Конспект урока русского языка «Неопределенные местоимения» (5 класс)
Урок русского языка 5 класс
Тема урока: « Неопределённые местоимения »
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
-обучающие: познакомить с новым разрядом местоимений, правилом написания неопределённых местоимений;
-научить находить орфограмму по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, графически объяснять выбор написания;
-развивающие: формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;
-стимулировать познавательную активность; создание условий для свободного высказывания детьми своих версий; способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся.
-Развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления неопределённых местоимений.
-воспитывающие: воспитывать интерес к языку; умение слышать другого, оценивать свою работу, чуткость к слову и правильному употреблению в речи.
Методы преподнесения знаний:
-анализ языкового материала, эвристическая беседа.
Методы формирования умений: создание проблемной ситуации, орфографический анализ слова, создание текста с использованием нужных местоимений.
Методы контроля: тест, самооценивание.
Формы работы: коллективная эвристическая беседа, индивидуальные задания, парная работа.
Оборудование урока: проектор,слайдовая презентация, раздаточный материал, предмет для стимулирования творческой деятельности.
1.Оргмомент.
Здравствуйте! Очень рада всех вас видеть, но, предположу, что кто-то уже хотел бы оказаться дома .Согласны? Есть такие? Дома хорошо, нас там ждут. А часто из дома и уходить не хочется. Есть человек ,который замечательно описал это. Я говорю о поэте Борисе Владимировиче Заходере. Мне хочется, чтобы вы тоже прочитали его стихотворение. Вот оно! (слайд 1)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Работа с текстом стихотворения:
-чтение стихотворения про себя;
-чтение вслух (по желанию);
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, —
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
И еще с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
-Сколько в стихотворении героев? Назовите их. Кто они такие? Можете ли вы их описать?
Индивидуальное задание: нарисовать или изобразить в виде схемы ,символа героя стихотворения по своему усмотрению.
-Почему автор их так назвал?(Так слышим, звучат так, шутка)
-Кто знает, к какой части речи относятся эти слова?(Местоимения)
-Кто догадался, как называют такие местоимения?(Неопределённые)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Неопределённые местоимения).
Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значение слова «неопределённый».
-Давайте запишем её в тетрадях.(слайд 2)
-Какую цель поставим перед собой?(учащиеся формулируют цель урока)
-Каковы наши задачи?
1)Узнать, почему эти местоимения называются неопределёнными и на что они указывают.
2)Как изменяются эти местоимения.
3)Как пишутся неопределённые местоимения.
3.Актуализация знаний.
-Давайте вернёмся к стихотворению. Назовите известные вам местоимения, используемые автором, и их разряд.
-На что указывают личные местоимения?
А неопределённые? Как объяснить значение этого слова? Давайте послушаем ,как об этом сказано в толковом словаре и как это выглядит на рисунке?(проверка индивидуальных заданий).
-Итак, кто же сидит под кроватью в стихотворении?(Кто-то)
Какими близкими по смыслу местоимениями мы можем заменить его?(кое-кто, некто) слайд 3
-Мы выяснили, на что указывают неопределённые местоимения, теперь нужно выяснить, как они изменяются. Как будем их изменять?(по падежам)
-Кто просклоняет первое местоимение?
-Кто второе?
—Я предлагаю не тратить время на третье: нЕкто, нЕкого, нЕкому. Согласны?
-Обсудите в парах. Кому нужна подсказка? Посказка: Проверь, сохраняется ли при изменении по падежам значение неопределённости.
-К какому мнению пришли?(Местоимение Некто по падежам не изменяется)
-Теперь давайте обобщим всё, что узнали. слайд 4
Учащиеся проговаривают информацию на слайде ,добавив недостающую.
4.Работа с учебником.
-А теперь откроем учебник на странице 98 и прочитаем теоретический материал. Какая информация для нас новая?
5. Работа с таблицей
-Что ещё мы должны выяснить?(как пишутся неопределённые местоимения)
-Предлагаю проанализировать таблицу слайд 5
-Почему в таблице три столбика? (три способа написания)
-Что пишем слитно в первом столбике? ( Приставку НЕ-)
-Что записали через дефис? (Приставку КОЕ и суффиксы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ)
-Назовите причину написания в три слова в третьем столбике? (Предлог)
-Сделайте вывод о написании неопределённых местоимениях. (Неопределённые местоимения пишутся слитно с приставкой НЕ, через дефис с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ ,раздельно, если есть предлог)
-Проверяем, как поняли. Слайд 6
Индивидуальное задание: в каждом ряду, где возможно, преврати дефисное написание в раздельное.
Дети комментируют написание местоимений на слайде.
Слушаем индивидуальное задание.
-Чем третий ряд отличается от первого и второго?( В третьем ряду не местоимения-существительные)
5.Творческая работа
-Хочу предложить вам составить и записать текст (4-5 предложений),употребив в нём несколько неопределённых местоимений. У меня на столе лежит шляпа. откуда она? Кто её оставил? Может быть, под ней что-то лежит?
-Выберите, как будете работать: один ,в паре, четвёрке.
-Местоимения при записи графически обработать.
Самостоятельная работа -5минут.
Проверяем.Учащиеся зачитывают свои тексты (по желанию 2-3 )
6.Проверка усвоения нового материала
- А теперь предлагаю проверить, как вы усвоили материал урока. На партах тесты. Выберете уровень сложности сами. Время работы 5 минут.
Проверка теста по слайду и оценивание. Слайд 7
Учитель прикрепляет к доске критерии оценивания :
2балла-«3»
3 балла-«4»
4 балла-«5»
Рефлексия (на обратной стороне листа с тестом):подчеркните нужное и допишите необходимое. 3 минуты
Зачитываем 2-3 работы, откладываем на край парты
7.Домашнее задание
Открываем дневники и записываем домашнее задание: слайд 8
Теория стр.98-99,на выбор Упр.498 или составление загадки с использованием неопределённых местоимений.
Хочу поблагодарить вас за работу на уроке и пожелать, слайд 8
-чтобы рядом с вами всегда был кто-то близкий,
-чтобы какие-то неудачи не мешали вам двигаться к цели,
-чтобы вы всегда о чём-то мечтали.