Урок русского языка «Правописание не с деепричастиями»

1
0
Материал опубликован 16 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Правописание не с деепричастиями»

Цель: организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

Задачи урока:

1. Обучающая: формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.

2. Познавательная: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности. 3. Развивающая: содействование формированию навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, способствование развитию языкового чутья, умению работать в режиме диалога, способствование развитию компетентностных умений.

4. Мотивационная: создание на уроке атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включая всех учащихся в активную деятельность при конкретизации материала, обобщении, обработке навыков.

5. Воспитательная: возбуждение интереса к изучению русского языка, расширение кругозора учащихся, воспитание позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, , игровая, технология уровневой дифференциации обучения.

Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы, составление заданий к тестам.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; доска, компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

Организационный момент 1. Напутствие учителя.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, которые вам всем хорошо известны:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2. Пиши в тетрадь, не отставая,

Слушай, не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

4. Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

А я вам на уроке за вашу активность, старательность, работоспособность, ум, смекалку, стремление к знаниям буду дарить улыбки, которые в конце урока превратятся в хорошие оценки.

_ У вас на партах лежат листочки, в первой графе обведите в кружок ту оценку, которую бы вы хотели получить в конце урока.

- Прежде чем отправиться в путь, проверим домашний багаж знаний.

 

II. Проверка д/з Слайд №2

Не покладая рук, собравшись вместе, засучив рукава, сажая цветы, взяв инструменты, сидя за столом, выполняя задание, не решив уравнение, задумавшись о решении, откровенно говоря.

Задание: 1.определить вид деепричастий, записать ответ цифрами.

1 – деепричастие совершенного вида

2 – деепричастие несовершенного вида

На выбор:

2.используя данные словосочетания, составить и записать 1-2 предложения по картинкам.

3*. используя данные словосочетания, составить и записать небольшой текст по предложенным картинкам (любым).

1 задание. Ответ:

Код: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2.

- Вам были даны словосочетания.

- Первое задание: определить вид деепричастия и записать ответ в виде цифрового кода было обязательным для всех. Поднимите руку, кто не справился? Выполните самопроверку. (слайд №3 – ключ). Оцените себя.

Кто написал без единой ошибки – отлично!

Кто допустил 1-2 ошибки – хорошо!

Кто допустил 3-4 ошибки – будем работать, не беда!

Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!

Есть такие, кто выполнил работу без единой ошибки? – Молодцы!

- А такие, у кого еще все впереди? (Надо подучить правило)

Вопрос: Как определить вид деепричастия? (по вопросу, по суффиксу)

- Второе и третье задание было на выбор. Оценив свои возможности, вы должны были по картинкам при помощи этих словосочетаний либо составить и записать 1-2 предложения, не связанных между собой по смыслу, либо придумать и записать небольшой текст. Кто справился с заданием? Слайд №4

- Перед тем, как я услышу ваши ответы, скажите, а какие процессы изображены на картинках, чем занимаются школьники? (учебная, трудовая)

- Скажите, а какое место в вашей жизни занимает труд и учеба? - Почему? (отвечают при помощи пословиц)

- Заслушиваются ответы учащихся (предложения, тексты).

- Хорошо, я поздравляю вас с успешным выполнением домашнего задания. (всем раздаются улыбки)

II. Актуализация знаний

- А сейчас обратите свое внимание на доску. Слайд №5. Что там написано? Как называется такое стихотворение? (Синквейн) стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я - смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному

Часть речи.

Образное, изящное.

Добавляет, уточняет, разъясняет.

Соединяет признаки глагола и наречия.

____________________________?

- О чем мы сегодня продолжим разговор на уроке? (О деепричастии)

- Напомните мне еще раз, что это такое – деепричастие?

- А сможете сразу увидеть деепричастие среди других частей речи? (Слайд №6 )

- Запишите в тетрадях число и классная работа. Строчку для написания темы пропустите, мы ее запишем позже.

ФИЗМИНУТКА

III. Работа над н/м. Целеполагание и мотивация.

- Наше путешествие продолжается. Посмотрите на доску. Слайд №7. Прочитайте словосочетания, которые там написаны. Что их объединяет? (Частица не со словами)

Задание: решите орфографическую задачу, записав эти словосочетания и раскрыв скобки. (Эти же словосочетания записаны на доске).

Внимание: Чтобы правильно определить написание слов с частицей не, на что вы должны обратить внимание? ( определить часть речи и вспомнить условие написания).

( На выполнение задания отводится 5 минут. Проверка с места. Игра «Светофор». Слайд №8. ( я называю словосочетание – вы поднимаете круг: красный – слитно, зеленый – раздельно, желтый – затрудняетесь ответить). Пока объясняют с места, я у доски исправляю.

Сказал (не)правду; мне (не)здоровится; (не)лёгкая, а трудная задача; осеннее (не)настье; (не)пришёл в гости; (не)брежная запись; (не)приятель, а друг; далеко (не)здоровый вид; (не)выучил урок; (не)потеряв времени; (не)годуя на товарища

- Что мы повторили, выполняя данное упражнение? (правописание частицы не с именами существительными, прилагательными и глаголами)

- Что вызвало у вас затруднение? Какая возникла проблема? Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание не с деепричастиями)

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую решить проблему?

(узнать, когда слитно, а когда раздельно пишется НЕ с деепричастиями.) – Слайд №9 (тема и цель)

- Может быть кто-то уже готов сформулировать правило? Тогда давайте рассуждать.

А теперь - внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не и деепричастие. С чего мы начнем свое рассуждение?

