Конспект урока по теме: «Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую» (Русский язык, 1 класс)
Конспект урока
Ковалёвой Валентины
Предмет: Русский язык
Дата проведения:
Класс: 1 «Б».
Тема: «Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.»
Тип урока:«Открытие новых знаний»
Создать условия для реализации целей:
Предметные (Пр): Знакомство с правилами переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую (общее представление о правиле переноса части слова с одной строки на другую, выбрать способ переноса слов в трёхсложных словах, сравнивать слова по возможности переноса части слова с одной строки на другую; учить наблюдать над словом как средством создания словесно- художественного образа; пополнение словарного запаса, развитие фонетического слуха, умение запоминать образ слова.
Метапредметные:
Регулятивные (Р): умение принимать и сохранять учебную цель; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свои предположения; находить ошибки, устанавливать их причины; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные (П): Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
Коммуникативные (К): Формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; планирование учебного сотрудничества с учителем и самостоятельно, умение работать в парах; формирование двигательных умений.
Личностные (Л): Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника; умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач; развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения); внимания, памяти, аккуратности; обогащение словарного запаса (ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слов».
Методы: словесный (беседа, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения, работа у доски).
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, доска, экран, презентация, учебник Н.В Нечаевой «Русский язык» 2 класс, 2 часть
- для учащихся: учебник Н.В Нечаевой «Русский язык» 2 класс, 2 часть, тетрадь, ручка.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные(Р) |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
1.Мотивационный этап. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1мин. |
Разминка Видеофрагмент
Проверка готовности к уроку (Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, тетрадь, ручка, карандаш). Приветствие -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня мы с вами проведем урок русского языка. Садитесь! Эмоциональный настрой. - Ребята, вы с каждым днём узнаёте что-то новое. Сегодняшний урок не исключение. Надеюсь, наш урок будет для нас интересным и познавательным. - Желаю Вам творческих удач! И думаю, что вы порадуете меня своими ответами. |
Проверяют готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на дальнейшую работы |
Использовать речь для регуляции своих действий; (К)
Развивать учебную мотивацию; (Л) |
2. Каллиграфическая минутка. Цель: Развитие каллиграфического письма. 3 мин. |
- Откройте тетради запишите сегодняшнее число 24 марта. Классная работа. -Урок мы с вами начнем с проведения каллиграфической минутки. - Пропустите две строчки сделайте показ. -Посмотрите на доску, что вы видите? (соединения букв ) -Какие это буквы? (Ка) ( Прописная и строчная) –Какое это соединение? –Выполняем показ в тетрадь, пишем красиво, аккуратно, соблюдая расстояние и высоту между буквами. –Молодцы, с заданием вы справились! |
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют каллиграфическую минутку |
Развивать каллиграфический навык; (Пр)
|
3.Словарная диктант. Цель: Пополнение и обогащение словарного запаса. 3 мин. |
Запись слогов под диктовку: - Я буду произносить вам слова, а ваша задача написать его первый слог. Кто желает записывать слоги у доски? ( 6 человек) Произнесите всё слово про себя, выделите первый слог Капуста, топор ,молоток ,товарищ, хорошо, сорока.
