12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Калошина Марина Сергеевна19 |
Конспект урока русского языка в классе ЗПР (программа 7.1) на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Конспект урока русского языка в классе ЗПР (программа 7.1)
на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Автор: Калошина Марина Сергеевна
учитель начальных классов
с. Хомутово, 2022г.
Содержание.
Введение …………………………………………………………………3
Аннотация……………………………………………………………….4
Содержание урока………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………...8
Список литературы…………………………………………………….9
Приложение 1…………………………………………………………..10
Приложение 2…………………………………………………………..14
Введение.
Важность изучения русского языка в начальной школе определяется двумя основными аспектами. С одной стороны, русский язык становится объектом изучения. С другой стороны, благодаря знаниям и умениям, приобретѐнным младшими школьниками при изучении русского языка, обеспечивается успешность обучения по другим предметам. Одним из разделов русского языка является морфология. В рамках раздела «Морфология» дети изучают тему «Имя существительное». Работа над темой «Имя существительное» представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщенного лексического значения и грамматических признаков имени существительного, который протекает с первого по четвѐртый класс.
Русский язык в начальной школе, наряду с математикой, является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших языковых понятий, овладевают умениями и навыками в области речи, чтения и письма, без чего невозможно успешное обучение. Велико воспитательное значение родного языка: он открывает детям дорогу в мир человеческих отношений, науки и искусства.
К настоящему времени существует множество различных образовательных программ по русскому языку, наибольшую популярность из которых приобрели программы развивающего обучения. Во всех них части речи, в. т. ч. имена существительные, также как и категория их одушевленности - неодушевленности изучаются уже в начальной школе. Однако рассматриваются они по-разному. Среди этого разнообразия педагоги встают в ситуацию нелегкого выбора, какая программа является наиболее подходящей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора содержательного материала образовательных программ и учебников русского языка, в максимальной степени отвечающих тем задачам, которые ставят перед собой педагоги начальной школы в процессе формирования знаний детей, в т. ч. касающихся категории одушевленности - неодушевленности имен существительных.
По своим грамматическим свойствам все слова русского языка распределяются по классам, которые называются частями речи. Распределение слов по частям речи осуществляется с учётом их классификации, морфологических признаков и синтаксических свойств.
Среди частей речи принято различать слова самостоятельные и служебные.
К самостоятельным словам относятся имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия.
Аннотация. Конспект урока рассчитан на детей 3 класса по программе ЗПР 7.1. В данной работе мы рассмотрим более подробно имя существительное. Познакомимся с понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Так как тема самообразования «Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности младших школьников», то на уроке я использую презентацию, включающую текстовый и наглядный материал и интерактивное упражнение выполненное на сайте
Возрастная группа: ученики 3 класса.
Цель: Познакомить с понятием одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательная: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Развивающая: Развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, развивать умение работать в должном темпе. Развитие самостоятельности, уверенности в своих силах, формирование связной речи.
Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе. Воспитывать стремление к творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные: Ознакомление с новой информацией по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Формирование орфографических навыков в процессе письма. Совершенствование навыков проговаривания слов и навыков письма.
Метапредметные:
Регулятивные: Организовывать свою учебную деятельность. Оценивать результаты своей работы. Обнаруживать и исправлять свои ошибки (с помощью учителя).
Коммуникативные: Развивать умение вступать в диалог с учителем. Участвовать в беседы с учителем. Соблюдать правила речевого этикета.
Познавательные: Объяснить языковое явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, выделять необходимую информацию.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Методы: метод проблемного обучения, беседа.
Формы: фронтальная, парная.
Содержание урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?
- Ребята, вам тепло? (Да)
- В классе у нас светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (Да)
-Это начался урок? (Да)
- Значит можно всем садиться? (Да)
- Внимательно слушай – и все услышишь.
- Внимательно смотри – и все увидишь.
- Думай – и все поймешь!
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!
(На доске картинки растений и животных. Приложение 1.)
-Вас не удивили эти картинки?
