Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Отрицательные местоимения»

3
3
Материал опубликован 28 July 2017 в группе

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе

Отрицательные местоимения

Тип: урок объяснения нового материала.

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «отрицательные местоимения», их особенностями, формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, научить определять отрицательные местоимения в тексте.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

- уважительное отношение к родному языку;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- развитие культуры общения.

Метапредметные: 
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;

- умение анализировать.

Предметные: 
- умение применять на практике правило "Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях";

- развитие творческой самостоятельности;

- владение разными видами речевой деятельности;

- развитие орфографической зоркости.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, лист учёта знаний, карточки для теоретических записей (в форме рюкзака), карточки индивидуального задания.

 

Организационная структура урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация и выявление места затруднения – 6 мин.

3. Постановка учебной цели и построение проекта выхода из затруднения – 9 мин.

4. Первичное закрепление с комментированием – 6 мин.

5. Физкультминутка – 1 мин.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем – 12 мин.

7. Включение в систему знаний и повторение – 6 мин.

8. Рефлексия – 3 мин.

9. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой учащихся.

Формы организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Коммуникативные:

- умение слушать.

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

Учитель подготавливает учащихся к работе на уроке:

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число, «Классная работа».

Ученики настраиваются на урок. Записывают в тетрадях число, «Классная работа».

 

2. Актуализация и выявление места затруднения.

Цель этапа: установить преемственность связей прежних и новых знаний и применить их в новых ситуациях.

Формы организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Коммуникативные:

- осуществление учебного сотрудничества.

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные:

- планирование необходимых действий и операций.

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Учитель:

- Что такое местоимение? Какие разряды местоимений мы уже изучили?

Ученик:

- Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Мы изучили личные, возвратные, вопросительные, относительные и неопределённые местоимения.

Учитель предлагает вводное задание:

- Посмотрите на экран, перед вами словосочетания. Ваша задача списать и обозначить условия выбора орфограммы.

Словарная работа:

(Кое)что произошло, (н..)которое время назад, (н..)кий человек, купить что(нибудь), (н..)сколько девушек, (н..)чего не слышать.

Ученики выполняют задание, проводят самопроверку, результаты заносят в лист учёта знаний.

Учитель:

- Правописание какого местоимения вызвало затруднение? Почему?

Ученик:

- Ничего. Данное местоимение не относится ни к одному из изученных нами разрядов.

Учитель:

- Как вы думаете, на что указывает это местоимение?

Ученик:

- На отсутствие звуков или на невозможность что-то слышать.

 

3. Постановка учебной цели и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определить тему урока и цель; раскрыть сущность новых понятий, усвоить новые способы учебной и умственной деятельности

Формы организации взаимодействия: групповая.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- синтез информации;

- умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

- применение методов информационного поиска;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Учитель:

- Ребята, о чём сегодня на уроке будем говорить? Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока.

Ученики отвечают на вопрос, формулируют цель урока. Записывают в тетрадях тему: "Отрицательные местоимения"

Учитель:

- Представьте, что мы заблудились в ночном лесу. Нам нужно вернуться домой, но это не так просто сделать. Для этого мы должны выполнить несколько заданий, которые помогут нам выбраться. Но чтобы успешно их выполнить, мы должны подготовиться. У каждого из вас есть рюкзак для путешествия (форма для теоретических записей). Давайте наполним его необходимыми вещами - знаниями. Откройте параграф 81 на странице 79 [1]. Первая группа выделяет особенности отрицательных местоимений и создаёт кластер, а вторая выявляет условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с отрицательными местоимениями и составляет таблицу примеров.

Учащиеся работают с учебником по группам, выискивают необходимую информацию, заполняют форму для теоретических записей.

Учитель:

- Какие выводы мы можем сделать? Как мы напишем словосочетание «(н..)чего не слышать»?

