Конспект урока русского языка по теме «Слова категории состояния» (7 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ»
(7 класс)
Цели:
Образовательная:
- знакомство с новой частью речи - словами категории состояния;
- умение находить слова категории состояния в тексте, использовать в своей речи.
Развивающая:
- развитие творческих способностей;
- развитие умения проводить сравнение, сопоставление;
- развитие навыков самостоятельной работы и др.
Воспитательная:
- активизировать познавательную деятельность;
- воспитывать уверенность, внимательность.
Организационный момент.
Коррекция внимания. Словарная работа.
Карточка № 1
Прочитайте слова:
Акварель, галерея, возражение, желанный, бассейн, калитка, квитанция, конверт, медленный, эпидемия.
Закройте слова, ответьте на вопросы:
- Сколько всего слов?
- Сколько слов начинается с буквы «К»?
- Какое было первое и последнее слово?
- Между какими словами находится слово «галерея»?
- Сколько слов с удвоенной согласной?
Карточка № 2
Проверьте свою грамотность. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
Ас…альт, ил…юстрация, свин…ой, гор…вать, стрелец…кий, ле…тенант, грус…ный, з…рница, опас…ный.
- Какое слово получилось?
Проверка домашнего задания. Изучение нового материала.
А. - Спишите с доски предложения.
1. Глаза светились радостно.
2. Утро солнечно и радостно.
3. На душе у ребят радостно.
- Какими частями речи являются выделенные слова в первом и втором предложениях? Докажите. (1пр.- наречие, т.к. обозначает признак действия, относится к глаголу, в предложении является обстоятельством;
2 пр.- краткое прилагательное, т.к. обозначает признак предмета, относится к существительному, в предложении является сказуемым).
- Что обозначает слово «радостно» в третьем предложении? (душевное состояние человека).
- Какие ещё состояния человека можете назвать?
- Это слова категории состояния. Одни исследователи считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий.
Сообщение темы, целей урока. Запись в тетрадь.
- Есть ли слова в предложении, от которых слова категории состояния зависят?
- Попробуйте найти главные члены в этом предложении. Есть ли здесь подлежащее?
- Похожи ли слова категории состояния на наречия, краткие прилагательные? (Слова категории состояния похожи на наречия тем, что тоже происходят от прилагательных, существительных: стыдно, позорно, совестно, страшно…)
Б. Работа с таблицей (у учащихся на партах).
- Что обозначают слова категории состояния? Приведите примеры.
В. Работа в тетрадях - справочниках (учитель записывает на доске, обучающиеся – в тетрадях-справочниках):
Слова категории состояния.
не изменяются;
в предложении являются сказуемым (подлежащего—нет);
не зависят от других слов в предложении.
Закрепление изученного.
Карточка № 4
Ему страшно и скучно было оставаться одному.
Сегодня так светло кругом.
Сердце её сжималось от горькой думы, ей становилось жаль себя.
Она тотчас было хотела ехать к Елизавете Васильевне, но было уже довольно поздно.
Нужно было съездить сначала в Новгород.
Мне трудно говорить об этом с вами.
(Дети по цепочке читают предложения, совместно находят слова категории состояния, самостоятельно записывают в нужный столбик)
Состояние человека | Состояние природы | Оценка действия |
Страшно, скучно, жаль, трудно | Светло, поздно | нужно |
Физкульт. минутка.
Дифференцированная работа.
1 группа: составить текст, используя слова категории состояния: можно, нельзя, нужно, надо, необходимо, невозможно (если не получается текст - несколько предложений).
2 группа: списать с доски деформированный текст, подчеркнуть слова категории состояния, объяснить орфограммы:
Солнечно и прохладно в чист..м воздухе. На каждом л.. сточке, тр..винке, веточ(?)ке – всюду поблёскивают, искрят(?)ся, сверкают синими, красными, ж..лтыми огнями д..ждевые капли. Можно пос..деть на солнышке и погреться в его луч..х.
Нельзя (невозможно, надо, нужно…)…
Дополнительное задание: устно придумать продолжение.
3 группа (работают с учителем): записать под диктовку предложения, найти слова состояния, определить, что они обозначают.
Летом в Крыму очень жарко.
Мне было весело.
«Надо открыть настежь окно»,- сказал папа.
В декабре стало совсем холодно.
От снега в комнате светло.
Невозможно представить, как это сделать.
Надо одеваться по- весеннему.
Нельзя забывать добро.
Здесь прохладно.
5. В конце подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свою активность, эффективность работы. Присутствующие по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно… было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился… у меня получилось … я смог…
я попробую… меня удивило…
мне захотелось…
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева