Конспект урока по развитию речи в 5 классе по теме «Что такое письмо? Правила создания писем»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по развитию речи в 5 классе (парное занятие)
Тема «Что такое ПИСЬМО? Правила создания писем»
Автор разработки: Нигуль В. Ю., учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ №104»
Цели:
- дать обучающимся понятие о письме, как об одном из жанров письменной речи, о различных видах писем, их стилистических особенностях,о целях написания писем;
- обучить правилам написания писем;
- помочь детям освоить культуру написания писем;
- продолжить работу над расширением лексикона учащихся; над развитием умения свободно выражать свои мысли, умения определять тему, основную мысль текста, делать выводы на основе анализа текста, формулировать правила;
- продолжить работу по развитию умения редактировать тексты с ошибками (умения находить орфографические, пунктуационные, грамматические, этические ошибки и исправлять их);
- продолжить работу по формированию навыков сотрудничества, самооценки и взаимооценивания.
Оборудование:
* Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 (Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.). – М.: Просвещение, 2013;
* Карточки с текстом письма и заданиями для групповой работы;
* Мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер, презентация).
Прогнозируемые результаты:
Предметные: знать понятия «письмо», «адресат», «адресант», правила написания писем, виды писем; уметь определять виды писем, цель их написания, находить орфографические (правописание безударной гласной в корне, правописание согласной в корне, правила слитного и раздельного написания), пунктуационные (правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами) ошибки и исправлять их.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию, воспитание культуры письменной речи на примере жанра письма.
Метапредметные:
- регулятивные: способность осознавать цели учебной деятельности, пояснять их, проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- познавательные: способность объяснять языковые явления, связи, отношения, выявленные в ходе анализа текстов писем; определять тему, основную мысль текста; формулировать выводы на основе анализа текстов;
- коммуникативные: владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими нормами языка; формами управления поведением партнёра (коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать); навыками сотрудничества.
Сценарий урока
№1. Организационный момент (приветствие, запись в справочнике даты).
№2. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.
─ Мир текстов очень разнообразен. Существует большое количество жанров (видов текстов) в каждом стиле: и в научном, и в деловом, и в художественном, и в разговорном.
─ Все вы знаете слово «ПИСЬМО». Давайте поразмышляем, а какой текст мы называем письмом?
─ А какими бывают письма? Для чего люди пишут письма? Ответы детей.
№3. Постановка целей и задач
─ А теперь откройте в учебнике § 43 и внимательно прочитайте материал «под звёздочкой». Проверьте, правы ли вы были, определяя значение слова «ПИСЬМО», виды писем?
─ Мы с вами выяснили,что письма бывают разные. Как вы думаете, существуют ли общие правила для создания писем?
─ Исходя из этого, какую главную цель для себя поставим на этот урок? А что необходимо вам сделать, чтобы этой цели достигнуть?
─ Ответы детей.
Запись темы урока в справочник.
─ Сегодня вас ожидает непростая, но увлекательная работа – изучить образцы писем, определить и сформулировать правила создания писем, научиться писать письма согласно правилам.
№4. Работа над темой урока
1 этап Работа по изучению первых трёх основных правил
─ Сейчас познакомимся с 3 основными правилами создания писем. Для этого обратимся к упражнениям учебника, которые помогут нам в этом.
Каждый ряд будет работать со своим упражнением. Задание выполняется в парах в течение 4-5 минут. Ваша задача ответить на вопросы к упражнению, затем попробовать сформулировать правило написания писем, опираясь на текст упражения и ответы на вопросы к нему.
Алгоритм работы с № 222, 223, 224:
* дети сначала знакомятся с заданием к упражнению;
* обсуждают ответы в паре и пробуют сформулировать правило написания письма;
* фронтальная проверка выполнения заданий.
А)
─ Итак, начнем с № 222. Прочитаем письмо героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг». Как заканчивается и начинается письмо? О чём говорится в письме? Найдите 2 обращения, какими знаками препинания они выделены? (ответы детей)
─ Какое обязательное правило написания писем мы можем сформулировать? (ответы детей)
На экран выводится слайд с первым правилом или записывается правило под диктовку.
ПРАВИЛО №1:
Письмо должно начинаться с обращения к адресату, а заканчиваться подписью и датой.
Б)
─ Теперь обратимся к № 223 и сформулируем 2 правило.
