12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоногова Надежда Васильевна283
Педагогический стаж - 6 лет. в 2012 году лауреат районного конкурса "Педагогический дебют"
Россия, Челябинская обл., Нязепетровск
2

СКС как часть речи



Слова категории состояния как часть речи.

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.

У. Здравствуйте, ребята. Открываем тетради, записываем число и Классная работа.

Двадцать шестое февраля, пятница

Классная работа

У. Определим части речи каждого слова нашей записи.

Д. Числительное, сущ., сущ., прил., сущ.

У. а какой раздел науки о языке изучает слова как части речи?

Д. Морфология.

У. Верно! А какие из уже изученных нами частей речи нам не встретились?

Д. наречие, глагол, местоимение.

У. Итак, ребята, нам с вами уже известны 6 частей речи, а сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной, неизвестной пока вам частью речи. Как самостоятельная эта часть речи была выделена совсем недавно, её особенностью является то, что она маскируется под другие части речи, поэтому с ней нужно быть очень внимательными.

2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы узнаем, с какими частями речи её легко спутать и как этого избежать и по каким признакам можно распознать эту часть речи. Для этого обратимся к материалу для наблюдения на доске (обратимся сначала к первому столбику)

Летнее солнце тепло. 1. Пришла весенняя пора.

Солнце светит тепло. 2. Пора ехать в лес.

На улице тепло.

У. Посмотрите на предложения 1-го столбика и определите, что в них общего?

Д. Слово «тепло».

У. Верно! В них повторяется слово «тепло». Но на самом деле нам только кажется, что эти три с лова абсолютно одинаковы. На самом деле слово «тепло» во всех трёх предложениях является разной частью речи. Какой, нам предстоит выяснить. А чтобы было удобнее и точнее это сделать, мы заполним таблицу, последний столбик которой это и есть вывод о части речи данного слова.

(у детей на партах, у учителя - на доске таблица)

Примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. роль

Часть речи

1.Летнее

солнце тепло.

2. Солнце

светит тепло.

3. На улице тепло.

           

У. итак, заполним таблицу вместе. На какой вопрос отвечает и к чему относится слово «тепло» в первом предложении?

Д. «солнце» - сущ. (каково?) «тепло»

(запись)

У. На какой вопрос отвечает и к чему относится слово «тепло» во втором предложении?

Д. «светит» - гл. (как?) «тепло»

(запись)

У. А в третьем предложении можем мы задать вопрос от какого-то слова к слову «тепло»?

Д. Нет. (вопрос из пустого места не задаем)

У. Ставим прочерки. Что обозначает слово «тепло» в этих предложениях?

Д. В первом - признак предмета, во втором – признак действия, в третьем – состояние природы.

У. А теперь посмотрим, как изменяется слово «тепло» во всех предложениях.

Д. В первом – по числа и падежам (Летний дождь тепел, Летние дни теплы, Летняя река тепла.) (запись), во втором – не изменяется, в третьем тоже (прочерки)

У. Ребята, определим, каким членом предложения является слово «тепло» в данных предложениях. Что для этого сделаем?

Д. Находим грамматическую основу, задаем к нужному слову вопрос и определяем, какой это член предложения.

Летнее солнце тепло. Подлежащее – «солнце». Что говорится о солнце? Что оно тепло – это сказуемое. (запись в таблицу)

Солнце светит тепло. Грамматическая основа - «солнце светит»; светит (как?) тепло - это обстоятельство образа и способа действия. (запись в таблицу)

На улице тепло. Здесь нет подлежащего, а сказуемое – «тепло».

У. Ребята, а может ли в данном предложении быть подлежащее? Попробуйте подобрать его?

Д. Нет.

У. ребята, предложения, в которых нет и не может быть подлежащего, т.е. нет действующего лица называются - безличными, с ними вы познакомитесь в старших классах, а пока просто запомните и запишите в таблицу напротив третьего предложения «сказуемое в предложении без подлежащего, т.е. в безличном предложении»

(запись в таблицу)

Итак, ребята, теперь нам остаётся только сделать вывод о том, какой же частью речи является слово «тепло» в этих предложениях.

В первом? Относится к сущ., отвечает на вопрос «каково?», обозначает признак предмета, изменяется по числам и родам, является сказуемым?

Д. Это краткое прилагательное

У. Верно! Во автором предложении слово «тепло» относится к глаголу, отвечает на вопрос «как?», обозначает признак действия, не изменяется, является обстоятельством и это….

Д. Наречие!

