12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ефремова Елена Викторовна78
1

Урок по русскому языку на тему «Перенос слов. Правила переноса слов с буквами «й», «ь» и удвоенными согласными»



УМК «Планета знаний»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Перенос слов. Правила переноса слов с буквами й и ь и удвоенными согласными»

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов с буквами й и ь и удвоенными согласными.

 

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

У нас урок русского языка.

Зачем вам нужны уроки русского языка?

Напомните, что это значит учиться? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)

Сегодня на уроке вы продолжите изучать тайны русского языка.

Настройтесь на работу.

Улыбнитесь друг другу.

Будьте активными.

А что это значит? ( С желанием делаю все задания.)

 

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?

 

1)Минутка чистописания

Я тетрадочку возьму
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

 

На доске буквы: г, п, р, т,

 

-Какой общий элемент в этих буквах? (крючок, короткая наклонная линия, крючок до середины)

-Напишите эти буквы.

-Обведите самую красивую букву, которую вы написали.

 

- Прочитайте слово: тетрадь

Обведите элементы, пропишите еще раз.

-Сколько гласных букв в слове?

-Сколько в слове слогов?

-Разделите на слоги.

-Сколько букв в слове? 7

-Сколько звуков? 6

-Почему букв больше чем звуков?

 

2) Мы отправляемся с вами в сказку, а вот в какую, нужно угадать

 

1 Тигр - это та же кошка,

Только дикая немножко.

Тигр запомнил каратэ,

Так он учит букву ... (т)

2 Рак - речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву...(р)

3 Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву..."(м)

4 Кошка, миленькая кошка,
Поиграем с ней немножко,
С кошкой мы, наверняка,
Не забудем букву ...(к)

 

- Здесь выпали гласные буквы. Кто догадался, что за сказка?  (Теремок)
– Кто написал эту сказку? (Это народная сказка).

- А кто первым поселился в теремке? Мышка.

Вот Мышка приготовила для вас задание

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Запишем слова, написание которых надо запомнить.

Доска:

Ученик, дорога, город, язык

 

-Разделите их на слоги. Разделите для переноса.

-В каких словах деление на слоги совпадает с делением для переноса (город, дорога). Докажите. (Мы знаем правило: слова можно переносить по слогам)

-Какое слово переносить нельзя? Докажите. (Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).

- В каких словах деление на слоги не совпадает с делением для переноса (ученик) (Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).

 

Физкультминутка для глаз

Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала все начни.

Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Влево-вправо и –следим.

 

3. Сообщение темы урока и постановка цели

1. – Наша сказка продолжается. Кто следующий прибежал к теремку? Лягушка (Иллюстрация)
– У лягушки-квакушки к вам есть задание.

2.- Что вы узнали на прошлых уроках? (Правила переноса слов)

1.Слова можно переносить по слогам.

2. Слова, состоящие из одного слога не переносятся.

3.Одну букву не переносят и не оставляют на строке.

 

3.Спишите слова: группа, коньки, зайка пишу на доске

Разделите их на слоги.

Как можно разделить слово группа для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные?

Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с удвоенными согласными).

Как можно разделить слова коньки для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с ь)

ИЛИ. Если задание все правильно выполнили.

Докажите правилом. (Мы не знаем этого правила)

Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с ь)

Как можно разделить слова зайка для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с Й)

3.Какая тема урока? (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й)

 

4. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли? (Мы должны были разделить слова группа, коньки, зайка для переноса.)

-В чем возникло затруднение? (В делении слов для переноса и в объяснении правил.)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й )

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

 

-Назовите тему урока. (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й) (Тема появляется на доске)

-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова).(Цель появляется на доске)

Учитель открывает тему и цель урока на доске.

 

Прочитайте правило на стр. 16, 17 учебника

 

6. Реализация построенного проекта.

- Кто же дальше появился в сказке? (Заяц, иллюстрация)
– И принес он вам задания.

- Сейчас вы поработаете в паре.

- Вспомните правила работы в парах.(работаем дружно, вместе)

У вас есть карточки , на которых записаны слова, разделите слова для переноса, вертикальной линией.

 

1.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

2. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

3.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

4. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

5.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

6. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

7.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

8. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

9.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

10. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

11.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

12. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

13.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

14. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

15.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

 

Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)

Посмотрите в учебник на страницы 16-17.

Что теперь вы сможете делать? (Делить все слова для переноса)

Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает на доске образец.

Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.

Кто нашёл у себя ошибку?

Дети поднимают руки.

Молодцы! Вы очень внимательны!

У кого верно выполнены все задания?

Молодцы!

 

Кто прибежал к теремку следующий? (Лиса)
– Вот она предлагает вам поиграть.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках..
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко
.

 

7. Словарно-орфографическая работа

Кто же дальше прибежал? (Волк)

Где пригодятся нам знания правил переноса? (При записи слов, предложений)

Упр. № 3, стр. 16

Найдите упр. 3 на странице 16. Что нужно сделать в этом задании? (Списать первое предложение. Разделить слова для переноса.)

Учащиеся списывают предложения и объяснят деление слов для переноса.


– Принес он вам загадку.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Какие значения имеет это слово? (Орган, средство общения)
– Как называют такие слова ? (Многозначные)
– А написание этого слова еще и запомнить нужно. Как такое слово называется? (Словарное)
–Что с ним нужно сделать? (Выучить)
– Запишите это слово на следующей строке, подчеркните орфограмму. (Показ на доске)
– А как можно перенести слово «язык»? (Нельзя перенести, слог из одной буквы)
– Вот и с заданием волка справились.

 

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

И последним, кто пришел? (Медведь, иллюстрация)
– Кто может рассказать, что же дальше произошло? (Залез на теремок и развалил его, иллюстрация)
– Ах, разбежались звери, остались без дома. Кто же разбежался? (Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).
– А хотите помочь зверям построить новый дом? (Да)
– Для этого на следующей строчке запишите названия зверей, разделив их для переноса. (Показ образца).

 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была цель вашего путешествия? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова)

Достигли ли вы цели? Объясните. (Составили правила переноса с удвоенными согласными и буквами Й и Ь)

Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, похлопайте себе, если у вас были сомнения – разведите руки в стороны, а если вам требуется помощь – поднимите руку.

 

Тут и сказочке конец,
А кто слушал, молодец!

 

Учитель проводит рефлексию оценивания.

Кто больше всех выручал вас на уроке? Кому бы вы сказали «спасибо»?

Что мы скажем друг другу? (Спасибо за урок!)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.