─ О каком событии подробно рассказывает мальчик в письме к своей учительнице? О чём он спрашивает, желая получить ответ? Подумаем, каким должно быть письмо с точки зрения содержания, того, о чем пишется? (ответы детей)
─ Попробуем сформулировать 2 правило.
На экран выводится слайд со вторым правилом или записывается правило под диктовку.
ПРАВИЛО №2:
Письмо должно быть содержательным, интересным для адресата.
В)
─ Прочитаем письмо, данное в № 224. По вашему мнению, выражает ли обращение отношение Лены к бабушке? Как можно было бы теплее, душевнее закончить письмо? Можно ли по этому письму сказать, что девочка откровенна с бабушкой, хочет поделиться с ней чем-то важным, дорогим, своими мыслями, чувствами? (ответы детей)
─ Какое это письмо: деловое или личное? Какое правило можно вывести для личных писем после разбора письма Лены? (ответы детей)
На экран выводится слайд с третьим правилом или записывается правило под диктовку.
ПРАВИЛО №3:
Личное письмо должно быть эмоциональным, выражать чувства и мысли пишущего.
2 этап Словарная работа
─ Сейчас нам нужно вспомнить, как пишутся слова, которые часто используются при написании писем и в которых нередко делаются ошибки не только детьми, но и взрослыми.
На экран выводится слайд со следующими предложениями и словами (или учитель записывает предложения на доске при отсутствии необходимого оборудования):
Здравствуйте, уважаемый Василий Петрович! (обратим внимание на написание первого слова: почему оно пишется через букву В?; чем является словосочетание «уважаемый Василий Петрович»? что вы знаете об использовании обращений в письменной речи, что необходимо делать?; почему во 2 слове в корне пишется А; почему 2 слова не в начале предложения написаны с большой буквы?)
Спасибо. Извините за ошибки. (написание каких выделенных букв можно объяснить, а каких нужно запомнить?)
До свидания. До встречи.(как можно объяснить раздельное написание данных слов?)
Заранее благодарю. (в слове «заранее» нужно запомнить слитное написание; объясните написание выделенных букв во втором слове)
3 этап Игра «Почтовый человечек»
(название игры, тексты для её проведения взяты из книги Рик Т.Г. «Игры на уроках русского языка. 5 класс»)
─ Сейчас мы переходим к самой сложной, но в то же время самой интересной части нашего занятия – игре в «почтового человечка». Данная игра поможет вам освоить культуру написания писем, научиться писать такие письма, которые не обидят адресата, а, наоборот, будут ему приятны, и о вас будет складываться положительное впечатление.
─ Для начала послушайте сказку о почтовом человечке:
Почтовый человечек
На почте живёт маленький – маленький почтовый человечек. Его крохотный домик находится под полками с письмами. Почтовый человечек ведёт себя так тихо, что о нём никто не знает. Только очень старые и опытные почтальоны иногда замечают его, если задерживаются на работе до поздней ночи. Человечек этот добрый и очень милый. Ему всегда грустно, если какое-то письмо не забирает адресат или если письмо отправляется назад, потому что адресат переехал в другое место. Почтовый человечек всегда следит, чтобы письма не терялись. Если письмо завалится под полку, он вытащит его и положит прямо на стол почтальону. А ещё он всегда помогает исправлять ошибки в безграмотных письмах.
(Примечание: на доске перед чтением текста можно разместить плакат (или вырезанную фигурку) с изображением почтового человечка)
Порядок игры:
Класс делится на 4-5 групп (заранее).
Каждая группа получает карточки с текстом письма и заданиями к нему.
Совместными усилиями группа выполняет редактирование письма.
В зависимости от оставшегося времени варианты проверки: 1) ответы на каждое задание представляют группы по очереди (1 группа – задание №1 и т.д.), обсуждение ответов, взаимооценивание в устной форме); 2) каждая группа озвучивает одно правило написания писем, которое она сформулировала, выполняя задание №4; обсуждение ответов. Далее учитель собирает карточки с выполненными заданиями, результаты проверки и оценки (с учетом устной работы) сообщает на следующем занятии.
─ У почтового человечка сегодня очень много работы: на почте оказалось немало писем, в которых есть ошибки. Поэтому почтовому человечку одному не справиться, и он просит вас разобраться с самым сложным письмом. Одна семья, по фамилии Изумрудовы, отправила письмо своей родственнице, но при этом нарушила многие правила: и этические, и грамматические.
─ Давайте поможем нашему герою: разберемся, какие правила написания писем нарушила семья Изумрудовых, исправим орфографические и пунктуационные ошибки.