У. а что нам известно про слово «тепло» из третьего предложения?

Д. Ни к чему не относится, нельзя задать вопрос, обозначает состояние природы, не изменяется, является сказуемым в предложении без подлежащего.

У. Такими признаками не обладает ни одна из ранее изученных частей речи. И как же она называется? Послушайте внимательно стихотворение и сами ответьте на этот вопрос.

Встретились нам слова удивительные:

Ни прилагательные, ни существительные,

Не отнести их к наречиям тоже,

Хоть внешне на них очень похожи.

Но, увы, вопроса задать к ним нельзя.

Давайте знакомиться ближе, друзья.

Если с утра светло и погоже,

То на душе у нас весело тоже.

Если же сыро, прохладно, уныло,

То и нам с вами будет тоскливо.

И настроение, и состояние

Выразят ясно СЛОВА СОСТОЯНИЯ.

- Какую же часть речи мы сегодня изучаем?

Д. Слова состояния!

У. правильно, но если быть точнее, то в науке их чаще всего называют «слова категории состояния», этот термин ввёл в 1928 году знаменитый русский лингвист, академик Лев Владимирович Щерба(слайд1)

Записываем в таблицу, а в тетрадях тему урока

«Слова категории состояния как часть речи»

У. Почему перед КАК не ставим запятую?

Д. КАК входит в состав сказуемого, а между подлежащим и сказуемым мы никогда не ставим запятую.

У. итак, ещё раз… что нам уже известно об этой части речи?

Д. СКС ни к чему не относятся, к ним нельзя задать вопрос, обозначают состояние природы, не изменяются, является сказуемым в предложении без подлежащего.

У. с какими частями речи легко спутать скс?

Д. С наречиями и кр.прил. (т.е.со словами на «о»)

У. Ребята, слова категории состояния, похожие на наречия и кр. прилагательные – это лишь одна подгруппа, выделяемая среди слов этой части речи. Среди СКС есть также слова, похожие на сущ. посмотрите на второй столбик материала для наблюдения. Что общего в этих предложениях?

Д. Слово «пора».

У. А какой частью речи является это слово в этих предложениях? Чтобы определить это, закончим нашу таблицу, но только уже для слова «пора».

Примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. Роль

Часть речи

Пришла весенняя пора.

           

Пора ехать в лес.

           

(заполнение таблицы, как и в первом случае)

У. Таким образом, среди слов категории состояния есть и такие, которые можно перепутать и с сущ., как например «пора», впишем его во второй столбик нижней таблицы. Также сюда относятся слова «Лень» (долог день, кому работать лень), «охота» и «неохота»(встречаются, в основном, в разговорной речи, когда вы маме своей говорите: «Неохота делать уроки, а охота гулять!»)(запись).

Ребята, среди слов категории состояния есть и такие, которые непохожи на какие-либо части речи, они встречаются нам в предложениях разрешения (Можно пойти гулять), запрещения (Курить нельзя!), обязательства (Нужно выучить правило!) или при сожалении (Жаль расставаться!), т.е. эти слова выражают оценку действия, записываем их в третью колонку, где у нас СКС, непохожие на другие части речи – надо, нужно, можно, нельзя, жаль. (записи в таблицу).

Ребята, но всё же СКС на «о», т.е. похожих на кр.прил. и наречия записываем в третью предложениях разрещ-либо части речие своей говоритеерепутать и с сущ.ю.дложении без подлежащего.

пишите в гораздо больше и значения у них могут быть самые разные, поэтому в зависимости от того, что они обозначают выделяют несколько смысловых групп. Таких групп будет 6, посмотрите в первую колонку таблицы 2, там у вас даны примеры СКС, разделенные на смысловые группы, наша задача сейчас подобрать название каждой группе. Читаем первую группу слов категории состояния.

Д. морозно, тепло, сыро, холодно, ветрено, безветренно, пасмурно, прохладно, жарко.

У. каким одним словом можно назвать эту группу, какое состояние они выражают?

Д. Состояние природы.

(далее идёт заполнение таблицы 2, первой колонки и попутная работа над орфографией)

У. Итак, ребята, мы познакомились с группами слов категории состояния. Какие это группы?

Д. слова на «о», слова, СКС, похожие на сущ. и СКС, непохожие на др. части речи.

У. СКС на «о» делятся в свою очередь по смыслу ещё на шесть групп, их мы тоже записали. А по каким признакам мы будем находить СКС?

Д. Неизменяемые, являются сказуемыми в безличном предложении.

