Конспект урока русского языка по теме: «Простые и сложные предложения» (Русский язык, 4 класс)

1
0
Материал опубликован 18 January 2023

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС


Предметная область: русский язык

Класс: 4 класс

Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П. Канакина

Тема урока: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, о способах соединения простых предложений в сложное, о постановке запятой в сложном предложении.

Учебные задачи урока:
1. Расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях.
2. Совершенствовать речевую деятельность учащихся.
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку.
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах.
5. Формировать познавательные мотивы учения.
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации .
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные УУД:

- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный и моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Ресурсы:

основные: учебник для 4-го класса (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)

дополнительные: тетрадь, раздаточный материал, презентация «Физкультминутка. Гимнастика для глаз».



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный.


Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, психологический настрой.


- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что вы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу.

Внимательно слушайте - и всё услышите!

Внимательно смотрите - и всё увидите"

Думайте - и всё обязательно получится!

Каким бы вы хотели видеть наш урок?

Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения.

Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить.

Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

Приветствуют учителя. Дают ответы.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний.


Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Словарный диктант.

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.


2. Орфографическая минутка.

Работа по карточкам.

- Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ.

Буквы «Ч» и «Н»
Рядом на диванчике,
Сочники, пончики едят,
Чай налив в стаканчики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!
В «Ч+Н», запомни прочно,
Мягкий знак не нужен точно!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!

Л. Уланова

(Ответы: диваНЧике, соЧНики, поНЧики, стакаНЧики, проЧНо, тоЧНо).

Один ученик работает на закрытой части доски.

Взаимопроверка. Самооценка.



Выписывают слова в тетрадь, сверяют с эталоном (закрытая часть доски).


Взаимопроверка. Взаимооценка.













Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;

Познавательные:

- анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам;

Личностные:

- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

 - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

3.

Целеполагание.

Выход на тему, цель, учебную задачу.

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить.


- Прочитайте и сравните два предложения:

1) Солнце встало и осветило окрестность.

2) Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

- Чем похожи предложения? (В них содержится одна и та же мысль.)

- Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.)

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило.)

- Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он объединяет однородные члены предложения.)

- Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, свет разлился.)

- Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения.)


- Чем же мы будем заниматься на уроке?

Можете ли вы сформулировать тему и задачи нашего урока? (На какие группы делятся предложения, чем отличается сложное предложение от простого, научиться различать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении).

Отвечают на вопросы. Делают выводы.




















Формулируют тему и задачи урока.


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Личностные:

- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.

Работа над новым материалом.



Цель: реализация построенного проекта.

1. Наблюдение над простым и сложным предложением.

- Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.

1) Мороз крепчал, но дети не мерзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4) Охотники зарядили ружье, и раздался выстрел.

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6) Молодые побеги сморщились и завяли.

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.


2. Работа по учебнику.

Упражнение 49 (с. 36)

- Прочитайте выразительно поэтические строки.

- Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

- Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

- Какие это предложения – сложные или простые? Докажите свое мнение. (Первое предложение простое, в нем одна грамматическая основа – ветер гонит, второе сложное, в нем две основы – ель стонет, лес шепчет.)

- С помощью чего простые предложения объединяются в сложное? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.)

- Выполните письменные задания к упражнению.







Работают в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).


Одна пара отчитывается о проделанной работе, остальные проверяют и оценивают.










Отвечают на вопросы, ведут обсуждение, делают вывод, выполняют письменную работу.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера.



5.

Гимнастика для глаз.


Цель: сменить вид деятельности.

Организует выполнение гимнастики для глаз с использованием презентации «Физкультминутка. Гимнастика для глаз».



Выполняют гимнастику для глаз по слайдам презентации.


6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1) Работа по учебнику.

Упражнение 50 (с. 36-37)

- Прочитайте предложения.

- С помощью чего простые предложения объединяются в сложные? (Указывают способ связи в каждом предложении.)

- Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? Сделайте вывод. (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

- Сравните свои наблюдения с выводом в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (с. 37).

- Составьте и запишите схемы сложного предложения.

___ ___ , ___ ___ .

t1674056822aa.gift1674056822aa.gif

___ ___ , и ___ ___ .

t1674056822aa.gift1674056822aa.gif

___ ___ , а ___ ___ .

t1674056822aa.gift1674056822aa.gif

___ ___ , но ___ ___ .

t1674056822aa.gift1674056822aa.gif

- Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Запись двух предложений под диктовку.


2) Работа над словарным словом.

- Запишите в словарик слово ПРЕКРАСНЫЙ, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Выясните значение слова в толковом словаре.

- Составьте словосочетания с этим словом в разных значениях. (Прекрасная дама, прекрасный друг.)

- Древнейшее значение этого слова – красивый. С помощью приставки ПРЕ - , имеющей значение «очень», образовалось слово ПРЕКРАСНЫЙ. Теперь в этом слове выделяются только корень и окончание.

Отвечают на вопросы, ведут обсуждение, делают вывод.









Составляют схемы сложного предложения. Один ученик работает у доски.









Пишут по диктовку. Самопроверка, сверяют с эталоном в учебнике.


Работают с школьным орфографическим словариком.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- построение логической цепи рассуждений.


7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Работа по карточкам.

1 уровень

- Списать текст. Выделить грамматическую основу.

Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников.

2 уровень

- Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево.

3 уровень.

- Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу.

1. осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной.

2. льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в, уснул, траве.


Выбирают задание по уровню сложности и выполняют.






Проверяют правильность выполнения, сверяют с эталоном (на обратной стороне карточки).


Регулятивные:

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Познавательные:

- анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8.

Включение в систему знаний и повторение.


Цель: выявить границы применяемости нового знания, самооценка работы на уроке.

Работа по карточкам.

- Отметьте галочкой сложные предложения.

Вариант 1.

1) Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

2) Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.

3) Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник.

4) Солнце сияло, но не грело землю.

Вариант 2.

1) Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

2) На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись.

3) Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

4) В дуплах старых сосен располагаются ночные птицы и запасливые белки.

(Ответы: вариант 1 – 2, 3; вариант 2 – 1, 2.)


Выполняют задания.

Взаимопроверка. Самооценка.


Регулятивные:

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

Коммуникативные:

- контроль, коррекция, оценка действий партнера.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


Цель: соотнесение цели урока и его результатов, осознание метода построения нового знания.

- Какие предложения называют сложными?

- Для чего в речи нужны сложные предложения?

- Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

- Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке. Напишите:

1) Я – молодец!

2) Могу и лучше.

3) Надо постараться.


Отвечают на вопросы.

Высказывают свои впечатления от урока.









Самооценка работы на уроке.

Регулятивные:

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

10.

Этап разъяснения домашнего задания.

Программный уровень: упражнение 52 (с. 37)

Уровень повышенной сложности: упражнение 51 (с. 37)

Записывают задание на дом, задают вопросы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.