Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Цель: организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный
Задачи урока:
1.Обучающая: формирование навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами.
2. Познавательная: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности. 3. Развивающая: содействование формированию навыка правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами, способствование развитию языкового чутья, умению работать в режиме диалога, способствование развитию компетентностных умений.
4. Мотивационная: создание на уроке атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включая всех учащихся в активную деятельность при конкретизации материала, обобщении, обработке навыков.
5. Воспитательная: возбуждение интереса к изучению русского языка, расширение кругозора учащихся, воспитание позиции уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, , игровая, технология уровневой дифференциации обучения.
Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной работы, составление заданий к тестам.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке, которые вам всем хорошо известны:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Пиши в тетрадь, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
А я вам на уроке за вашу активность, старательность, работоспособность, ум, смекалку, стремление к знаниям буду дарить улыбки, которые в конце урока превратятся в хорошие оценки.
_ У вас на партах лежат листочки, в первой графе обведите в кружок ту оценку, которую бы вы хотели получить в конце урока.
- Прежде чем отправиться в путь, проверим домашний багаж знаний.
II. Проверка д/з Слайд №2
Не покладая рук, собравшись вместе, засучив рукава, сажая цветы, взяв инструменты, сидя за столом, выполняя задание, не решив уравнение, задумавшись о решении, откровенно говоря.
Задание: 1.определить вид деепричастий, записать ответ цифрами.
1 – деепричастие совершенного вида
2 – деепричастие несовершенного вида
На выбор:
2.используя данные словосочетания, составить и записать 1-2 предложения по картинкам.
3*. используя данные словосочетания, составить и записать небольшой текст по предложенным картинкам (любым).
1 задание. Ответ:
Код: 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2.
- Вам были даны словосочетания.
- Первое задание: определить вид деепричастия и записать ответ в виде цифрового кода было обязательным для всех. Поднимите руку, кто не справился? Выполните самопроверку. (слайд №3 – ключ). Оцените себя.
Кто написал без единой ошибки – отлично!
Кто допустил 1-2 ошибки – хорошо!
Кто допустил 3-4 ошибки – будем работать, не беда!
Кто допустил больше ошибок – у вас все впереди!
Есть такие, кто выполнил работу без единой ошибки? – Молодцы!
- А такие, у кого еще все впереди? (Надо подучить правило)
Вопрос: Как определить вид деепричастия? (по вопросу, по суффиксу)
- Второе и третье задание было на выбор. Оценив свои возможности, вы должны были по картинкам при помощи этих словосочетаний либо составить и записать 1-2 предложения, не связанных между собой по смыслу, либо придумать и записать небольшой текст. Кто справился с заданием? Слайд №4
- Перед тем, как я услышу ваши ответы, скажите, а какие процессы изображены на картинках, чем занимаются школьники? (учебная, трудовая)
- Скажите, а какое место в вашей жизни занимает труд и учеба? - Почему? (отвечают при помощи пословиц)
- Хорошо, я поздравляю вас с успешным выполнением домашнего задания. (всем раздаются улыбки)
II. Актуализация знаний
- А сейчас обратите свое внимание на доску. Слайд №5. Что там написано? Как называется такое стихотворение? (Синквейн) стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я - смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному
Часть речи.
Образное, изящное.
Добавляет, уточняет, разъясняет.
Соединяет признаки глагола и наречия.
____________________________?
- О чем мы сегодня продолжим разговор на уроке? (О деепричастии)
- Напомните мне еще раз, что это такое – деепричастие?
- А сможете сразу увидеть деепричастие среди других частей речи? (Слайд №6 )
- Запишите в тетрадях число и классная работа. Строчку для написания темы пропустите, мы ее запишем позже.
ФИЗМИНУТКА
III. Работа над н/м. Целеполагание и мотивация.
- Наше путешествие продолжается. Посмотрите на доску. Слайд №7. Прочитайте словосочетания, которые там написаны. Что их объединяет? (Частица не со словами)
Задание: решите орфографическую задачу, записав эти словосочетания и раскрыв скобки. (Эти же словосочетания записаны на доске).