Ученик:

– 1. Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества; 2. отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-; 3. если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно; 4. приставка не всегда ударная, приставка ни – безударная. В словосочетании «Ничего не слышать» отрицательное местоимение будет писаться с ни-, так как ударение не падает на приставку, и слитно, так как нет предлога.

 

4. Первичное закрепление с комментированием.

Цель: обобщить и систематизировать знания, формировать рациональный способ применения их на практике.

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные:

-проявление интереса к изучению языка, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- освоение новыми видами деятельности;

- участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные:

- контролирование учебных действий,

- прогнозирование и корректировка своей деятельности;

- определение степени успешности своей работы и работы других .

Коммуникативные:

-умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Учитель:

- Наши рюкзаки заполнены. Мы можем отправляться в путь. Сейчас уже ночь. Темно. Нам нужно двигаться на север, но как это сделать, если у нас нет компаса? Чтобы получить подсказку, мы должны выполнить упражнение № 462 [1].

Задание: Проанализируйте слова. Как они образованы? Составьте предложения, употребив в них данные местоимения.

Учащиеся отвечают на вопросы. Работают с учебником, анализируют языковой материал (выполнение упражнений № 462), результаты заносят в лист учёта знаний.

Учитель:

-Какой вывод мы можем сделать?

Ученик:

- Отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-.

Учитель:

- Итак, мы справились с заданием и получили подсказку: «Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая указывает на север». Если постоянно идти по направлению к ней, мы будем идти в нужном нам направлении.


 

5.Физкультминутка.

Цель: закрепить полученные знания путём игры; предупредить утомляемость учащихся.

Формы организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные:

- осознание необходимости заботы о здоровье.

Учитель:

- Продвигаясь по лесу, мы очень устали и решили совершить привал.

Задание: Внимательно прослушайте пословицы. Если вы слышите, что отрицательное местоимение образовано с помощью приставки НЕ – хлопаем в ладоши, если от НИ - топаем ногой.

1.Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

2.Любят того, кто не обидит никого.

3.Если за день ничему не научился, зря прожил день.

4.Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

5.Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.

6.Скучен день до вечера, коли делать нечего.[2]

Учащиеся выполняют физические упражнения.

 

6.Самостоятельная работа с самоконтролем.

Цель: закрепить условия написания НЕ и НИ с отрицательными местоимениями.

Формы организации взаимодействия: индивидуальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Познавательные:

-умение применять информацию для решения практических задач.

Личностные:

-развитие познавательного интереса, создание ситуации успеха;

- осознание трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные:

-контроль за результатами деятельности.

Учитель:

- Мы вышли к красивому пруду. На другом берегу виднеются огни дома. Как же добраться до него? Выполним ещё одно задание.

Задание: Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие запятые и выполните синтаксический разбор предложения.

  Н..какая тьма не одержит победу над ра(с/сс)ветом4. Ещё н..чего не наруша..т благодатной тишины: н..кто не ухает не чирикает не кр..чит. Пруд едва дымит(?)ся а ещё не проснувшееся солнце потихоньку льёт краску цвета киновари в чуть синюю воду. Проходит немного времени и всё вокруг вдруг взрывает(?)ся снопом золотистых искр. Мир горит золотом. Именно на рассвете н..(о)чём не сож..лееш(?) и н..чего не боиш(?)ся.

Ученики вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы, расставляют запятые и выполняют синтаксический разбор предложения:

      Никакая тьма не одержит победу над рассветом4. Ещё ничего не нарушает благодатной тишины: никто не ухает, не чирикает, не кричит. Пруд едва дымится, а ещё не проснувшееся солнце потихоньку льёт краску цвета киновари в чуть синюю воду. Проходит немного времени, и всё вокруг вдруг взрывается снопом золотистых искр. Мир горит золотом. Именно на рассвете ни о чём не сожалеешь и ничего не боишься.

    Никакая (определение) тьма (подлежащее) не одержит (сказуемое) победу (дополнение) над рассветом (несогласованное определение). (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, ничем не осложнено).