Работать вы будете в группах. Каждая группа получает карточки с письмом и заданиями. Ответы записываете в карточке в специальном разделе. Орфографические и пунктуационные ошибки исправляете в самом письме.
Карточки в 2 вариантах: простой уровень, где выделены ошибки (для слабоуспевающих);
более сложный, где ошибки должны найти сами дети и исправить их.
Письмо семьи Изумрудовых (вариант №1)
Здраствуй дарогая Нат. Иван.! Хотим передать вам привет от Владимира Ольги, и Зинаиды. Мы скоро приедем к вам всей семьёй и поживём у Вас месяца три или четыре. За ранее рады встрече. Блогодорим за варежки, которые нам свизала баба Даша. Спосибо бабе Насте за сушёные сливы. Спосибо Вам всем. Досвидания. С ув., семья Изумрудовых.
|
Письмо семьи Изумрудовых (вариант №2.)
Здраствуй дарогая Нат. Иван.! Хотим передать вам привет от Владимира Ольги, и Зинаиды. Мы скоро приедем к вам всей семьёй и поживём у Вас месяца три или четыре. За ранее рады встрече. Блогодорим за варежки, которые нам свизала баба Даша. Спосибо бабе Насте за сушёные сливы. Спосибо Вам всем. Досвидания. С ув., семья Изумрудовых.
|
Задания для варианта №1.
Запишите фамилии и имена участников группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1: найдите и исправьте орфографические ошибки в тексте письма.
Задания №2: найдите и исправьте пунктуационные ошибки в тексте письма.
Задание №3: какие этические ошибки допустили Изумрудовы?/ что в письме говорит о том, что Изумрудовы нарушили культуру написания писем, что делать в письмах неприлично, некрасиво? (ответы задания №3 запишите в таблицу)
Задание №4: какие ещё правила создания писем вы можете сформулировать, кроме тех, которые мы уже записали в справочник? (ответы запишите в таблицу)
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Критерий №1 - _____________________
Критерий №2 - _____________________
Оценка учителя: _______________________
Задания для варианта №2.
Запишите фамилии и имена участников группы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1: найдите и исправьте орфографические ошибки в тексте письма (слова с ошибками выделены розовым цветом).
Задания №2: найдите и исправьте пунктуационные ошибки в тексте письма (ошибки выделены подчеркиванием).
Задание №3: что в письме говорит о том, что Изумрудовы нарушили культуру написания писем, что делать в письмах неприлично, некрасиво?
(ответы задания №3 запишите в таблицу)
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Задание №4: какие ещё правила создания писем вы можете сформулировать, кроме тех, которые мы уже записали в справочник? (ответы запишите в таблицу)
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Подведение итогов:
Критерий №1 - _____________________
Критерий №2 - _____________________
Оценка учителя: _______________________
─ Работа в группах.
─ Проверка выполнения группового задания по одному из вариантов (см. «Порядок игры», п.4)
№5.Подведение итогов. Рефлексия.
─ А теперь я попрошу каждую группу на своей карточке под таблицей задания №4 выставить себе от 1 до 10 баллов (по 2 критериям), в завимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока и насколько сплоченными, дружными были ваши действия в команде.
Фронтальный опрос:
- Какой из этапов работы на сегодняшнем занятии вам понравился больше всего? Какой был полезен? Почему? (ответы детей)
№6. Домашнее задание.
─ Чтобы закрепить сегодняшний материал еще лучше, чтобы не повторять ошибок семьи Изумрудовых, вам предлагается 2 задания на выбор:
Напишите письмо родственнице Изумрудовых заново, чтобы в нем не было никаких ошибок, работу нужно сделать на листочке, можно вложить письмо в конверт, при этом не забыть его подписать;
Напишите письмо кому-то из своих близких или друзей, соблюдая все правила написания писем, работу нужно сделать на листочке, можно вложить письмо в конверт, при этом не забыть его подписать;
Список использованной литературы:
Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – М.:ВАКО, 2014
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч.1 (Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.). – М.: Просвещение, 2013
Трунцева Т.Н. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. К УМК Т.А. Ладыженской и др. ФГОС. – М.: ВАКО, 2016
Список интернет – источников:
Яндекс. Картинки // https://yandex.ru/images
Сайт учителя начальных классов Ранько Е.А. // http://elenaranko.ucoz.ru
Сафонова Елена Валерьевна
Нигуль Виолетта Юрьевна
Сафонова Елена Валерьевна