Конспект урока математики в 4 классе «Способ чтения и записи многозначного числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых»
Предмет: Математика
Класс: 4
Учитель: Звягинцева А.В.
Тема: Способ чтения и записи многозначного числа. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомиться с способами записи и чтения многозначного числа, научить представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Задачи:
Образовательные: учить читать многозначные числа и представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемым.
Развивающие: развивать алгоритмическое мышление, память, математическую речь.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: знать способ чтения и записи многозначных чисел; уметь представлять многозначные числа в виде сумм разрядных слагаемым. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном. Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
Мотивация к учебной деятельности. |
||
-Здравствуйте, дети. «Ученье — свет, а неученье – тьма». - Как вы понимаете эту пословицу? - Человек, который обладает знаниями и опытом поколений легко находит свой путь в жизни, легко ориентируется во времени и пространстве. А неграмотный человек лишен способности оценивать ситуацию, он не обладает знаниями и опытом тех, кто уже прошел по жизненному пути, он всегда во тьме. |
Размышляют. Рассуждают. Комментируют. Объясняют. |
|
2. Актуализация знаний. |
||
- Устный счет: А) - Сколько всего классов вы уже знаете? - Назовите разряды каждого класса. Б) Разбей число на классы. Скажи, сколько в нем единиц каждого класса. 5400 5497 61209 71590 40400 700005 В) Запишите цифрами числа на доске: Сто восемь тысяч триста девять Тридцать тысяч семьсот семьдесят Восемь тысяч семьсот Девятьсот шесть тысяч триста два Сто десять тысяч пятьсот сорок Г) Прочитай по-разному: 3754, 2900, 3970 Д) замени суммой разрядных слагаемых: 3903, 407020 - Вы догадались чему мы будем учиться сегодня на уроке? |
Размышляют, обосновывают ответы - Три - В каждом классе по три разряда; единица каждого разряда в 10 раз больше единицы предыдущего разряда.
Отсчитаем справа у каждого числа три цифры: В числе 5 единиц второго класса и 400 единиц первого класса. Читаем: «пять тысяч четыреста». В числе 5 единиц второго класса и 497 единицы первого класса. Читаем: «пять тысяч четыреста девяносто семь». В числе 61 единица второго класса и 209 единиц первого класса. Читаем: «шестьдесят одна тысяча двести девять». В числе 71 единица второго класса и 590 единиц первого класса. Читаем: «семьдесят одна тысяча пятьсот девяносто». В числе 40 единиц второго класса и 400 первого класса. Читаем: «сорок тысяч четыреста». В числе 700 единиц второго класса и 5 первого класса. Читаем: «семьсот тысяч пять» Один ученик пишет, проверяют 180 309, 30 770, 8 700, 906 302, 110 540
Выполняют задание, читают разными способами: 3754: 3 тысячи 754 единицы; 3 тысячи 7 сотен 5 десятков 4 единицы; 37 сотен 5 десятков 4 единицы; 375 десятков 4 единицы; 375 десятков 4 единицы; 37 сотен 54 единицы 2900: 2 тысячи 9 сотен; 2 тысячи 90 десятков; 29 сотен ;290 десятков. 3970: 3 тысячи 9 сотен 7 десятков; 3 тысячи 97 десятков; 3 тысячи 9 сотен 70 единиц; 39 сотен 7 десятков; 39 сотен 70 единиц; 397 десятков.
3903: 3000+ 900+ 3, 407020: 400 000 +7 000+20 - Сегодня на уроке мы будем учиться представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. |
|
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. |
||
- Ребята, открываем учебник на странице 17 №5. Выполним устно: Прочитайте числа - По какому правилу числа разбили на строчки? - Следующий №6. Выполним устно: Сколько цифр в каждом из классов в записях чисел? 3 625 26 806 309 958 7 012 40 091 900 064 Чтение правила учителем: При записи многозначного числа нужно следить за тем, чтобы в разрядах каждого класса (кроме, может быть, первого слева) было три цифры. Если в каком-нибудь классе отсутствуют единицы того или иного разряда, то в этих разрядах пишут нули. Физкультминутка: |
Читают задание: 2000, 5830, 5083, 9999 16835, 28036, 80007, 91003, 31030, 30900 969 384, 703 856, 255 000, 100 100, 999 999, 203 050 1 000 000, 2 000 000, 5 360 036, 25 635 007 - Трехзначные, пятизначные, шестизначные, семизначные, восьмизначные В числе 3 625: 1 цифра 2 класса 3 цифры 1 класса 7 012: 1 цифра 2 класса, 3 цифры 1 класса, 28 806: 2 цифры 2 класса, 3 цифры 1 класса 40 091: 2 цифры 2 класса, 3 цифры 1 класса 309 958: 3 цифры 2 класса, 3 цифры 1 класса 900 064: 3 цифры 2 класса, 3 цифры 1 класса Осмысливают и запоминают правило. Выполняют физические упражнения |
|
4. Первичное закрепление во внешней речи. |
||
