Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и игровых технологий в 5 классе «Как человек изменял природу»
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и игровых технологий в 5 классе по теме « Как человек изменял природу».
Тема: « Как человек изменял природу».
Педагогическая |
Выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу и возникновения экологических проблем |
Задачи урока |
Образовательная: сформировать представление об экологических проблемах и путях их решения. Развивающая: вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление. Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения |
Тип, урока |
Постановка и решение учебной задачи; комбинированный |
Планируемые |
Учащийся научится приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения |
Личностные |
Будут сформированы: навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные – научится: работать с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Красная книга, радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект |
Образовательные ресурсы |
Компьютер, мультимедийный проектор, глобус, рисунки животных и растений, рисунки экологических проблем. . Сигнальные карточки. Презентация |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий |
|
Осуществляемые |
Формируемые |
||||
I. Актуализация опорных знаний урока, проверка домашнего задания. |
Фронтальная беседа |
По рисункам на слайдах ответить на вопросы: Как и где появился человек? И назовите и охарактеризуйте по рисунку первого человека. По второму слайду также назовите следующего представителя человека и расскажите о нем. Перед вами следующий наш родственник. Кто это? Что же умел этот древний человек и как он назывался и почему? Перед вами современный человек, какими особенностями он обладает? Охарактеризуйте деятельность современного человека в природе. |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклас- сников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. |
Вопросы учителя., Фронтальный опрос |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. |
Вводная беседа |
Мотивирую учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучиваю тему и цель урока. |
Отвечают на вопросы учителя. Предполагают название темы. |
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления |
Просмотр слайдов |
Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Организую просмотр слайдов Акцентирует внимание на его главной мысли. – На протяжении последнего тысячелетия люди непрерывно воздействуют на природу.Да, человек внес много изменений в природу. Люди использовали природные богатства. Древние люди охотились на крупных животных погубили многих из них. В вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей виноват человек. В те далекие годы животный мир планеты понес первые большие потери от рук человека Современные люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Что они делали? (отвечают дети- одомашнили и окультурили) и было все прекрасно. Использовали огонь.Но, чтобы создать сады, огороды,поля люди не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота.Увеличивая стада дом. животных они не замечали, как от вытаптывания и выедания скуднеют пастбища и кое где угрожающе расрастаются пустыни.Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли острова и материки. Планета казалась огромной , а богатства –безграничными. И это привело к печальным экологическим последствиям. Облик Земли изменился. Исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных..Одни виды растений и животных исчезли,, зато другие стали приспосабливаться к жизни в амбарах. Домах, на полях и в садах..Такие растения человек назвал сорняками, а животных – вредителями. Один из примеров – колорадский жук. Что вы о нем знаете? Человек упорно искал средства для борьбы с ними..Получила развитие хим.промышленность.Люди стали применять химию, но затем обнаружили, что эти вещества губят живое. Развитие промышленности привело к загрязнению воды, воздуха, почвы.Особенно опасны радиоактивные отходы. Чернобыль. Три «подарка» человек сделал себе и природе: 1.Озоновая дыра 2.Кислотные дожди 3.Парниковый эффект О каких проблемах я еще не сказала? Техногенные Создание 1 модели Земли. Осознал ли человек своё влияние на природу? – Что человеку необходимо сделать для предотвращения дальнейшего пагубного влияния на нашу Землю? Рассказ о Линдуловской роще. И о тропическом лесе Работа с учебником. Стр 112 . Чтобы не исчезнуть с лица Земли люди должны
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Отвечают на вопрос Ребята выполняют индивидуальную работу в группах. - самостоятельно создают модели Земли, на основе знаний,полученных на уроке (одна модель – цветущая и полная жизни и энергии Земля, другая заполоненная и задымленная заводами, среди мусора и вырубленных лесов, безжизненная и серая Земля". |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя |
IV. Рефлексия. |
Беседа по вопросам |
– Что было самым важным на уроке? – Что осталось до конца непонятным? -Что узнали нового? Понравился урок или нет? Поднимите карточки. Зеленый – понравился Желтый – не очень Розовый – не понравился. |
Осуществляют самоанализ деятельности Используют карточки. Розового, зеленого и желтого цветов. |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
V. Подведение итогов. |
Беседа |
Оцениваю работу учащихся во время урока, комментирую оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Даю комментарий к домашнему заданию: учебник, |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |