12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калошина Марина Сергеевна19

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



















Конспект урока русского языка в классе ЗПР (программа 7.1)

на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»







Автор: Калошина Марина Сергеевна

учитель начальных классов













с. Хомутово, 2022г.

Содержание.

Введение …………………………………………………………………3

Аннотация……………………………………………………………….4

Содержание урока………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………...8

Список литературы…………………………………………………….9

Приложение 1…………………………………………………………..10

Приложение 2…………………………………………………………..14





































Введение.

Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретѐнным младшими школьниками при изучении русского языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам. Одним из разделов русского языка является морфология. В рамках раздела «Морфология» дети изучают тему «Имя существительное». Работа над темой «Имя существительное» представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с первого по четвѐртый класс.

Русский язык в начальной школе, наряду с математикой, является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение. Велико воспитательное значение родного языка: он открывает детям дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства.

К настоящему времени существует множество различных образовательных программ по русскому языку, наибольшую популярность из которых приобрели программы развивающего обучения. Во всех них части речи, в. т. ч. имена существительные, также как и категория их одушевленности - неодушевленности изучаются уже в начальной школе. Однако рассматриваются они по-разному. Среди этого разнообразия педагоги встают в ситуацию нелегкого выбора, какая программа является наиболее подходящей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора содержательного материала образовательных программ и учебников русского языка, в максимальной степени отвечающих тем задачам, которые ставят перед собой педагоги начальной школы в процессе формирования знаний детей, в т. ч. касающихся категории одушевленности - неодушевленности имен существительных.

По своим грамматическим свойствам все слова русского языка распределяются по классам, которые называются частями речи. Распределение слов по частям речи осуществляется с учётом их классификации, морфологических признаков и синтаксических свойств.

Среди частей речи принято различать слова самостоятельные и служебные.

К самостоятельным словам относятся имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия.





Аннотация. Конспект урока рассчитан на детей 3 класса по программе ЗПР 7.1. В данной работе мы рассмотрим более подробно имя существительное. Познакомимся с понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Так как тема самообразования «Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников», то на уроке я использую презентацию, включающую текстовый и наглядный материал и интерактивное упражнение выполненное на сайте LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений.

Возрастная группа: ученики 3 класса.

Цель: Познакомить с понятием одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Развивающая: Развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, развивать умение работать в должном темпе. Развитие самостоятельности, уверенности в своих силах, формирование связной речи.

Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе. Воспитывать стремление к творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: Ознакомление с новой информацией по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Формирование орфографических навыков в процессе письма. Совершенствование навыков проговаривания слов и навыков письма.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовывать свою учебную деятельность. Оценивать результаты своей работы. Обнаруживать и исправлять свои ошибки (с помощью учителя).

Коммуникативные: Развивать умение вступать в диалог с учителем. Участвовать в беседы с учителем. Соблюдать правила речевого этикета.

Познавательные: Объяснить языковое явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, выделять необходимую информацию.

Личностные: Формирование  устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Методы: метод проблемного обучения, беседа.

Формы: фронтальная, парная.



Содержание урока.

Самоопределение к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?

- Ребята, вам тепло? (Да)

- В классе у нас светло? (Да)

- Прозвенел уже звонок? (Да)

-Это начался урок? (Да)

- Значит можно всем садиться? (Да)

- Внимательно слушай – и все услышишь.

- Внимательно смотри – и все увидишь.

- Думай – и все поймешь!

 Ум и сердце в работу вложи

И каждой секундой в труде дорожи!  

(На доске картинки растений и животных. Приложение 1.)

-Вас не удивили эти картинки?

-Сейчас урок русского языка, а не окружающего мира. В конце урока мы ответим на вопрос: «Зачем же они нам понадобились?»

-Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

II. Актуализация знаний.

Минутка чистописания

На уроке русского языка нам надо много писать, поэтому подготовим свои руки к этой работе. Проведём игру под названием «Овощи».

Овощи.

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, трём.(Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,  солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

Записать число.

