Конспект урока русского языка по теме: «Простые и сложные предложения» (Русский язык, 4 класс)
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предметная область: русский язык
Класс: 4 класс
Автор УМК: Русский язык 4 класс («Школа России»), автор: В.П. Канакина
Тема урока: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, о способах соединения простых предложений в сложное, о постановке запятой в сложном предложении.
Учебные задачи урока:
1. Расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях.
2. Совершенствовать речевую деятельность учащихся.
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку.
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах.
5. Формировать познавательные мотивы учения.
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации .
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные УУД:
- нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный и моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ресурсы:
– основные: учебник для 4-го класса (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)
– дополнительные: тетрадь, раздаточный материал, презентация «Физкультминутка. Гимнастика для глаз».
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке, психологический настрой. | - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Помните, что вы одноклассники, а значит должны внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. Внимательно слушайте - и всё услышите! Внимательно смотрите - и всё увидите" Думайте - и всё обязательно получится! Каким бы вы хотели видеть наш урок? Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. | Приветствуют учителя. Дают ответы. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Словарный диктант. Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта. 2. Орфографическая минутка. Работа по карточкам. - Выпишите из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ. Буквы «Ч» и «Н» Л. Уланова (Ответы: диваНЧике, соЧНики, поНЧики, стакаНЧики, проЧНо, тоЧНо). | Один ученик работает на закрытой части доски. Взаимопроверка. Самооценка. Выписывают слова в тетрадь, сверяют с эталоном (закрытая часть доски). Взаимопроверка. Взаимооценка. | Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; Познавательные: - анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам; Личностные: - нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: - контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
3. | Целеполагание. Выход на тему, цель, учебную задачу. Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить. | - Прочитайте и сравните два предложения: 1) Солнце встало и осветило окрестность. 2) Солнце встало, и окрестность озарилась светом. - Чем похожи предложения? (В них содержится одна и та же мысль.) - Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет.) - Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) - Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило.) - Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он объединяет однородные члены предложения.) - Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, свет разлился.) - Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения.) - Чем же мы будем заниматься на уроке? Можете ли вы сформулировать тему и задачи нашего урока? (На какие группы делятся предложения, чем отличается сложное предложение от простого, научиться различать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении). | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Формулируют тему и задачи урока. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Личностные: - нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. | Работа над новым материалом. Цель: реализация построенного проекта. | 1. Наблюдение над простым и сложным предложением. - Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения. 1) Мороз крепчал, но дети не мерзли. 2) Мороз крепчал, но не кусался. 3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять. 4) Охотники зарядили ружье, и раздался выстрел. 5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли. 6) Молодые побеги сморщились и завяли. 7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге. 8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла. 2. Работа по учебнику. Упражнение 49 (с. 36) - Прочитайте выразительно поэтические строки. - Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.) - Сколько предложений в этом отрывке? (Два.) - Какие это предложения – сложные или простые? Докажите свое мнение. (Первое предложение простое, в нем одна грамматическая основа – ветер гонит, второе сложное, в нем две основы – ель стонет, лес шепчет.) - С помощью чего простые предложения объединяются в сложное? (С помощью интонации, между ними ставится запятая.) - Выполните письменные задания к упражнению. | Работают в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение). Одна пара отчитывается о проделанной работе, остальные проверяют и оценивают. Отвечают на вопросы, ведут обсуждение, делают вывод, выполняют письменную работу. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; - контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. | Гимнастика для глаз. Цель: сменить вид деятельности. | Организует выполнение гимнастики для глаз с использованием презентации «Физкультминутка. Гимнастика для глаз». | Выполняют гимнастику для глаз по слайдам презентации. | |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | 1) Работа по учебнику. Упражнение 50 (с. 36-37) - Прочитайте предложения. - С помощью чего простые предложения объединяются в сложные? (Указывают способ связи в каждом предложении.) - Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? Сделайте вывод. (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.) - Сравните свои наблюдения с выводом в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» (с. 37). - Составьте и запишите схемы сложного предложения. ___ ___ , ___ ___ .
___ ___ , и ___ ___ .
___ ___ , а ___ ___ .
___ ___ , но ___ ___ .
- Объясните написание слов с пропущенными буквами. Запись двух предложений под диктовку. 2) Работа над словарным словом. - Запишите в словарик слово ПРЕКРАСНЫЙ, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. - Выясните значение слова в толковом словаре. - Составьте словосочетания с этим словом в разных значениях. (Прекрасная дама, прекрасный друг.) - Древнейшее значение этого слова – красивый. С помощью приставки ПРЕ - , имеющей значение «очень», образовалось слово ПРЕКРАСНЫЙ. Теперь в этом слове выделяются только корень и окончание. | Отвечают на вопросы, ведут обсуждение, делают вывод. Составляют схемы сложного предложения. Один ученик работает у доски. Пишут по диктовку. Самопроверка, сверяют с эталоном в учебнике. Работают с школьным орфографическим словариком. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - построение логической цепи рассуждений. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Работа по карточкам. 1 уровень - Списать текст. Выделить грамматическую основу. Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников. 2 уровень - Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения. Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево. 3 уровень. - Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу. 1. осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной. 2. льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в, уснул, траве. | Выбирают задание по уровню сложности и выполняют. Проверяют правильность выполнения, сверяют с эталоном (на обратной стороне карточки). | Регулятивные: - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; - оценивание качества и уровня усвоения материала; Познавательные: - анализ, сравнение и классификация объектов по выявленным признакам; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: выявить границы применяемости нового знания, самооценка работы на уроке. | Работа по карточкам. - Отметьте галочкой сложные предложения. Вариант 1. 1) Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы. 2) Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи. 3) Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник. 4) Солнце сияло, но не грело землю. Вариант 2. 1) Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом. 2) На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись. 3) Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков. 4) В дуплах старых сосен располагаются ночные птицы и запасливые белки. (Ответы: вариант 1 – 2, 3; вариант 2 – 1, 2.) | Выполняют задания. Взаимопроверка. Самооценка. | Регулятивные: - оценивание качества и уровня усвоения материала; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; Коммуникативные: - контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: соотнесение цели урока и его результатов, осознание метода построения нового знания. | - Какие предложения называют сложными? - Для чего в речи нужны сложные предложения? - Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками. - Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Напишите: 1) Я – молодец! 2) Могу и лучше. 3) Надо постараться. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои впечатления от урока. Самооценка работы на уроке. | Регулятивные: - оценивание качества и уровня усвоения материала; Личностные: - нравственно-личностное оценивание усваиваемого содержания; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
10. | Этап разъяснения домашнего задания. | Программный уровень: упражнение 52 (с. 37) Уровень повышенной сложности: упражнение 51 (с. 37) | Записывают задание на дом, задают вопросы. | |