Учитель выводит ответы на слайд.

Ученики совершают самопроверку. Результаты заносят в лист учёта знаний.

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обобщение полученных знаний в форме творческой работы

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Личностные:

- освоение нового вида деятельности.

Познавательные:

- извлечение нужной информации из высказываний одноклассников.

Регулятивные:

- адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей.

Коммуникативные:

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы.

Учитель:

-Ребята, вы справились с заданием, и над прудом возник мост, по которому мы добрались до нашего дома, но войти мы не можем, так как на двери висит кодовый замок. Нужно подобрать ключ.

Игра «Орфоматематика»

Вставьте гласные. Если вы употребили букву И, то из числа в правом столбце вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте к данному числу 5 единиц. Замените получившиеся числа буквами, и вы узнаете код. (Метод встречается в книге Бройде М.Г [3]).

Ничто не вечно

Нечего предъявить

Ничем не интересоваться

Ничейный дом

Некого винить

Никого не слушать

Не с кого спрашивать

26

20

11

7

10

15

7

26-5=21 (у)

20+5=25 (ч)

11-5=6 (е)

7-5=2 (б)

10+5=15 (н)

15-5=10 (и)

7+5=12 (к)

Ответ: Учебник.

Составьте публичное выступление об отрицательных местоимениях и их роли в нашей жизни, применяя уже полученные знания.

Ученики выполняют письменное задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Результаты заносят в лист учёта знаний.

Учитель:

- Мы справились со всеми заданиями и вернулись домой.

 

8.Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Формы организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- оценка процесса и результата деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе успешности;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Учитель:

- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ученики делятся своим эмоциональным состоянием на уроке.

- Ребята, можно и мне закончить эту фразу? Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Выставление оценок.

 

9.Домашнее задание.

Формы организации взаимодействия: фронтальная.

Формируемые умения (универсальные учебные действия):

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий.

§81, упр. 466, 467.

Учитель даёт комментарий к домашнему заданию.


 

Список используемой литературы:

Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов,Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014.

Пословицы и поговорки.  Режим доступа:  http://www.sovets.ru/Itisinteresting/poslovici/

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.


 

Приложение № 1:

Оценочный лист

Фамилия, имя __________________________

Название уровня

Критерии оценивания

Количество баллов

I

Словарная работа

0 ош.- 3б.

1-2 ош. – 2 б.

2-3– 1 б.

4 и более ош. – 0 б.

3

2

1

0

II

Первичное закрепление знаний

0 ош.- 3б.

1-2 ош. – 2 б.

2-3– 1 б.

4 и более ош. – 0 б.

3

2

1

0

Самостоятельная работа

III

Правописание

0 ош.- 5б.

1-2 ош. – 4 б.

3-4– 3 б.

4-7- 2 б.

8 и более ош. – 0 б.

5

4

3

2

0

IV

Пунктуация

0 ош.- 3б.

1-2 ош. – 2 б.

2-3– 1 б.

4 и более ош. – 0 б.

3

2

1

0

V

Синтаксический разбор предложения

0 ош.- 3б.

1 ош. – 2 б.

2 ош.– 1 б.

3 и более ош. – 0 б.

3

2

1

0

VI

Игра «Орфоматематика»

0 ош.- 3б.

1-2 ош. – 2 б.

2-3– 1 б.

4 и более ош. – 0 б.

3

2

1

0

 

Итог:

20-19 балла-«5»

18-15 баллов-«4»

14-11 баллов-«3»

Менее 10 баллов-«2»

 

 

Приложение № 2:

Алфавит

 

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33

   

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную разработку урока. особенно - за орфоматематику! Возьму в копилочку! Тем более 6 класс в этом году!

11 August 2017

Спасибо!

11 August 2017

Рада, что понравилась разработка урока.

15 August 2017

Похожие публикации