-Сейчас урок русского языка, а не окружающего мира. В конце урока мы ответим на вопрос: «Зачем же они нам понадобились?»
-Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация знаний.
Минутка чистописания
На уроке русского языка нам надо много писать, поэтому подготовим свои руки к этой работе. Проведём игру под названием «Овощи».
Овощи.
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трём, трём.(Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)
Записать число.
Классная работа.
(Слайд 2)
Дд дд дрд
Друг друзья дружный
Составить из слов и записать предложение:
В, друг, беде, познаётся
2. Словарный диктант (шофер, пенал, карандаш, аптека, учитель, девочка)
(Слайд 3)
Ш(о,а)фёр, п(е,и)нал, к(а,о)р(а,о)ндаш, (а,о)птека, учит(и,е)ль, дев(а,о)чка
3. Взаимопроверка (Слайд 4).
-Проверьте друг у друга слова.
-Что общего в этих словах?
-Что такое существительное?
-На какие вопросы отвечают?
-Что обозначают?
-Что включает в себя понятие «предмет»? (Слайд 5).
-Что еще общего в этих словах?
-Что нужно знать, чтобы записать словарные слова?
-А сейчас я предлагаю вам разделить эти слова на 2 группы.
- Сравните свой вариант с предложенным на доске. У кого получилось также как у меня? (Слайд 6).
-Кто объяснит, как я смогла выделить эти две группы?
III. Постановка учебной задачи.
-Что объединяет слова каждой группы?
-Как одним словом мы можем их назвать?
-Посмотрите на вторую группу слов.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Давайте проверим, как назвал эту тему автор учебника страница 53, 2 часть.
Работа по учебнику:
-Устно закончите предложения страница 53, упражнение 1.
IV. Физминутка «Внимательные руки».
Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть. (Королева, яблоко, жёлтый, принц, волшебник, уходить, ты, палочка, метла, лететь, колдунья, злая, собака, часы, сказочный, день).
V. Работа по теме урока.
-Что объединяет слова каждой группы?
-Устно дополни каждую группу.
-Какие слова вызвали сомнения?
-Почему слова «Роза» и «Береза» вызвали сомнения?
-Давайте проверим наши версии в учебнике страница 54, правило.
-Живые предметы -это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться или обладают душевными переживаниями. На уроках окружающего мира мы говорили, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе.
-Но растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому слова «роза» и «береза» обозначают неживой предмет.
VI. Первичное закрепление.
Работа в парах (Приложение 2)
-Внимание на экран!
-Распределите слова, расселите слова по домикам и, конечно, объясните свой выбор.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа по учебнику страница 54 упражнение 2.
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока). (Слайд 8)
- Достигли мы цели урока?
- Над каким умением работали на уроке?
- Что учились делать?
- Кто сможет теперь ответить на вопрос, что общего в этих картинках, а что разного? (растения и животные- живые существа, но растения отвечают на вопрос «Что?», а животные на вопрос «Кто?») (Слайд 9)
-У меня волшебный сундучок с золотыми и серебряными звёздами, если все понятно и легко было работать, возьмите золотую звезду, если вам нужно поработать над этой темой-то серебряную.
Домашнее задание (по выбору) (Слайд 10)
- Выполнить страница 54 упражнение 4.
- Или написать 5 одушевленных и 5 неодушевленных существительных.
-Большое спасибо всем за урок!
Заключение.
Этот урок изучения новых знаний. При планировании урока учитывала то, что у детей развито наглядно-образное мышление. Поэтому использовала рисунки, презентацию. Закрепление понятия «имя существительное»; знакомство с новыми понятиями - неодушевлённые и одушевлённые имена существительные. Развитие «орфографической зоркости». На уроке использовалась самостоятельная работа учащихся с самопроверкой. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.
Список литературы:
1. Учебник «Русский язык» для 3 класса под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
2. Поурочные разработки для учителя по русскому языку к учебнику «Русский язык»
3. Интернет – сайты для подбора картинок.
4. ЭОР
5. Толковый словарь В.И. Даля.
Приложение 1
Приложение 2
14