У. Ребята, в учебнике у вас также даётся определение СКС, откройте с. 127, прочитайте правило в голубой рамочке. Что ещё нового мы узнали о СКС?

Д.В учебнике ещё говорится о том, что СКС могут сочетаться с глаголами быть (будет, было), становиться, делаться.

У. эта информация поможет вам грамотно выделять грамматическую основу в предложениях со СКС.

Ребята, в учебнике вам также даётся образец рассуждения при определении слова категории состояния. Прочитаем и его (следующая страница)

(кто-то вслух прочитал)

У. Т.е. основные три признака, по которым мы будем распознавать СКС – это значение, неизменяемость и синт.роль, т.е. они являются сказуемыми в предложениях без подлежащего, т.е. в безличных предложениях.

3. Закрепление новых знаний.

Итак, ребята, а теперь мы поучимся с вами находить СКС в тексте, научимся отличать их от омонимичных частей речи, а также попробуем ответить на вопрос, какова же роль СКС в наше речи? Перед вами распечатки со стихотворными отрывками, сейчас мы вместе будем читать эти отрывки, находить в них слова, похожие на СКС и определять, какая же это часть речи?

(дети читают первый отрывок)

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(Ф.И. Тютчев)

Слово на «о» - слышно, оно входит в предложение «птиц неслышно боле», слово неслышно обозначает состояние окружающеё среды, оно не изменяется (птиц неслышно боле, грача неслышно боле, синиц не будет слышно), в предложении является сказуемым, в этом предложении нет и не может быть подлежащего, значит, это СКС.

(работа с остальными отрывками)

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанье!.. что пользы напрасно и вечно желать?...

А годы проходят – всё лучшие годы!

(М.Ю.Лермонтов)

Ярко светит солнце.

В воздухе тепло.

И куда не взглянешь,

Всё вокруг светло.

(И.З. Суриков)

У. Ребята, как вы думаете, для чего же поэты так активно используют СКС в своём творчестве?

Д. СКС помогают передать настроение, внутренне состояние человека, его эмоциональный настрой. Они помогают почувствовать, какую оценку даёт автор тем или иным явлениям природы, окружающей среды. Делают речь эмоциональной.

У. Верно! Прежде всего, СКС помогают нам понять настроение человека, его отношение к чему – либо, то, как он себя чувствует, как воспринимает окружающий мир.

Ребята, сейчас мы с вами с помощью СКС попытаемся, смотря на картину, описать её так, чтобы было понятно наше настроение, которое она у вас вызывает.

( Картина: Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) – русский живописец..
Именно пейзаж стал подлинным призванием Клевера.

Зимний закат в еловом лесу, 1889) (несколько ребят читают, что у них получилось)

Обобщение и домашнее задание.

У. Ребята, давайте обобщим. С какой частью речи мы сегодня познакомились? Что обозначают слова категории состояния? Какую синтаксическую функцию выполняют? Для чего используются в речи? Как их отличить от омонимичных частей речи?

(дети отвечают на вопросы, используя таблицы)

Дома вы подготовите рассказ о слове категории состояния как части речи и выполните упр. 275

Слова категории состояния как часть речи

Таблица 1.

примеры

Относится к…

Вопрос

Значение

Изменение

Синтаксич. роль

Часть речи

Летнее солнце тепло.

           

Солнце светит тепло.

           

На улице тепло.

           

Пришла весенняя пора.

           

Пора ехать в лес.

           

Таблица 2. Группы слов категории состояния (СКС)

Слова категории состояния, похожие на наречия и кр.прил. (слова на «о»)

СКС, похожие на сущ.

СКС, непохожие на другие части речи

 

Морозно, тепло, сыро, холодно, ветрено, безветренно, пасмурно, прохладно, жарко…

   
 

Пыльно, красиво, душно, грязно, безмолвно, чисто темно…

 

Неприятно, больно, дурно, тяжело, приятно…

 

Грустно, скучно, обидно, боязно, радостно, тревожно, досадно, беспокойно….

 

Интересно, непонятно, ясно, удивительно…

 

Легко, рано, хорошо, нормально, отлично…

Найдите слова на «о» и определите, к какой части речи они относятся.

1) Ярко светит солнце.

В воздухе тепло.

И куда не взглянешь,

Всё вокруг светло.

(И.З. Суриков)

2)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(Ф.И. Тютчев)

3) И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанье!.. что пользы напрасно и вечно желать?...

А годы проходят – всё лучшие годы!

(М.Ю.Лермонтов)

3)/data/files/k1474263529.ppt (СКС как часть речи)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.