12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна1010
Россия, Амурская обл., с.Ивановка
5

Урок «Правописание НЕ с именами существительными»




Правописание НЕ с именами существительными
PPTX / 457.71 Кб

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе.

Тема: «Правописание НЕ с именами существительными».

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу

Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.         

Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие.

Что такое здравствуй?

Лучшее из слов.

Потому что  здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ. ( слайд №1)

 

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего

задания.

5 мин

1.      Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов.  По утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Слайд№2)

2.Ребята, теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм)

2. Ученики рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему)

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

2. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

 

 

III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.

 

 

 

Работа с презентацией: Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость.(Слайд№3)

Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям.

1.Прочитайте пословицы

Что вы уже знаете о правописании не?

 2.А что нового вам предстоит узнать?

 

Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь. (Слайд№4)
 

 

 

 

 

 

3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)».

 

4.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации).
Запишите в тетрадь  эти слова и их лексическое значение.

 

Изучение нового материала.
5.Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно?

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

(Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина.

      В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева Ряха, аккуратистка в высшей степени.

      Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим? 

Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не?
Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?

7. Продолжим наблюдения ( Слайд № 6)

 Работа в парах . Понаблюдайте  за особенностями другой группы. Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не.

Гимнастика для глаз, физкультминутка ( смотри приложение)

 

 

8.. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком  условии не с существительным   пишется раздельно?» Для этого разобьёмся на  группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад.

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь)
Руководитель группы выступает,  делает выводы.

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,   а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает,              а друг спорит.


 

Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 7 презентации). Время работы-7-10

минут.

 

 

1.Читаю вслух

Недруг поддакивает, друг спорит.

Дружба верна не лестью, а правдой

и честью.

Друг в беде не бросит.

2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.)

3.Рассматривают лист:

В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно».
В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.

4. Рассуждают, кто такие «невежа, невежда»

5.Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:
не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.
6. Потому что не употребляются без не

 ( Неряха, негодяй и др.).

- записывают в мыслительный лист первое правило
 

 

 

 

 

7. Работа в парах.

– записывают в мыслительный лист второе правило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Работа в группе

1.    Внимательно прочитайте задание.

2.    Поделитесь с участниками группы своими мыслями по вопросу.

3.    Запишите ответ в мыслительный лист

4.    Озвучьте ответ группы

5.    Оцените работу группы в зависимости от участия в обсуждении.

 

Отвечают на вопрос «При каком  условии не с существительными пишется раздельно?»

 Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой)

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в группе.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами.

– Сколько условий слитного написания не с существительными?

Сколько – раздельного?

– Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

– Как называется орфограмма?

– Каков её опознавательный признак?

(Паровозик привез орфограмму на изученное правило Слайд №9)

 

1.      Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

 Вывод:  (Слайд №8)

2.                 Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.

 

1.      Упр. 242

развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно.

Взаимопроверка.

2.      Работа фронтальная (по цепочке)

Задание :

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

1.      (Не)погода помешала уборке урожая, а …

2.      (Не)счастье помогло исследователю, а …

3.      (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4.      (Не)друг ты мне, а …

5.      (Не)воля ожидала его, а …

3.      Тест с самопроверкой ( Слайд№10)

Ключи ( слайд №11)

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.

2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.

 

VI. Итог урока.

 

 – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.

– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их.

– Какими словами вы могли бы их дополнить?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

- Оцените работу каждого в группе за урок

Итог урока ( Слайд №12)

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

VII. Домашнее задание.

 

1. Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,

Сладкий, да не торт.
(Сахар).                      

Круглая, а не месяц,

    Жёлтая, а не солнце.
(Луна
).

2. Упр.237 ли 239.

 

 

 

 

Использованные ресурсы:

                                                                                                     Информационные источники:

 

1.      Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год

2.      Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006

3.      Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009

4.      Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007

                              5. Книга: Б.В.Заходер. Избранное Издательство "Детская литература", Москва, 1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Мыслительный лист ( у каждого лежит на парте)

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)».

Не с глаголами пиши раздельно: не хочу, не буду, не желаю.

Не с глаголами пиши слитно, если:

глагол без не не употребляется: ненавижу,

 

 

 

 

 

 

 

 

Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно».
 

 

 

 

Работа в группе Игра «Собери пословицы».

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

 

1). (Не) работа сушит,           а забота.

2). (Не) печь кормит,             а руки.

3). Глупость (не) порок,        а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью,       а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает,               а друг спорит.

 

 

 

 

Гимнастика для глаз, физкультминутка. Вы работали старательно, слушали

внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.

Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.

            Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

 Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне невстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.