12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3626
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
11

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ»

(7 класс)

Цели:

Образовательная:

- знакомство с новой частью речи - словами категории состояния;

- умение находить слова категории состояния в тексте, использовать в своей речи.

Развивающая:

- развитие творческих способностей;

- развитие умения проводить сравнение, сопоставление;

- развитие навыков самостоятельной работы и др.

Воспитательная:

- активизировать познавательную деятельность;

- воспитывать уверенность, внимательность.


Организационный момент.

Коррекция внимания. Словарная работа.

Карточка № 1

Прочитайте слова:

Акварель, галерея, возражение, желанный, бассейн, калитка, квитанция, конверт, медленный, эпидемия.


Закройте слова, ответьте на вопросы:

- Сколько всего слов?

- Сколько слов начинается с буквы «К»?

- Какое было первое и последнее слово?

- Между какими словами находится слово «галерея»?

- Сколько слов с удвоенной согласной?

Карточка № 2

Проверьте свою грамотность. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.


Ас…альт, ил…юстрация, свин…ой, гор…вать, стрелец…кий, ле…тенант, грус…ный, з…рница, опас…ный.

- Какое слово получилось?


Проверка домашнего задания. Изучение нового материала.

А. - Спишите с доски предложения.

1. Глаза светились радостно.

2. Утро солнечно и радостно.

3. На душе у ребят радостно.


- Какими частями речи являются выделенные слова в первом и втором предложениях? Докажите. (1пр.- наречие, т.к. обозначает признак действия, относится к глаголу, в предложении является обстоятельством;

2 пр.- краткое прилагательное, т.к. обозначает признак предмета, относится к существительному, в предложении является сказуемым).


- Что обозначает слово «радостно» в третьем предложении? (душевное состояние человека).


- Какие ещё состояния человека можете назвать?


- Это слова категории состояния. Одни исследователи считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий.

Сообщение темы, целей урока. Запись в тетрадь.

- Есть ли слова в предложении, от которых слова категории состояния зависят?


- Попробуйте найти главные члены в этом предложении. Есть ли здесь подлежащее?


- Похожи ли слова категории состояния на наречия, краткие прилагательные? (Слова категории состояния похожи на наречия тем, что тоже происходят от прилагательных, существительных: стыдно, позорно, совестно, страшно…)

Б. Работа с таблицей (у учащихся на партах).

- Что обозначают слова категории состояния? Приведите примеры.


В. Работа в тетрадях - справочниках (учитель записывает на доске, обучающиеся – в тетрадях-справочниках):

Слова категории состояния.

не изменяются;

в предложении являются сказуемым (подлежащего—нет);

не зависят от других слов в предложении.


Закрепление изученного.

Карточка № 4

Ему страшно и скучно было оставаться одному.

Сегодня так светло кругом.

Сердце её сжималось от горькой думы, ей становилось жаль себя.

Она тотчас было хотела ехать к Елизавете Васильевне, но было уже довольно поздно.

Нужно было съездить сначала в Новгород.

Мне трудно говорить об этом с вами.

(Дети по цепочке читают предложения, совместно находят слова категории состояния, самостоятельно записывают в нужный столбик)

Состояние человека

Состояние природы

Оценка действия

Страшно, скучно, жаль,

трудно

Светло, поздно

нужно


Физкульт. минутка.


Дифференцированная работа.

1 группа: составить текст, используя слова категории состояния: можно, нельзя, нужно, надо, необходимо, невозможно (если не получается текст - несколько предложений).


2 группа: списать с доски деформированный текст, подчеркнуть слова категории состояния, объяснить орфограммы:

Солнечно и прохладно в чист..м воздухе. На каждом л.. сточке, тр..винке, веточ(?)ке – всюду поблёскивают, искрят(?)ся, сверкают синими, красными, ж..лтыми огнями д..ждевые капли. Можно пос..деть на солнышке и погреться в его луч..х.

Нельзя (невозможно, надо, нужно…)…

Дополнительное задание: устно придумать продолжение.


3 группа (работают с учителем): записать под диктовку предложения, найти слова состояния, определить, что они обозначают.


Летом в Крыму очень жарко.

Мне было весело.

«Надо открыть настежь окно»,- сказал папа.

В декабре стало совсем холодно.

От снега в комнате светло.

Невозможно представить, как это сделать.

Надо одеваться по- весеннему.

Нельзя забывать добро.

Здесь прохладно.

5. В конце подводятся итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свою активность, эффективность работы. Присутствующие по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно… было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился… у меня получилось … я смог…

я попробую… меня удивило…

мне захотелось…


Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (2)

Колышкина Елена Владимировна, 05.12.21 в 16:01 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную публикацию, Юлия Васильевна! Групповая форма работы и грамотно составленные задания - это слагаемые успеха Вашего урока!
Юлия Васильевна Воробьева, 05.12.21 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за Ваше внимание, Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.