Технологическая карта урока русского языка «Отрицательные местоимения»
Тема урока: Отрицательные местоимения.
Составила: Федотова Ирина Фёдоровна.
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
Обучающая цель:
- сформировать умение правильно употреблять отрицательные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
- закрепить умение видеть местоимения разных разрядов, правильно употреблять их в речи;
- расширить лексический запас учащихся;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой. Формулирует задание на слушание, восприятие . |
Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Формулирует задание по работе с карточкой. Организует самопроверку. На протяжении тысяч лет человека привлекали огоньки, сверкающие на небе. В течение нескольких столетий астрономы изучали звёзды и планеты. Со временем люди научились изготавливать инструменты , с помощью которых можно наблюдать за небесными светилами и определять их положение. Эти открытия изменили наше представление о Земле и месте , которое она занимает во Вселенной. Ещё в 4 в. до н. э. Аристарх Самосский определил . Но ему никто не поверил. |
Осуществляют: -контроль выполненного задания; -актуализацию полученных ранее знаний |
Находят и анализируют допущенные ошибки в собственной работе Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. |
||||
- Посмотрите на таблицы и постарайтесь объяснить, как образуются и пишутся отрицательные местоимения. - Почему эти местоимения называются отрицательными? Работа с теорией учебника. Беседа: - Как образуются отрицательные местоимения? - Как изменяются отрицательные местоимения? - Правильно. Местоимение некого, нечего не имеют форму И.п.
- Запишите правило:
|
Никто Ничто Никакой несколько Потому что указывают на отсутствие признака, предмета, количества. Работают с теорией учебника . Образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок и суффиксов Изменяются как и вопросительные местоимения, от которых они образованы. Устно выделяют приставку и ставят ударение, делают вывод о том, что отрицательные местоимения с приставкой не- пишутся слитно, и приставка всегда стоит под ударением. Записывают правило в словарики. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
||||
1. Выполнение упражнения 49, стр. 44 в учебнике. Выписывают отрицательные местоимения с приставками НЕ, НИ. 2. Цифровой диктант. Ни (с) кем, Ни ( к) кому, Не (кому) (Ни)какой, (ни)сколько, Ни(от)чего, ни(что),не(на)кого. Задание: запишите в тетрадь из карточки предложения, вставляем подходящие по смыслу неопределённые местоимения. 1)Поздно вечером …не постучался к нам. 2)На берегу реки …не росло. 3) В шкафу не было … книги. 4) Мы … не испугались 5) …не было понятно. 6) Вы … не рассказали о вашем полёте.
Творческая работа(составить 3-5 предложений, включив отрицательные местоимения)
Объясняет: - Домашнее задание. § 9,1- Написать сочинение, используя отр-ые местоимения; 2- Аннин А. упр. 46 (списать, объяснить правописание отрицательных местоимений). |
Выписывают местоимения, при проверке исправляют ошибки и недочеты, оценивают друг друга.
Работа в тетрадях. Раскрывают скобки в местоимениях .
Записывают предложения в парах, объясняют написание местоимений. Осуществляют взаимоконтроль выполненного задания. Корректно высказывают свою точку зрения.
Мини-сочинение Пишут 3-5 предложений на заданную тему, используя полученные знания на уроке.
Записывают домашнее задание
|
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Уметь: - работать в паре, - корректно высказать свою точку Осуществлять: -контроль выполненного задания. Овладевать орфографическими нормами. Распределять учебный материал по задаче, опираясь на полученные знания. Уметь формулировать полные ответы на поставленные вопросы(П) Уметь полно и ясно выражать свои мысли. (К) Понимать и осуществлять поставленную учебную задачу.(Р) Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Слушают и уточняют задание, задают вопросы. Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. |
||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
||||
- Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Что получилось? - Какие трудности возникали? - Что нужно сделать еще? - Оцените свою работу на уроке. Предлагает детям продолжить заданные учителем фразы с целью проанализировать работу на всех этапах урока, определить самочувствие. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах их деятельности на уроке. |
Отвечают на вопросы. Заканчивают предложенные учителем фразы, высказывая собственное мнение. Формулируют правило, выведенное на уроке. Анализируют работу на уроке через самооценку |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |