12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Лариса Анатольевна16

Урок русского языка 5 класс

Тема урока: « Неопределённые местоимения »

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

-обучающие: познакомить с новым разрядом местоимений, правилом написания неопределённых местоимений;

-научить находить орфограмму по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, графически объяснять выбор написания;

-развивающие: формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;

-стимулировать познавательную активность; создание условий для свободного высказывания детьми своих версий; способствовать развитию мыслительных способностей, внимания учащихся.

-Развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; расширение словарного запаса учащихся за счёт употребления неопределённых местоимений.

-воспитывающие: воспитывать интерес к языку; умение слышать другого, оценивать свою работу, чуткость к слову и правильному употреблению в речи.

Методы преподнесения знаний:

-анализ языкового материала, эвристическая беседа.

Методы формирования умений: создание проблемной ситуации, орфографический анализ слова, создание текста с использованием нужных местоимений.

Методы контроля: тест, самооценивание.

Формы работы: коллективная эвристическая беседа, индивидуальные задания, парная работа.

Оборудование урока: проектор,слайдовая презентация, раздаточный материал, предмет для стимулирования творческой деятельности.

1.Оргмомент.

Здравствуйте! Очень рада всех вас видеть, но, предположу, что кто-то уже хотел бы оказаться дома .Согласны? Есть такие? Дома хорошо, нас там ждут. А часто из дома и уходить не хочется. Есть человек ,который замечательно описал это. Я говорю о поэте Борисе Владимировиче Заходере. Мне хочется, чтобы вы тоже прочитали его стихотворение. Вот оно! (слайд 1)

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Работа с текстом стихотворения:

-чтение стихотворения про себя;

-чтение вслух (по желанию);

Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, —
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.

И еще с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.

-Сколько в стихотворении героев? Назовите их. Кто они такие? Можете ли вы их описать?

Индивидуальное задание: нарисовать или изобразить в виде схемы ,символа героя стихотворения по своему усмотрению.

-Почему автор их так назвал?(Так слышим, звучат так, шутка)

-Кто знает, к какой части речи относятся эти слова?(Местоимения)

-Кто догадался, как называют такие местоимения?(Неопределённые)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Неопределённые местоимения).

Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значение слова «неопределённый».

-Давайте запишем её в тетрадях.(слайд 2)

-Какую цель поставим перед собой?(учащиеся формулируют цель урока)

-Каковы наши задачи?

1)Узнать, почему эти местоимения называются неопределёнными и на что они указывают.

2)Как изменяются эти местоимения.

3)Как пишутся неопределённые местоимения.

3.Актуализация знаний.

-Давайте вернёмся к стихотворению. Назовите известные вам местоимения, используемые автором, и их разряд.

-На что указывают личные местоимения?

А неопределённые? Как объяснить значение этого слова? Давайте послушаем ,как об этом сказано в толковом словаре и как это выглядит на рисунке?(проверка индивидуальных заданий).

-Итак, кто же сидит под кроватью в стихотворении?(Кто-то)

Какими близкими по смыслу местоимениями мы можем заменить его?(кое-кто, некто) слайд 3

-Мы выяснили, на что указывают неопределённые местоимения, теперь нужно выяснить, как они изменяются. Как будем их изменять?(по падежам)
-Кто просклоняет первое местоимение?

-Кто второе?

Я предлагаю не тратить время на третье: нЕкто, нЕкого, нЕкому. Согласны?

-Обсудите в парах. Кому нужна подсказка? Посказка: Проверь, сохраняется ли при изменении по падежам значение неопределённости.

-К какому мнению пришли?(Местоимение Некто по падежам не изменяется)

-Теперь давайте обобщим всё, что узнали. слайд 4

Учащиеся проговаривают информацию на слайде ,добавив недостающую.

4.Работа с учебником.

-А теперь откроем учебник на странице 98 и прочитаем теоретический материал. Какая информация для нас новая?

5. Работа с таблицей

-Что ещё мы должны выяснить?(как пишутся неопределённые местоимения)

-Предлагаю проанализировать таблицу слайд 5

-Почему в таблице три столбика? (три способа написания)

-Что пишем слитно в первом столбике? ( Приставку НЕ-)

-Что записали через дефис? (Приставку КОЕ и суффиксы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ)

-Назовите причину написания в три слова в третьем столбике? (Предлог)

-Сделайте вывод о написании неопределённых местоимениях. (Неопределённые местоимения пишутся слитно с приставкой НЕ, через дефис с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ ,раздельно, если есть предлог)

-Проверяем, как поняли. Слайд 6

Индивидуальное задание: в каждом ряду, где возможно, преврати дефисное написание в раздельное.

Дети комментируют написание местоимений на слайде.

Слушаем индивидуальное задание.

-Чем третий ряд отличается от первого и второго?( В третьем ряду не местоимения-существительные)

5.Творческая работа

-Хочу предложить вам составить и записать текст (4-5 предложений),употребив в нём несколько неопределённых местоимений. У меня на столе лежит шляпа. откуда она? Кто её оставил? Может быть, под ней что-то лежит?

-Выберите, как будете работать: один ,в паре, четвёрке.

-Местоимения при записи графически обработать.

Самостоятельная работа -5минут.

Проверяем.Учащиеся зачитывают свои тексты (по желанию 2-3 )

6.Проверка усвоения нового материала

- А теперь предлагаю проверить, как вы усвоили материал урока. На партах тесты. Выберете уровень сложности сами. Время работы 5 минут.

Проверка теста по слайду и оценивание. Слайд 7

Учитель прикрепляет к доске критерии оценивания :

2балла-«3»

3 балла-«4»

4 балла-«5»

Рефлексия (на обратной стороне листа с тестом):подчеркните нужное и допишите необходимое. 3 минуты

Зачитываем 2-3 работы, откладываем на край парты

7.Домашнее задание

Открываем дневники и записываем домашнее задание: слайд 8

Теория стр.98-99,на выбор Упр.498 или составление загадки с использованием неопределённых местоимений.

Хочу поблагодарить вас за работу на уроке и пожелать, слайд 8

-чтобы рядом с вами всегда был кто-то близкий,

-чтобы какие-то неудачи не мешали вам двигаться к цели,

-чтобы вы всегда о чём-то мечтали.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.