- Деепричастие – неизменяемая форма глагола. Деепричастие образуется от глагола. Значит и частица не с деепричастием будет писаться так же, как с глаголом! А как пишется не с глаголом? А чтоб подтвердить ваши догадки, я предлагаю посмотреть следующий слайд №10:

Вывод формулируют учащиеся: Не с деепричастиями пишется так же, как и с глаголами: раздельно, кроме слов, которые без не употребляются. Слайд №11.

- Сравните ваши выводы с правилом в учебнике. Вернемся к началу урока. Теперь вы можете сделать выбор?

IV.Работа над закреплением.

- Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.

1.Спищите пословицы, раскрывая скобки. Слайд №12. У вас 2 минуты.

- Кто хочет получить дополнительную улыбку: письменно объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц ( на выбор).

1. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. (не следует браться за дело, которое тебе не известно)

2. (Не) покл..нясь до земли, гри..ка (не) подым..шь. ( все добывается трудом, всё создаётся трудом человека) (Без ударения пишите О, а под ударением то, что слышите)

- Проверяем: один человек – у доски, остальные – самопроверка. (Вика, Костя, Степан, Данил, Максим – любые две пословицы) Слайд №13.

- А кто мне объяснит знаки препинания в этих предложениях? (дополнительные улыбки)

2.Буквенный диктант

- Запишите ответ в виде буквенного кода: А – слитно, Б – раздельно. Слайд №14

(Не)видя, (не)веря, (не)годуя, (не)доумевая, (не)находя, (не)взлюбив, (не)замечая, (не)произнося, (не)навидя, (не)дождавшись.

- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку, оцените друг друга. Слайд №15

Ключ: Б, Б, А, А, Б, А, Б, Б, А, Б.

3.Поиграем. Работа в группах.

Задание: из каждой строчки уберите буквы, которые повторяются. Правильно запишите получившиеся слова и найдите третье лишнее. Слайд №16

понлледпуимоаия – не думая

жээнкежфгокдиуфяи – негодуя

нпемошоцычсчлпцяш – не мысля

нредузвйигйарязсуь – не двигаясь

пнккуесмиуолтлрпия – не смотря

жээнкежфгокдиуфяи – негодуя

- Как пишется не с деепричастиями?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.

  1. Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что лучше всего получилось у вас на уроке? Что было для вас самым интересным ? С какими трудностями столкнулись? Над чем вы должны еще поработать?

    У вас на партах лежат листочки. Слайд №17

     

Продолжите предложения:

На этом уроке я понял...

На этом уроке я вспомнил....

На этом уроке я запомнил....

Я никогда не ошибусь...

-Возьмите бланки, в которых вы в начале урока поставили себе желаемую оценку. Проанализируйте свою работу на уроке, заработанные улыбки и оцените себя снова. Совпали ли ваши оценки?

VI. Д/З

Мы завершили своё путешествие по стране Знаний. Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з. параграф №43, Упр.441


Презентация к уроку
PPTX / 1.26 Мб

Предварительный просмотр презентации

Выполним проверку Д/З Не покладая рук, собравшись вместе, засучив рукава, сажая цветы, взяв инструменты, сидя за столом, выполняя задание, не решив уравнение, задумавшись о решении, откровенно говоря. Ключ: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2.  1 – деепричастие совершенного вида 2 – деепричастие несовершенного вида

Оцените себя! Кто написал без единой ошибки – отлично! Кто допустил 1-2 ошибки – хорошо! Кто допустил 3-4 ошибки – будем работать, не беда! Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!  

Предложение! Текст!!!

Форма глагола. Образное, изящное. Добавляет, уточняет, разъясняет. Соединяет признаки глагола и наречия. Деепричастие ___________________________?

Определите, какие пчёлы из этого улья Деепричастия добежав убирая стуча прикасаясь возвратился издалека изредка отрежь объедини переглянувшись сияющий ?

Реши орфографическую задачу Сказал (не)правду; мне (не)здоровится; (не)лёгкая, а трудная задача; осеннее (не)настье; (не)пришёл в гости; (не)брежная запись; далеко (не)здоровый вид; (не)выучил урок; (не)потеряв времени; (не)годуя на товарища

СЛИТНО НАДО ПОДУМАТЬ РАЗДЕЛЬНО

Тема: «Правописание НЕ с деепричастиями» Цель: узнать, когда слитно, а когда раздельно пишется НЕ с деепричастиями.

Сравните написание не с глаголами и деепричастиями и сделайте вывод Глаголы: Деепричастия: Не спешил Не спеша Не желаю Не желая Не подумайте Не подумав Не рассмеялся Не рассмеявшись Негодовать Негодуя Недоумевать Недоумевая Ненавидеть Ненавидя

ЗАПОМНИ! Частица не с деепричастиями пишется раздельно Не_зная (дееприч.) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся с не слитно. Недоумевая (без не не употребляется)

Примени правило! 1. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. 2. (Не) покл..нясь до земли, гри..ка (не) подым..шь.  

А – СЛИТНО, Б - РАЗДЕЛЬНО (Не)видя, (не)веря, (не)годуя, (не)доумевая, (не)находя, (не)взлюбив, (не)замечая, (не)произнося, (не)навидя, (не)дождавшись. Ключ: Б, Б, А, А, Б, А, Б, Б, А, Б.

Оцените друг друга! Кто написал без единой ошибки – отлично! Кто допустил 1-2 ошибки – хорошо! Кто допустил 3-4 ошибки – будем работать, не беда! Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!  

Прояви смекалку! I группа 1. понлледпуимоаия - __________________  2. жээнкежфгокдиуфяи - __________________ 3. нпемошоцычсчлпцяш - _________________ II группа 1. нредузвйигйарязсуь - __________________ 2. пнккуесмиуолтлрпия - _________________ 3. жээнкежфгокдиуфяи - __________________  

Продолжите предложения:   На этом уроке я понял... На этом уроке я вспомнил.... На этом уроке я запомнил.... Я никогда не ошибусь...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.