Внимание: Чтобы правильно определить написание слов с частицей не, на что вы должны обратить внимание? ( определить часть речи и вспомнить условие написания).
( На выполнение задания отводится 5 минут. Проверка с места. Игра «Светофор». Слайд №8. ( я называю словосочетание – вы поднимаете круг: красный – слитно, зеленый – раздельно, желтый – затрудняетесь ответить). Пока объясняют с места, я у доски исправляю.
Сказал (не)правду; мне (не)здоровится; (не)лёгкая, а трудная задача; осеннее (не)настье; (не)пришёл в гости; (не)брежная запись; (не)приятель, а друг; далеко (не)здоровый вид; (не)выучил урок; (не)потеряв времени; (не)годуя на товарища
- Что мы повторили, выполняя данное упражнение? (правописание частицы не с именами существительными, прилагательными и глаголами)
- Что вызвало у вас затруднение? Какая возникла проблема? Почему?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание не с деепричастиями)
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую решить проблему?
(узнать, когда слитно, а когда раздельно пишется НЕ с деепричастиями.) – Слайд №9 (тема и цель)
- Может быть кто-то уже готов сформулировать правило? Тогда давайте рассуждать.
А теперь - внимание! Мы решаем главную задачу нашего путешествия. Не и деепричастие. С чего мы начнем свое рассуждение?
- Деепричастие – неизменяемая форма глагола. Деепричастие образуется от глагола. Значит и частица не с деепричастием будет писаться так же, как с глаголом! А как пишется не с глаголом? А чтоб подтвердить ваши догадки, я предлагаю посмотреть следующий слайд №10:
Вывод формулируют учащиеся: Не с деепричастиями пишется так же, как и с глаголами: раздельно, кроме слов, которые без не употребляются. Слайд №11.
- Сравните ваши выводы с правилом в учебнике. Вернемся к началу урока. Теперь вы можете сделать выбор?
IV.Работа над закреплением.
- Теперь вы знаете, как пишется не с деепричастиями. Закрепим данное правило.
1.Спищите пословицы, раскрывая скобки. Слайд №12. У вас 2 минуты.
- Кто хочет получить дополнительную улыбку: письменно объясните, как вы понимаете смысл одной из пословиц ( на выбор).
1. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. (не следует браться за дело, которое тебе не известно)
2. (Не) покл..нясь до земли, гри..ка (не) подым..шь. ( все добывается трудом, всё создаётся трудом человека) (Без ударения пишите О, а под ударением то, что слышите)
- Проверяем: один человек – у доски, остальные – самопроверка. (Вика, Костя, Степан, Данил, Максим – любые две пословицы) Слайд №13.
- А кто мне объяснит знаки препинания в этих предложениях? (дополнительные улыбки)
2.Буквенный диктант
- Запишите ответ в виде буквенного кода: А – слитно, Б – раздельно. Слайд №14
- Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку, оцените друг друга. Слайд №15
Ключ: Б, Б, А, А, Б, А, Б, Б, А, Б.
3.Поиграем. Работа в группах.
Задание: из каждой строчки уберите буквы, которые повторяются. Правильно запишите получившиеся слова и найдите третье лишнее. Слайд №16
понлледпуимоаия – не думая
жээнкежфгокдиуфяи – негодуя
нпемошоцычсчлпцяш – не мысля
нредузвйигйарязсуь – не двигаясь
пнккуесмиуолтлрпия – не смотря
жээнкежфгокдиуфяи – негодуя
- Как пишется не с деепричастиями?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что лучше всего получилось у вас на уроке? Что было для вас самым интересным ? С какими трудностями столкнулись? Над чем вы должны еще поработать?
У вас на партах лежат листочки. Слайд №17
Продолжите предложения:
На этом уроке я понял...
На этом уроке я вспомнил....
На этом уроке я запомнил....
Я никогда не ошибусь...
-Возьмите бланки, в которых вы в начале урока поставили себе желаемую оценку. Проанализируйте свою работу на уроке, заработанные улыбки и оцените себя снова. Совпали ли ваши оценки?
VI. Д/З
Мы завершили своё путешествие по стране Знаний. Нам пора возвращаться домой, но чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: открыли дневники и записали д./з. параграф №43, Упр.441