Урок русского языка на тему «Простые и сложные предложения» (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
УМК «Перспектива»
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: открытия нового знания
Цель урока:
- создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
- развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты.
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
Ход урока:
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.
- Откройте тетради и запишите дату, Классная работа.
II этап. Чистописание (О)
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? (Осень)
- Назовите первый звук в этом слове?
- Дайте ему характеристику.
- Запись буквы О и соединений с ней.
III этап Актуализация знаний.
а) Словарная работа
- За окном осень - самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой которую нам дарит природа.
- Словарную работу мы проведем на тему "Осень". (По лексическому значению коллективно отгадываю и записывают слово)
Урожай количество уродившихся плодов в одно время
Берёза - дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны
Картина - произведение живописи в красках
Огород - участок земли для выращивания овощей.
Комбайн - зерноуборочная машина.
Богатство - множество, изобилие ,совокупность предметов,
Погода - состояние атмосферы в данное время в данной местности
Пшеница - хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.
Ветер - движение потока воздуха
Дорога - место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.
- Самопроверка. Оцените себя
б) Работа с предложением
Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.
- Можно ли эту группу слов назвать предложением?
- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)
- Составьте из данных слов предложение?
(Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге)
- Сделаем синтаксический разбор этого предложения.
- Дайте характеристику этого предложения. (Это предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное).
- Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые)
- Как они связаны между собой? (Союзом и).
- Обобщим наши знания. Составление кластера
Предложение
По наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные.
По цели: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По интонации: восклицательные, невосклицательные.
Простое Сложное
Одна грамматическая основа Несколько грамматических основ
IV этап. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами?
- Ну что ж, в споре рождается истина!
Осень идет и за собою дождь ведет.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
В сентябре синица просит осень в гости.
Плачет октябрь холодными слезами.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
- Как понимаете смысл пословицы?
- В каждом предложении выделите грамматическую основу. (На интерактивной доске).
- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (В последней пословице несколько основ).
– Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Узнать о предложениях с двумя грамматическими основами)
- Как вы думаете, как можно назвать предложение, которое состоит одной основы? (Простое).
-Тогда как можно назвать предложение, в котором несколько грамматических основ ? (Сложное).
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.
Тема: Простые и сложные предложения
V. Работа над новой темой.
а) Открытие новых знаний
- Как вы думаете, а бывают ли предложения с тремя и более основами?
- Обратимся к учебнику стр. 75. упр.118.
- Можно ли назвать это высказывание предложением?
- Прочитайте, что говорит об этом Ваня.
-Как вы понимаете, "Частей в этом предложении много"? (Каждая часть - это простое предложение, связанное по смыслу с остальными. Каждая часть состоит из подлежащего и сказуемого)
- Выпишите главные члены по образцу.
-«сень обнажалась…»
- Что такое сень? (Сень покров)
-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»? (покров становился голым, облетала листва)
- Сколько получилось основ? (Пять).
- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову.
- Как определить сколько частей в предложении? (Сколько грамматических основ, столько и частей)
- Какое же предложение мы назовем сложным?
- Предложение в котором две и больше грамматических основ - сложное.
- Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, сколько простых предложений, сколько и частей в сложном предложении. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены - своя основа. Части сложного предложения это не просто простые предложения. Они дополняю друг друга.
Между частями сложного предложения ставится запятая.
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ]. (Вывешивается схема на доске)
б) Первичное закрепление .Работа в парах.
Задание:
- Из данных предложений выбрать и записать сложное предложение, выделить основы.
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Проверка.
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• Краб крабу сделал грабли.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.
• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
VI. Применение новых знаний. Знаки препинания в сложном предложении.
1.Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]
2.Дуют ветра. [ __ ‗ ]
3.Птицы попрятались. [ __ ‗ ]
– Какие это предложения простые или сложные? (1,2,3 это простые предложения, т.к. в них по одной основе)
- Составьте одно сложное предложение и запишите его.
- Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая
Наступил ноябрь, дуют холодные ветра, птицы попрятались.
- Части сложного предложения могут соединятся союзами и а но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.
[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].
[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].
[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].
VII. Работа в группах:
Сложные предложения из простых. Озаглавит получившийся текст. Возможно использование союзов и а но
1 группа.
Наступила золотая осень.
Лес окрасился в разные цвета
Рябина стоит вся в красных бусах.
Листочки березы горят золотыми монетками.
Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.
Только елочка осталась зеленой.
(Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)
2 группа.
Подул легкий ветерок.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.
Сыплются желтые монетки с берёзы
Золотыми рыбками падают листочки ивы.
По колено в листьях деревья стоят.
(Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы. По колено в листьях деревья стоят)
3 группа
Низко над землёй нависли тучи
Пошёл осенний мелкий дождь .
В лесу уже не поют птицы.
Только слышится шум дождя и хруст мокрых ветвей.
Скоро наступят холода.
Природа уснет до весны.
(Низко над землёй нависли тучи, пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится шум дождя и хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны)
VIII. Итог:
_ Что нового вы узнали о предложении? (Предложения бывают простыми и сложными) (Вывешиваются таблички)
- Из чего состоят сложные предложения? (из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой)
IX. Рефлексия.
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
«Дерево успеха» – зелёный лист – мне все удалось, жёлтый лист – у меня были проблемы, красный лист – у меня ничего не получилось
14. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Возможен вариант на полях + и -
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид задания Оценка
Вид работы | Оценка |
1. Словарный диктант | |
2. Синтаксический разбор предложения | |
3. Работа в парах | |
4. Запись сложного предложения | |
5. Работа в группа | |