12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шипицова Юлия Леонидовна19
1

Урок русского языка «Правописание НЕ с существительными» 6 класс



Урок-презентация «Правописание НЕ с существительными».

Класс: 6

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными.

Задачи:

- образовательные:

1. создать условия речемыслительной деятельности учащихся по формулированию правила правописания не с существительными;

2. организовать деятельность учащихся по выработке навыка правильного написания не с существительными;

3. научить отличать приставку, частицу не и не – часть корня.

- развивающие:

1.создать условия речемыслительной деятельности для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;

2. организовать деятельность для развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

3. развивать способность самостоятельного добывания знаний, познавательный интерес.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа, интерес и любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, дидактический материал.


 

Ход урока

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Предлагаю вашему вниманию рекламные вывески Слайд 1.

Знаете ли вы, представители какой профессии занимаются составлением рекламных

текстов? Это профессия копирайтер. Слайд 2.

2. Мотивационный этап. Определение темы и целей урока.

- Сегодня я предлагаю вам стать копирайтерами. Проверьте правильность написания

рекламных слоганов. Есть ли ошибки? Давайте исправим ошибки, называя орфограмму

Слайд 1. Молодцы!

-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим?

- Посмотрите на столы. Перед вами находятся оценочные листы. После выполнения

каждого задания вам нужно поставить себе баллы за работу.

Актуализация знаний.

Работа в парах.

-Задание 1 мы будем выполнять в парах. Называется оно «Сформулируй правило».

Возьмите Приложение № 2, на основе предложений сформулируйте правило:

«Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно?» Свои ответы

запишите в рабочих листах.

Время – 7 минут.

- Итак, обсудим. Слайд 3. Давайте сравним наши выводы с материалом учебника.

Откройте страницу 150 и прочитайте правило. Да, в учебнике дано только одно условие,

при котором НЕ с существительными пишется раздельно. Иногда предоставляется материал

не в полном объеме. Мы дополнили раздельное написание наличием усиливающих

отрицание слов «отнюдь не, вовсе не и т.д.»

А сейчас поставьте себе баллы в оценочном листе.

-Как вы думаете, как быстро научиться определять, когда пишется НЕ с существительными

слитно, а когда раздельно? Правильно, нужно составить алгоритм действий.

Задание 2. Работа в группах.

- Сейчас я попрошу вас составить алгоритм применения правила на листе (Приложение № 3),

опираясь на правило на листах и в учебнике. Слайд 4 (пока со словом «алгоритм»).

Время выполнения – 4 минуты.

-Давайте обсудим. (Два представителя от группы выходят к доске, рассказывают алгоритм).

Слайд 4 (полный)

-Проверьте свой алгоритм и при необходимости отредактируйте.

Поставьте себе баллы в оценочный лист.

Задание 3. « Слитно или раздельно?».

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам применить данное правило на практике и проверить,

как вы его усвоили Слайд 5.

Поработаем над правилом устно, используя алгоритм. Прочитайте слова на экране,

объясните написание.

Поднимите зеленые кружочки вверх, если считаете, что пишется слитно, если раздельно,

то голубые. Время – 5 минут.

Большие (не)взгоды; выразить (не)согласие; чувствовать (не)приязнь; (не)точность в

ответе; (не)друг, а приятель; рассказывать (не)былицы; он был совсем (не) весельчаком,

(не)вежа смеется над горем, (не)вежда бранит науки и ученье.

Поставьте себе баллы в оценочные листы.

 
 

Задание 4. Работа с пословицами в группе. Раздать нарезанные на части

пословицы. Время – 5 минут

- Соберите пословицу, объясните значение и правописание орфограмм. От одной группы

отвечает один представитель.

Ум определяется (не)возрастом, а головой.

В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

(Не)место крас..т человека, а человек место.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Давайте проверим получившиеся пословицы. Слайд 6.

Поставим баллы в оценочные листы.

Задание 5. «Верно-неверно» (индивидуальное задание). Слайд 7. Время – 5 минут

Возьмите карандаши и отметьте в Приложении 5, если утверждение верное - знаком «+»,

неверное - «-» ,затрудняетесь ответить- «?»

Верно ли, что:

1) имена существительные обозначают предмет;

2) не с существительными всегда пишется слитно;

3) не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4) есть существительные, которые без не не употребляются;

5) не – это только приставка.

