Урок русского языка на тему «Простые и сложные предложения» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 18 February 2023

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока:

- создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Планируемые результаты.

Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.

Метапредметные:

- познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.

Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Откройте тетради и запишите дату, Классная работа.

II этап. Чистописание (О)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? (Осень)

- Назовите первый звук в этом слове?

- Дайте ему характеристику.

- Запись буквы О и соединений с ней.

III этап Актуализация знаний.

а) Словарная работа

- За окном осень - самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой которую нам дарит природа.

- Словарную работу мы проведем на тему "Осень". (По лексическому значению коллективно отгадываю и записывают слово)

Урожай количество уродившихся плодов в одно время

Берёза - дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны

Картина - произведение живописи в красках

Огород - участок земли для выращивания овощей.

Комбайн - зерноуборочная машина.

Богатство - множество, изобилие ,совокупность предметов,

Погода - состояние атмосферы в данное время в данной местности

Пшеница - хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.

Ветер - движение потока воздуха

Дорога - место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.

- Самопроверка. Оцените себя

б) Работа с предложением

Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.

- Можно ли эту группу слов назвать предложением?

- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)

- Составьте из данных слов предложение?

(Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге)

- Сделаем синтаксический разбор этого предложения.

- Дайте характеристику этого предложения. (Это предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное).

- Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые)

- Как они связаны между собой? (Союзом и).

- Обобщим наши знания. Составление кластера

Предложение

По наличию второстепенных членов:   распространенные и нераспространенные.  

По цели: повествовательные, вопросительные, побудительные.

По интонации: восклицательные, невосклицательные.

Простое                                                Сложное

Одна  грамматическая основа           Несколько грамматических основ  

IV этап. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами?

- Ну что ж, в споре рождается истина!

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

В сентябре синица просит осень в гости.

Плачет октябрь холодными слезами.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

- Как понимаете смысл пословицы?

- В каждом предложении выделите грамматическую основу. (На интерактивной доске).

- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (В последней пословице несколько основ).

Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Узнать о предложениях с двумя грамматическими основами)

- Как вы думаете, как можно назвать предложение, которое состоит одной основы? (Простое).

-Тогда как можно назвать предложение, в котором несколько грамматических основ ? (Сложное).

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.

Тема: Простые и сложные предложения

V. Работа над новой темой.

а) Открытие новых знаний

- Как вы думаете, а бывают ли предложения с тремя и более основами?

- Обратимся к учебнику стр. 75. упр.118.  

- Можно ли назвать это высказывание предложением?

- Прочитайте, что говорит об этом Ваня.

-Как вы понимаете, "Частей в этом предложении много"? (Каждая часть - это простое предложение, связанное по смыслу с остальными. Каждая часть состоит из подлежащего и сказуемого)

- Выпишите главные члены по образцу.

-«сень обнажалась…»

- Что такое сень? (Сень покров)

-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»?  (покров становился голым, облетала листва)

- Сколько получилось основ? (Пять).

- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову.

- Как определить сколько частей в предложении? (Сколько грамматических основ, столько и частей)

- Какое же предложение мы назовем сложным?

Предложение в котором две и больше грамматических основ - сложное

- Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, сколько простых предложений, сколько и частей в сложном предложении. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены - своя основа. Части сложного предложения это не просто простые предложения. Они дополняю друг друга.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ]. (Вывешивается схема на доске)

б) Первичное закрепление .Работа в парах.

Задание:

- Из данных предложений выбрать и записать сложное предложение, выделить основы.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Проверка.

Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

Поют птицы.

Ярко светит солнце, поют птицы.

Краб крабу сделал грабли.

В долине пар белеет тонкий.

Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.

Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.

VI. Применение новых знаний. Знаки препинания в сложном предложении.

1.Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]

2.Дуют ветра. [ __ ‗ ]

3.Птицы попрятались. [ __ ‗ ]

Какие это предложения простые или сложные? (1,2,3 это простые предложения, т.к. в них по одной основе)

- Составьте одно сложное предложение и запишите его.

- Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая

Наступил ноябрь, дуют холодные ветра, птицы попрятались.

- Части сложного предложения могут соединятся союзами и а но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.

[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].

VII. Работа в группах:

Сложные предложения из простых. Озаглавит получившийся текст. Возможно использование союзов и а но

1 группа.

Наступила золотая осень.

Лес окрасился в разные цвета

Рябина стоит вся в красных бусах.

Листочки березы горят золотыми монетками.

Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.

Только елочка осталась зеленой.

(Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)

2 группа.

Подул легкий ветерок.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.

Сыплются желтые монетки с берёзы

Золотыми рыбками падают листочки ивы.

По колено в листьях деревья стоят.

(Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы. По колено в листьях деревья стоят)

3 группа

Низко над землёй нависли тучи

Пошёл осенний мелкий дождь .

В лесу уже не поют птицы.

Только слышится шум дождя и хруст мокрых ветвей.

Скоро наступят холода.

Природа уснет до весны.

(Низко над землёй нависли тучи, пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится шум дождя и хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны)

VIII. Итог:

_ Что нового вы узнали о предложении? (Предложения бывают простыми и сложными) (Вывешиваются таблички)

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой)

IX. Рефлексия.

«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

«Дерево успеха» – зелёный лист – мне все удалось, жёлтый лист – у меня были проблемы, красный лист – у меня ничего не получилось

14. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока. Возможен вариант на полях + и -

​​​​​​​ Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания Оценка

Вид работы

Оценка

1. Словарный диктант


2. Синтаксический разбор предложения


3. Работа в парах


4. Запись сложного предложения


5. Работа в группа




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.