Классная работа.

(Слайд 2)

Дд дд дрд

Друг друзья дружный

Составить из слов и записать предложение:

В, друг, беде, познаётся

2. Словарный диктант (шофер, пенал, карандаш, аптека, учитель, девочка)

(Слайд 3)

Ш(о,а)фёр, п(е,и)нал, к(а,о)р(а,о)ндаш, (а,о)птека, учит(и,е)ль, дев(а,о)чка

3. Взаимопроверка (Слайд 4).

-Проверьте друг у друга слова.

-Что общего в этих словах?

-Что такое существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают?

-Что включает в себя понятие «предмет»? (Слайд 5).

-Что еще общего в этих словах?

-Что нужно знать, чтобы записать словарные слова?

-А сейчас я предлагаю вам разделить эти слова на 2 группы.

- Сравните свой вариант с предложенным на доске.    У кого получилось также как у меня?  (Слайд 6).

-Кто объяснит, как я смогла выделить эти две группы?

III. Постановка учебной задачи.

-Что объединяет слова каждой группы?

-Как одним словом мы можем их назвать?

-Посмотрите на вторую группу слов.

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Давайте проверим, как назвал эту тему автор учебника страница 53, 2 часть.

Работа по учебнику:

-Устно закончите предложения страница 53, упражнение 1.

IV. Физминутка «Внимательные руки».

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть. (Королева, яблоко, жёлтый, принц, волшебник, уходить, ты, палочка, метла, лететь, колдунья, злая, собака, часы, сказочный, день).

V. Работа по теме урока.

-Что объединяет слова каждой группы?

-Устно дополни каждую группу.

-Какие слова вызвали сомнения?

-Почему слова «Роза» и «Береза» вызвали сомнения?

-Давайте проверим наши версии в учебнике страница 54, правило.

-Живые предметы -это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться или обладают душевными переживаниями. На уроках окружающего мира мы говорили, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе.

-Но растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому слова «роза» и «береза» обозначают неживой предмет.

VI. Первичное закрепление.

Работа в парах (Приложение 2)

-Внимание на экран!

-Распределите слова, расселите слова по домикам и, конечно, объясните свой выбор.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа по учебнику страница 54 упражнение 2.

VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока). (Слайд 8)

- Достигли мы цели урока?

- Над каким умением работали на уроке?

- Что учились делать?

- Кто сможет теперь ответить на вопрос, что общего в этих картинках, а что разного? (растения и животные- живые существа, но растения отвечают на вопрос «Что?», а животные на вопрос «Кто?») (Слайд 9)

-У меня волшебный сундучок с золотыми и серебряными звёздами, если все понятно и легко было работать, возьмите золотую звезду, если вам нужно поработать над этой темой-то серебряную.

Домашнее задание (по выбору) (Слайд 10)

- Выполнить страница 54 упражнение 4.

- Или написать 5 одушевленных и 5 неодушевленных существительных.

-Большое спасибо всем за урок!




























Заключение.

Этот урок изучения новых знаний. При планировании урока учитывала то, что у детей развито наглядно-образное мышление. Поэтому использовала рисунки, презентацию. Закрепление понятия «имя существительное»; знакомство с новыми понятиями - неодушевлённые и одушевлённые имена существительные. Развитие «орфографической зоркости». На уроке использовалась самостоятельная работа учащихся с самопроверкой. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.



































Список литературы:

1. Учебник «Русский язык» для 3 класса  под редакцией  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2. Поурочные разработки для учителя по русскому языку к учебнику «Русский язык»

3. Интернет – сайты для подбора картинок.

4. ЭОР LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений.

5. Толковый словарь В.И. Даля.









































Приложение 1



t1672833824aa.gif

t1672833824ab.gif

t1672833824ac.jpg

t1672833824ad.gif


t1672833824ae.gif


t1672833824af.gif



t1672833824ag.jpg

t1672833824ah.png

Приложение 2

https://learningapps.org/watch?v=p992x3bja22



14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.