура и изомерия карбоновых кислот.
Физические и химические свойства
Применение
III Заключительная часть
Выявление понимания изученного материала
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
I Вводная часть
1.Организация класса.
Приветствие. Обратить внимание на состояние рабочего места, чистоту кабинета, внешний вид обучающихся. Отметить отсутствующих.
Вводное слово преподавателя: Здравствуйте. Сегодня мы с вами проводим урок знакомство с новым классом кислородсодержащих соединений. Эти вещества играют огромную роль в нашей жизни, некоторые из них мы употребляем в пищу, а какие-то нас лечат от всяких недугов. А что это за соединения, нам предстоит сегодня узнать.
2. Повторение пройденного материала
Но для того, чтобы приступить к изучению нового материала, давайте вспомним что мы рассматривали на прошлом уроке. (с помощью теста проверяются знания по предыдущей теме – на слайде).
Затем обучающиеся меняются листочками и проверяют тест друг у друга (ответы на слайде).
3. Постановка познавательной задачи урока.
Вещества, о которых пойдет сегодня речь на уроке, настолько разнообразны и необходимы в нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.
С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы.
Многие из вас не избежали искушения воткнуть в муравейник прутик, посмотреть на панику муравьев, а затем лизнуть палочку. Насекомые «прогоняли её», выстреливая из специальных желез жидкость, содержащую кислоту. Как вы думаете о каких веществах пойдет речь сегодня на уроке?
Итак, тема нашего урока – КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
Что мы должны будем изучить сегодня?
-сформулировать определение и вывести общую формулу
-изучить классификацию
-рассмотреть физические и химические свойства
- рассмотреть области применения
II Изучение нового материала
1.Карбоновые кислоты – как класс кислородосодержащих производных углеводородов.
Открытие кислот:
Благодаря работам известного шведского химика Карла Вильгельма Шееле к концу 18 века стало известно около десяти различных органических кислот. Он выделил и описал щавелевую, лимонную, молочную и другие кислоты.
Интересные исторические факты, связанные с органическими кислотами:
В 1714 г. по указу Петра I в Петербурге был заложен аптекарский сад. Там выращивали лекарственные растения, снабжая ими аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так вот, листья одного из таких растений, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания. Свежее мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из его корней можно получить желтый краситель. Из волокон можно изготовить сети, не гниющие в воде. Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке Андерсена. Личный опыт общения с этим растением способен довести до слез. Наконец, это растение узнают даже слепые. Это – …Назовите это растение!
(Правильно! Это - крапива, содержащая муравьиную кислоту!)
Карбоновые кислоты в природе:
Вопрос к классу: Как Вы думаете? Есть ли кислоты опасные для здоровья человека?
(Да, например: HOOC-COOH
Щавелевая кислота.
Она широко распространена в природе: содержится в щавеле, смородине, апельсинах, малине. Но её не используют в пищевой отрасли промышленности. Эта кислота сильнее уксусной в 200 раз и может разъедать посуду. Её соли могут откладываться в организме человека, образуя камни)
Муравьиная кислота впервые была выделена в XVII веке из красных лесных муравьев. Содержится также в соке жгучей крапивы. Безводная муравьиная кислота – бесцветная жидкость с острым запахом и жгучим вкусом, вызывающая ожоги на коже. Применяется в текстильной промышленности в качестве протравы при крашении тканей, для дубления кож, а также для различных синтезов.
Уксусная кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления безводной уксусной кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной уксусной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем. Натуральный уксус содержит около 5% уксусной кислоты.
3. Состав карбоновых кислот.
Все органические кислоты содержат функциональную группу. Она называется карбоксильной, потому что состоит из карбонильной и гидроксильной групп
(? Для каких классов они характерны – спирты и альдегиды).
Карбоновые кислоты – органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп.
4.Классификация карбоновых кислот (на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 11 класс)
по количеству карбоксильных групп:
а) одноосновные R – COOH (метановая, этановая кислоты);
б) многоосновные HOOC – R – COOH (щавелевая, янтарная кислоты).
2) по природе углеводородного радикала:
а) предельные (метановая, этановая кислоты);
б) ароматические (бензойная кислота);
г) непредельные (олеиновая, линолевая, линоленовая кислоты).
5.Номенклатура.
R – COOH общая формула карбоновых кислот.
CnH2n+1 – COOH общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот
Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка:
1) Выделяют главную цепь.
2) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы;
3) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал;
4) Называют радикал;
5) Называют углеродную цепь;
6) Добавляют суффикс - овая кислота
Многие кислоты имеют и исторически сложившиеся, или тривиальные названия, связанные, главным образом, с источником получения: щавелевая – в листьях щавеля и ревеня; капроновая - в козьем жире (от лат. сaper – коза); пальмитиновая - в пальмовом масле; валериановая – в валериане. (примеры кислот в учебнике)
Изомерия
Для карбоновых кислот, как и для альдегидов характерна изомерия углеродного скелета (начиная с С4) и межклассовая – сложные эфиры (с С2).
6. Физические свойства карбоновых кислот: (работа с учебником)
С1 – С3 Жидкости с характерным резким запахом, хорошо растворимые в воде.
С4 – С9 Вязкие маслянистые жидкости с неприятным запахом, плохо растворимые в воде.
С10 - > Твёрдые вещества не имеющие запаха, не растворимые в воде.
Химические свойства:
1) диссоциация: СН3СООН СН3СОО¯ + Н
2) взаимодействие с металлами: 2RCOOH + 2Me = 2RCOOMe + H2
3) взаимодействие с основными оксидами: 2RCOOH +MgO=(RCOO)2Mg + H2O
4) взаимодействие с основаниями: RCOOH + NaOH = RCOONa + H2O
5) реакции присоединения:
R – CH = CH – COOH + Br2 =R – CHВr – CHBr – COOH
6)реакция этерификация: R – COOH + R1 – OH = R – COOR1 + HOH
карбоновая кислота спирт сложный эфир
Области применения карбоновых кислот:
(слайды презентации, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии 11 класс)
III Заключительная часть
Выявление понимания изученного материала
Закрепление изученного материала
- решение кроссворда (на слайде)
Домашнее задание