12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Светлана Ивановна1245
Люблю свою работу
Россия, Коми респ., Усинск
Материал размещён в группе «Занимательный русский язык»

Урок - практикум: “Правила написания письма».

Тип урока: Урок развития речи.

Форма урока: урок - практикум

Метод: комбинированный, игровой.

Класс: 6

Цель урока: возрождение российских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма.

Задачи урока:

Предметные:
- формирование системы знаний о правилах написания и оформления письма, его различных видах;
- формирование навыка самоконтроля;

- расширение словарного запаса учащихся;
- овладение навыками использования различных обращений, слов-приветствий.

 Метапредметные:
- планирование способов и путей достижения учебных и прикладных целей;
- умение работать с различными источниками информации;
- использование устной и письменной речи для аргументированного отстаивания своей точки зрения;
- владение первичными навыками учебно-исследовательской деятельности.

Личностные: 
- воспитание патриотизма и любви к своей семье, Родине;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другим людям;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
- воспитание культуры письменной речи.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

Демонстрационный материал:

мультимедийная презентация к уроку;

Ход занятия

I этап. Организация класса (орг. момент)

Учитель:Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. 
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.


t1584853083aa.jpgСлайд 1

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки:

Из-за тридевять земель

Мчит бумажный Журавель.

Мог бы он лететь и дальше,

Но нырнул в почтовый ящик.

- Ребята, что это такое? (Ответы учащихся)

- Правильно, это письмо. Подумайте, а как письмо может быть связано с нашим уроком?

(Дети высказывают собственное мнение)

Учитель: Да, дети, сегодня мы будем работать над формированием речи. Наш урок посвящён овладению первоначальными навыками написания письма. А как вы думаете, важно ли уметь писать письма? Пригодится ли это вам в будущем?(Ответы учащихся)

-Конечно, в современном мире, когда у вас под рукой мобильные телефоны или же компьютер с Интернетом и электронной почтой, письма должны казаться вам очень несовременными. Но для многих и многих поколений людей письма были важной составляющей человеческой жизни. Через письмо люди могли общаться между собой на расстоянии. Вспомним, например, отрывок из рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

(Текст читает подготовленный ученик)

Слайд 2

Ученик: «И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она…»

Вопросы для обсуждения:

- Какое настроение было у Даши? Почему она грустила?

- Что помогло ей спраt1584853083ab.jpgвиться с грустью?

- А как на ее месте поступили бы современные дети? (Ответы учащихся)

Учитель:Да, ребята, девочка Даша могла общаться с матерью только через письмо. А вам повезло: у вас у всех имеются сотовые телефоны и вы в любое время можете позвонить своим родителям. Но все-таки, я думаю, и в вашей жизни могут возникнуть моменты, когда вам придется писать письма, поэтому на сегодняшнем уроке мы будем этому учиться.

III этап. Формирование новых знаний и умений.

Слайд 3

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руке? (Ответы учащихся).

t1584853083ac.jpg- Правильно, это почтовый конверт.Конверт нужно уметь правильно оформлять. Прежде чем приступить к этой работе, я предлагаю вам вспомнить еще одно произведение из художественной литературы: рассказ А.П.Чехова «Ванька».

Вопросы для обсуждения:

- Кому Ванька написал письмо?

- Какой адрес написал на конверте герой рассказа?

- Дойдет ли его письмо до дедушки? Почему?(Ответы учащихся)


Учитель: Да, ребята, я с вами согласна: скорее всего, письмо Ваньки не дойдет до адресата. Ведь он не указал точного адреса.

- Ребята, а кто из вас знает, что обозначают слова адресант и адресат? (Ответы учащихся)

- Правильно. Когда мы держим в руках конверт, то смотрим, кто нам прислал его: это и будет адресант (адресант – тот, кто отправил нам почтовое сообщение). Адресат – это получатель, тот, кому адресовано сообщение.

На конверте должен быть точный адрес и получателя, и отправителя. Давайте запишем памятку по правильному оформлению конверта, а потом оформим конверты, которые лежат у вас на парте.

Фамилия, имя, отчество адресата.

Дом №, квартира №.

Улица (переулок, проспект, площадь).

Город, поселок, село, хутор.

Район и область.

Физминутка

Учитель: Итак, конверты готовы. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. А также вспомнить историю письма.

Правила игры: Учитель коротко рассказывает, как древние люди передавали нужную информацию друг другу, дети все это изображают жестами.

Слайд 4 (презентация)

t1584853083ad.jpgУчитель: С древних времен человечество использует самые разные средства, чтобы передавать важную информацию. Наиболее популярным способом сообщить что-то значимое в соседние селения были костры. (Дети движениями показывают, будто разжигают костер) Еще один способ общения – барабаны. Звуки его разнообразны по тональности и продолжительности, это позволяет передавать сообщения со всевозможным смыслом, а не только сигнализировать об опасности. (Дети передают сигналы, используя воображаемый барабан). Потом появились гонцы-скороходы. (Бег на месте). Существовали также почтовые голуби. (Дети машут крыльями, как птицы).




Учитель: Отдохнули. Продолжим нашу работу. Ребята, как вы думаете, существуют ли правила, законы написания письма? (Да).

- Писать письмо совсем не просто. Это целое искусство. Этому нужно учиться.
А кому чаще всего люди пишут письма?

(Высказывания детей)

Учитель: Родным и близким людям (личные) и деловые письма.

- Как вы думаете, чем отличаются деловые письма от личных?

(Ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся:

 Деловое (служебное) письмо. Основные черты: убедительность, строгая последовательность, информативность. Деловая переписка во многом близка официально–деловому стилю.

 Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни адресата и адресанта. Это письмо – рассказ, письмо – поздравление, письмо – просьба, благодарственное письмо.

Культура написания письма.

Учитель: Мы с вами сегодня будем учиться писать личные письма. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.

- А что вы знаете о написании писем?

(Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

Уt1584853083ae.jpg читель: Слова в письме должны быть понятными и простыми. Следует быть внимательным к каждому слову, чтобы случайно не обидеть человека.Обратите внимание на слайд. Давайте вспомним план написания письма.

Слайд 5

План написания письма:

Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.(Обращение пишется с новой строки. После обращения ставится восклицательный знак или точка).

Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания. (Текст начинается с красной строки, с заглавной буквы)

Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

Учитель: Ребята, прежде чем приступить к написанию письма, определитесь, кому вы будете его писать. Перед вами несколько тем. Учитывайте, что это письмо будет личное.

Слайд 6

«Письмо моим родным»

«Письмо другу. Однажды со мной случилось…»

«Письмо моему учителю»

- Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Практическая работа по написанию писем

V этап.  Рефлексия. Итог урока

Учитель: Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

t1584853083af.jpgУчитель:

Продолжите предложения:

Мы учились на уроке…
Мне понравилось…
Я могу …
​​​​​​​

Домашнее задание

Учитель: Вы дома, используя материал нашего урока, допишите личное письмо. Внесите, если это необходимо, в него коррективы и перепишите аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.





Опубликовано в группе «Занимательный русский язык»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.