6) вовсе не, отнюдь не, совсем не, ничуть не – усилительные частицы

Поставьте баллы в оценочные листы.

Задание 6. «Создание рекламного слогана». Время – 5-7 минут. Слайд 8.

- Молодцы, ребята! А сейчас давайте создадим в группе свой рекламный текст с использованием

изученного правила – правописания не с существительными. Представим на доске.

- Молодцы! Из вас получатся хорошие копирайтеры!

Итог урока. Рефлексия. Время - 4 минуты.

-Подведем итоги нашего урока. Достигли ли мы цели, которые ставили перед собой?

Что вы узнали о правописании НЕ с существительными?

- Подсчитайте баллы в оценочных листах. Поставьте себе оценки по заданным критериям

(Слайд 9), подпишите.

Оценочные листы оставьте на столах.

Домашнее задание. Слайд 10. Время – 2 минуты.

1) упражнение 291 (обязательное)

2) творческое (составить лингвистическую сказку)

Спасибо за урок! Слайд 11.

Приложение №1

Оценочный лист

Задание

Критерии оценки

Количество баллов

I.

«Сформулируй правило»

2 балла – принимал активное участие в обсуждении;

1 балл – испытывал затруднения, но справился с заданием;

0 баллов – не принимал участия в обсуждении.

 

II.

Составление алгоритма

2 балла – принимал активное участие в обсуждении;

1 балл – испытывал трудности, но справился;

0 баллов – не принимал участия в обсуждении.

 

III.

«Слитно или раздельно?»

2 балла – выполнил задание без ошибок;

1 балл – допустил 1-3 ошибки;

0 баллов – допустил 4 и более ошибки.

 

IV.

«Собери пословицу»

1 балл – принимал активное участие в обсуждении;

0 баллов – не принимал участия.

 

V.

«Верно – неверно»

2 балла – выполнил задание без ошибок;

1 балл – допустил 1-2 ошибки;

0 баллов – допустил 3 и более ошибок.

 

VI.

«Рекламный текст»

1 балл – принимал активное участие в обсуждении;

0 баллов – не принимал участия.

 
   

ИТОГО

 
 

Рефлексия

Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению на уроке:

 

У меня все получилось,

я доволен уроком.

Мне было интересно, но допустил несколько ошибок.

Мне было сложно, допустил много ошибок.

 

 

 

 Приложение № 2.

Прочитайте предложения. Определите, в каких случаях НЕ пишется слитно,

а в каких раздельно? Чем является НЕ в каждом предложении: приставкой,

частью корня, отрицательной частицей? Сделайте вывод по каждому пункту.

I.(Не)настье задержало наш отъезд.

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется ________________________________, если ________________________________________________________________________.

II. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло.

(НЕ)СЧАСТЬЕ– _____________________________.

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________________________, если _______________________________________________________________________.

III. Он говорил (не) правду, а ложь.

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется ________________________________, если________________________________________________________________________.

VI. Она была далеко (не) красавица. Он отнюдь (не) враг мне.

Это была вовсе (не) правда.

ВЫВОД № 4: НЕ с существительным пишется _________________, если ____________________________________________________________________________

 

Приложение № 3

Алгоритм написания «не с существительными»

Слитно Раздельно

 

Приложение № 4

Ум определя.тся не возрастом, а головой.

В осеннее не настье семь погод на дв.ре.

Не место крас.т человека, а человек место.

Видно не.ряху по грязной рубахе.


 

Приложение № 5 Задание «Верно-неверно»

Верно ли, что:

1) имена существительные обозначают предмет;

2) не с существительными всегда пишется слитно;

3) не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4) есть существительные, которые без «не» не употребляются;

5) не – это только приставка.

6) вовсе не, отнюдь не, совсем не, ничуть не – усилительные частицы

Приложение 4 Задание «Верно-неверно»

Верно ли, что:

1) имена существительные обозначают предмет;

2) не с существительными всегда пишется слитно;

3) не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4) есть существительные, которые без «не» не употребляются;

5) не – это только приставка.

6) вовсе не, отнюдь не, совсем не, ничуть не – усилительные частицы.


Презентация "Не с сущ 6 кл"
PPT / 2.74 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.