- Ребята, открываем тетради, отступаем четыре клетки от написанного, записываем число, классная работа. - Откройте учебник на с. 19 №18. Выполним в тонкой тетради с комментированием у доски: Запишите в виде суммы разрядных слагаемых: 12 164, 798 053, 80 070, 70 190, 606 060 |
Читают и осмысливают задание. Вычисляют и объясняют решение. 12 164: 12000+ 100+60+4 798 053: 700 000+ 98 000+ 53 80 070 : 80 000+ 70 70 190: 70 000+ 100+ 90 606 060: 600 000+ 6000+ 60 |
|
Откройте рабочую тетрадь на с.7. №21. Прочитайте задание: найдите и отметься цветными карандашами точки пересечения прямых и обозначьте их буквами. - Прочитайте задание № 22 с.8, выполним его устно: Сравните устно выражения. 195+196+197+198 = 199+198+197+195= 28+555+222= 29+444+333= Оценивает работу учащихся. |
Выполняют задание Читают и осмысливают задание. Вычисляют и объясняют решение. 195+196+197+198 = 786 199+198+197+195=789 28+555+222= 799 29+444+333= 806 |
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
||
Организует выполнение самостоятельной работы. -Следующее задание № 23 вы выполните самостоятельно: Проверьте ответы и исправьте ошибки, если они есть. 627+ 284= 901 23·9 = 217 408+592= 1 000 16· 13 = 108 903- 864 = 39 906: 3 = 32 821- 703= 104 234: 13= 18 - Если кому-то трудно, вы можете посчитать столбиком. Организует самопроверку. -Проверьте ошибки по эталону(слайд) -Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. -Молодцы! -Поднимите те, у кого были ошибки. -Будьте внимательнее. (Первым 3, решившим правильно, ставит оценки.) |
Читают и осмысливают задание. Выполняют его самостоятельно. 627+ 284= 911 23·9 = 207 408+592= 1 000 16· 13 = 208 903- 864 = 39 906: 3 = 302 821- 703= 118 234: 13= 18 Выполняют задания на основе построения причинно-следственных связей. Осуществляют самопроверку. Исправляют ошибки. |
|
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение(продолжение) |
||
- Открываем учебник с. 20 №22. Выполним письменно в тетради с комментированием у доски: Выполните деление с остатком и сделайте проверку 327: 5 800:24 - Следующее задание №23. Выполним письменно в тетради с комментированием у доски. - Прочитайте задачу. Организует работу по разбору задачи. - Какова длина всей аллеи? - Какова длина засаженного участка в 1 день? - Какова длина засаженного участка во 2 день? - Что сказано о 3 дне? - Повторите вопрос задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - А как узнать, длину засаженного участка в 3 день? - А когда узнаем, длину засаженного участка в 3 день, можем ли мы ответить на вопрос задачи? Каким действием? Организует решение задачи по действиям с пояснением. -Запишите решение задачи по действиям с пояснением. |
Размышляют, обосновывают ответы Выделим 1 неполное делимое, обозначим его дугой- 32. Выставим количество точек в частном- 2. Находим первую цифру в частом- 6, проверим умножением. Сравним остаток с делителем- остаток меньше делителя. Находим вторую цифру в частном- 5, сравним остаток с делителем- остаток меньше делителя. Читаю ответ: 65(остаток 2) Выделим 1 неполное делимое, обозначим его дугой- 80. Выставим количество точек в частном- 2. Находим первую цифру в частом- 3, проверим умножением. Сравним остаток с делителем- остаток меньше делителя. Находим вторую цифру в частном- 3, сравним остаток с делителем- остаток меньше делителя. Читаю ответ: 33 (остаток 8) Читают задачу: Рабочим поручили за 3 дня посадить деревья по краям аллеи длиной 1 км. В первый день они посадили деревья на участке длиной 227 м, во второй- на участке длиной 318 м, а третий- на участке, длина которого 97м больше, чем длина участка, засаженного во второй день. Справились ли рабочие с поручением? - длинна аллеи 1 км. - 227 м - 318 м - Длина аллеи на 97 м, больше, чем длина участка, засаженного во второй день - Справились ли рабочие с поручением? - Нет, мы не знаем, какова длина засаженного участка в 3 день. - 318+ 97 - Да, действием сложением
1) 318+ 97 = 415 (м) - длина засаженного участка в 3 день 2) 227 + 318+ 415= 960 (м)- посадили за 3 дня 3) 1 км= 1000 м Ответ: с поручением не справились |
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
||
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Д/з: учебник с. 21 № 26(письменно) рабочая тетрадь: с. 8 № 24,25,26 (в р.т.) Организует рефлексию учебной деятельности. -Что нового вы узнали на уроке? - Вспомните, сколько разрядов включает в себя каждый класс? -Молодцы! -Поднимите руки те, кто сегодня всё понял и теперь сможет применять полученные знания. -Поднимите руки те, кто всё понял, но ещё есть то, что не получается. Молодцы, вы хорошо поработали! -Урок окончен. |
Участвуют в рефлексии. Вспоминают пройденный на уроке материал. Осуществляют самооценку. |