12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
жукова лола тулкуновна49
учитель русского языка и литературы
Россия, Ивановская обл., Вичуга
3

Конспект урока русского языка по теме «Правописание НЕ с существительными»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Правописание НЕ с именами существительными»

 

Автор:

Жукова ЛолаТулкуновна,

учитель русского языка

и литературы 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №11 г.о.Вичуга Ивановской области

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Методический комментарий.

Вид урока - открытие новых знаний.

Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Планируемые результаты:

Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Учитель: Прочитайте пословицу и объясните ее значение.

Ученье – красота, а неученье – слепота. (слайд №2)

Дети объясняют значение пословицы: Знания дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой.

Учитель: Каждый урок открывает вам новые знания, а значит, вы становитесь лучше и красивее. Я предлагаю вам сейчас взобраться на орфографический Олимп.

( на доске записаны слова:

(не)приятель

..ень …обеды, (не)выполнил

гараж…, крюч…чек, для дочер…

ги…кий, ра…чет, чес…ный, про…ьба

учащиеся по-одному выходят к доске и вставляют буквы на месте пропусков или раскрывают скобки, объясняя орфограмму.

В написании слова неприятель возникла проблемная ситуация: дети не изучали такого правила.

Учитель: Ребята,как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно?

Учащиеся не дают одного ответа.

Учитель: Ребята, а почему вы думаете по-разному? (потому что не знаем, так как не изучали это правило)

Учитель: А вы можете определить тему урока и его задачи? ( тема- написание НЕ с существительными, задача – научиться правильно писать НЕ с существительными)слайд №3

Учитель: Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Слайд №4

У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока.(Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)

Учитель: Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением Б. Заходера. (на столах у учащихся стихотворение) Учитель читает стихотворение.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха

И на взрачной клумбе у будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собачка счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазную лужу.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа,

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна-смеяна,

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Учитель: Понятно ли содержание этого стихотворения?

Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

Есть ли в стихотворении незнакомые слова?

Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке:

доумение

разбериха

забудки

ряха

дотёпа

вежа

доучки

смеяна

А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:

недоумение

неразбериха

незабудки

неуклюже

неряха

недотёпа

невежа

недоучки

несмеяна

Учитель: Знакомы ли вам эти слова?Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.

Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.

Учитель: А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?слайд №4

Вчера со мной случилось несчастье.

Можем ли мы об этом сказать по-другому?

Да. Вчера со мной случилось горе.

Что мы сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом.

Давайте побробуем заменить синонимами следующие слова

неправда — ложь

неприятель — противник

несерьезность- легкомысленность

Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. (дети записывают вывод в таблицу)

А как же быть со словами: не собака, не дом, не город? Слайд №5

Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится. Делаем вывод:

Если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем раздельно. (дети записывают вывод в таблицу)

Работа с предложением:

Вчера со мной случилось не счастье, а горе.

Каковы смысловые отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ?

Они друг другу противопоставлены.

Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление. (запись в таблицу)

Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными.

II. Закрепление изученного материала.

Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)

Неизвестный человек (Незнакомец)

Неаккуратный человек (Неряха)

Грубый, невоспитанный человек (Невежа)

Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (Невежда)

Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)

Почему все эти слова нужно писать слитно? (Без НЕ не употребляются)

Словарно – физкультурная разминка. Учитель называет существительное с НЕ: если Не со словом пишется слитно, дети поднимают руки вверх, если раздельно – качают головой.

Недотрога, не велосипед, непогода, не друг, а враг; несмеяна, не роза, несерьезность, не смелость, а трусость; недотепа, не пятерка, неправда

Задание «Кто быстрее». У каждого ученика на столе задание. Списать предложения, раскрывая скобки.

Мой друг говорил сущую (не)лепицу.

Учитель подтвердил (не)верность моего решения.

Это были (не)астры.

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

.

Проверка задания. На слайде записаны предложения. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя. Укажите условия слитного и раздельного написания существительных в этих предложениях

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока. ( Учащиеся на вертикальной линии ставят крестик в зависимости от понимания материала.)

Например:

Завершите тезисы:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Самым интересным для меня было…

Самым трудным для меня оказалось…

VI. Домашнее задание.

Составьте словарную диктовку из 10 слов на изученное правило.

Ваша жизнь – круговорот событий, новые знакомства, новые впечатления, новые идеи. Стоять на месте – не для вас!!!  Ваш девиз – «Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди вместе с ними».                   

В: Жизнь людей так похожа на жизнь звезд. Одни тускло мерцают, другие ровно горят, третьи — ярко блещут. И этот блеск звезды соответствует яркости личности.

1: Что такое счастье? Это очень просто:

Это когда люди зажигают звезды,

Это когда в мире от тебя теплее,

Это знать, что все мы - внуки Прометея.

2: Прекрасен путь учебы и познанья.

От школьной парты до больших высот,

От букваря до тайны мирозданья,

С одним девизом пламенным: "Вперед!"

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым Аристотель

В знанье - величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.Леонардо да Винчи

О ТАЛАНТЕ Таланту тлеть нельзя , его удел- гореть ,

Обогревая тех , кто с ним соприкоснувшись ,

Летать не может , но готов взлететь

Туда, где свет его насквозь пронзает души .

Талант не истребить , не взять и не отдать ,

Не вырвать из груди , не бросить с маху оземь ,

Купить его нельзя , его нельзя продать ,

Но колятся шипы его , подобно розе .

А сколько было их ! Мы помним имена ,

Кто до конца стоял за новую идею ,

Чей гений воссиял , посеяв семена .

... Но моцарты всегда страдают от Сальери !

Таланту тлеть нельзя , его удел- гореть ;

Неугасимый свет прольётся сквозь столетья .

Талант , как человек , не может умереть ,

Покуда он горит , мир лучезарно светел !

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.