Урок русского языка в 6 классе «Правописание НЕ с именами существительными»
Пояснительная записка к презентации
Правописание НЕ с именами существительными
PPTX / 457.71 Кб
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе.
Тема: «Правописание НЕ с именами существительными».
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Воспитательные: формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме
Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
I. Оргмомент. |
Приветствие. Что такое здравствуй? Лучшее из слов. Потому что здравствуй, Значит, БУДЬ ЗДОРОВ. ( слайд №1)
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
|
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин |
1. Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. По утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Слайд№2) 2.Ребята, теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм) |
2. Ученики рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему) |
Познавательные УУД: 1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 2. Владеть разными видами чтения и аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания. Личностные результаты 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
|
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.
|
Работа с презентацией: Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость.(Слайд№3) Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям. 1.Прочитайте пословицы Что вы уже знаете о правописании не? 2.А что нового вам предстоит узнать?
Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь. (Слайд№4)
3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)».
4.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу. Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Изучение нового материала. Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова. (Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина. В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева – Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим? Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не? 7. Продолжим наблюдения ( Слайд № 6) Работа в парах . Понаблюдайте за особенностями другой группы. Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не. Гимнастика для глаз, физкультминутка ( смотри приложение)
8.. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком условии не с существительным пишется раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. (Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь) 1). (Не) работа сушит, а забота. 2). (Не) печь кормит, а руки. 3). Глупость (не) порок, а беда. 4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. 5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 7 презентации). Время работы-7-10 минут.
|
1.Читаю вслух Недруг поддакивает, друг спорит. Дружба верна не лестью, а правдой и честью. Друг в беде не бросит. 2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 3.Рассматривают лист: В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом. 5.Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его: ( Неряха, негодяй и др.). - записывают в мыслительный лист первое правило
7. Работа в парах. – записывают в мыслительный лист второе правило
8.Работа в группе 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Поделитесь с участниками группы своими мыслями по вопросу. 3. Запишите ответ в мыслительный лист 4. Озвучьте ответ группы 5. Оцените работу группы в зависимости от участия в обсуждении.
Отвечают на вопрос «При каком условии не с существительными пишется раздельно?» Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой)
|
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). Коммуникативные УУД: 1. Задавать вопросы, работать в группе. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Строить связное монологическое высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
IV. Открытие новых знаний.
|
1. Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. 2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? – Каков её опознавательный признак? (Паровозик привез орфограмму на изученное правило Слайд №9)
|
1. Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. Вывод: (Слайд №8) 2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами |
Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). |
V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.
|
1. Упр. 242 развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Взаимопроверка. 2. Работа фронтальная (по цепочке) Задание : Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? 1. (Не)погода помешала уборке урожая, а … 2. (Не)счастье помогло исследователю, а … 3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а … 4. (Не)друг ты мне, а … 5. (Не)воля ожидала его, а … 3. Тест с самопроверкой ( Слайд№10) Ключи ( слайд №11) |
|
Познавательные УУД: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.
|
VI. Итог урока.
|
– Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. – Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их. – Какими словами вы могли бы их дополнить? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? - Оцените работу каждого в группе за урок Итог урока ( Слайд №12) |
|
Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VII. Домашнее задание.
|
1. Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже: Белый, да не снег, Мелкий, да не песок, Сладкий, да не торт. Круглая, а не месяц, Жёлтая, а не солнце. 2. Упр.237 ли 239.
|
|
|
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
4. Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
5. Книга: Б.В.Заходер. Избранное Издательство "Детская литература", Москва, 1981
Приложение
Мыслительный лист ( у каждого лежит на парте)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал(а)». |
Не с глаголами пиши раздельно: не хочу, не буду, не желаю. Не с глаголами пиши слитно, если: глагол без не не употребляется: ненавижу,
|
Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно». |
|
Работа в группе Игра «Собери пословицы».
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
Гимнастика для глаз, физкультминутка. Вы работали старательно, слушали
внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.