-Молодцы ребята
|
Выполнение словарного диктанта
Проверяют свою работу сравнивают с работой у доски |
Обогащать словарный запас учащихся; (Пр) Развитие мышление, внимания, памяти, аккуратности; (Л) Развивать умение объяснять орфограммы; (Пр) |
4. Актуализация знаний. Цель этапа: провести коррекцию опорных знаний, проверить знания основных понятий и правил. 6 мин. |
- А сейчас ребята посмотрите на экран, я предлагаю вопросы, чтобы узнать, как вы запомнили правила? - Приготовьте ваши сигнальные карточки 1) Как узнать, сколько в слове слогов. - Сначала посчитайте количество слогов - Объясните 1. Сколько в слове гласных, столько и слогов желтые карточки - Какой вопрос вызвал затруднение? |
Закрепляют полученные знания на предыдущем уроке
Отвечают на опросы учителя |
Умение слушать и слышать учителя
Определятют тему учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; (К) |
5. Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.3 мин |
-Ребята мы начинаем новую тему. - "Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.» -Чему будем учиться? (Узнаем правила переноса, будем учиться правильно переносить слова.) |
Отвечают на вопрос учителя |
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; (Р)
|
6.Открытие новых знаний
7. Первичное закрепление Цель этапа: Совершенствование умений их формировании при выполнении типовых и конструктивных заданий. 13 мин. |
-Откройте учебники на стр.36 -Прочитайте первое задание. - Кто прочитает громко, четко, выразительно? - Читать будет Максим Валяев. - С чем автор сравнивает плывущие по небу облака? А вам приходилось наблюдать такую картину? Чем или как вам представлялись облака? - Давайте озаглавим его? - Как бы вы его озаглавили? - Спишите первое предложение. Раздели слова вертикальной чертой на слоги. - Кто выйдет и у доски выполнит задание? - Записывай и четко проговаривай все слоги. По не/бу плы/вёт пу/шис/то/е об/ла/ко. - Посмотри на слова в тексте медленно, кучевые не уместились на строке и части этих слов были перенесены на другую строку. На месте переноса поставленна небольшая горизонтальная чёрточка. (-) (Лексическое значение слова из толкового словаря на экране ) -Что значит кучевые облака? - Докажи, что выделенные слова были перенесены с одной строки на другую по слогам. Как еще можно было перенести эти слова с одной строки на другую? Объясни свой ответ. - Запиши слово зимой и раздели его горизонтальной чёрточкой для переноса. - Какой вывод можно сделать? - Как переносятся слова с одной строки на другую? Вывод: Если слово не умещается на строке, то его часть переносится на другую строку по слогам (зи-мой), на месте переноса ставится горизонтальная чёрточка (-) - Давайте прочитаем правило на странице 37, которое будет служить выводом. - Надя прочитай правило громко, четко, соблюдая интонацию. - Выучите правило. ( 2 чел. Рассказывают вслух)
3. Прочитай. Посмотри, как разделены слова переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лёк
- А как ещё можно перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова. ( у доски 3 чел.)
Образец: Ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик. - Если есть мягкий знак, то как нужно переносить слово (нельзя отрывать ь знак)
- Посмотрите на странице 37 выделено «Обрати внимание!» - Давайте зачитаем - Вероника прочитай громко, четко, соблюдая интонацию. |
Читают задание.
Отвечают на вопрос учителя
Работают у доски и в тетрадях
Выполнение упражнения в тетради.
Читают правило, учат
Отвечают на вопросы учителя |
Построение логической цепи рассуждений; (П)
Умение оформлять свои мысли в устной форме; (К)
Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы; (П)
Умение слушать и слышать учителя |
7.Физминутка. Цель этапа: Формирование двигательных умений (1 мин) |
Видеофрагмент |
Выполнение упражнений. |
Формирование двигательных умений; (К) |
8.Первичное закрепление.(продолжение) Цель этапа: Формирование умений. 14 мин. |
- Ребята откройте свои тетради на печатной основе стр 18 - Прочитайте первое задание - Давайте возьмем карандаши в руки и покажем чертой слоги - Давайте соберем это предложение, чтобы у него была смысловая связь - Давайте запишем это предложение - Списываем без ошибок - Карандашом подчеркните опасные места (заглавная буква, точка в конце) 2. Резерв - Прочитай - Напиши подходящие по смыслу слова. Разделили их чёрточками для перенос. Пользуйся словарём для справок. |
Выполнение упражнения.
Отвечают на вопросы
|
Умение выделять предлог и приставку; (Пр)
Воспитывать уважительное отношение к товарищам; (Л)
Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию; (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 2 мин. |
–Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего урока. –Чему учились на уроке? (Познакомились с правилами переноса слов; сформировать умение переносить слова с одной строки на другую учиться применять новое знание при письме).
- Как вы поняли сочетание слов перенос слов? - Что узнали о переносе слов с одной строки на другую? - Как можно перенести слово телефон? ( с одной строки на другую по слогам, теле-фон) –Ребята, оцените словесно свою работу на уроке (спрашивать учеников) –Сегодня на уроке были активны…..(кто работал на уроке) -Откройте дневники и запишите Д/З рабочая тетрадь упр. 6 –Всем спасибо, урок окончен! До свидания! |
Подводят итог урока
Оценивают работу на уроке
Записывают Д/З |
Умение проводить рефлексию; (Р)
Оформлять мысли в устной форме; (П)
Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию; (Л) |