12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Матвеева Светлана Николаевна1255
Служу коррекционному образованию. Педагогический стаж службы - 31 год. Фото моё, настоящее, не фотомонтаж. Какая есть, такая и сейчас есть!
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Материал размещён в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»
27

Конспект урока-сказки по русскому языку в 3 классе с ОВЗ VII вида «Путешествие эрудитов в королевство «Частиречинск» на воздушном шаре»



ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ «УРОК – СКАЗКА»

Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области.

Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.

Вид разработки: конспект урока - сказки по предметной области русский язык в начальной школе с обучающимися воспитанниками с ОВЗ VII вида с использованием квест – технологии и технологии «Перевёрнутый класс».


 

Конспект урока - сказки по предметной области русский язык в 3 классе с ОВЗ VII вида с использованием квест – технологии и технологии «Перевёрнутый класс».

Пояснительная записка

Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.

Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.

Новизна. Элемент новизны в данном уроке заключается в том, что он выстроен с использованием современных технологий таких как, квест – игра и «Перевёрнутый класс». Все дети, без исключения, любят путешествовать и всегда ищут каких – либо приключений, и введение квеста как приключенческой игры в сочетании со сказочным сюжетом придаёт уроку особый шарм. Именно квест – игра позволяет ребёнку целиком и полностью погрузиться в сказочную атмосферу. Она несёт в себе элемент необычности, способствует развитию познавательных и аналитических способностей. Между тем технология «Перевёрнутый класс» представляет собой модель смешанного обучения, суть которой заключается в следующем: учитель даёт детям материал (обучающие карточки, схемы – опоры) для самостоятельного изучения темы урока, дети осваивают материал дома, а на уроке закрепляют полученные знания и отрабатывают навыки на уроке с учителем. При этом сам урок по его типу напоминает «Урок комплексного применения знаний», в организации которого использование квест технологии и введение сказочного сюжета является актуальным.

Тема: «Путешествие эрудитов в королевство «Частиречинск» на воздушном шаре»

Предмет: русский язык

Продолжительность урока: 40 минут

Класс: 3 «Г» МОУ «С(К(ОШИ №4» города Магнитогорска

Тема урока в соответствие КТП: «Части речи»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Форма проведения урока: урок – сказка

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"

Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.

Задачи:

- закрепить знания о частях речи;

- отработка умений распознавать части речи.

- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.

Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран

Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.

Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Голосовая запись:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Видеосюжет «В гостях у сказки».

 
 

 

Выходит учитель в образе Сказочницы.

Сказочница:

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.

Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:

РечинскЧасти

Сказочница:

- Итак, как называется королевство?

Дети: Частиречинск

- Правильно, ребята! Королевство называется «Частиречинск».

- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.

Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.

Сказочница:

- Так какие жители могут жить в этом королевстве?

Дети: Части речи

Сказочница:

- Итак, ребята сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в королевство «Частиречинск».

- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе

Сказочница:

- Молодцы, ребята! И отправимся мы с Вами вот на этом большом воздушном шаре. Но прежде чем занять свои места на воздушном шаре, скажите, какими качествами должны обладать Эрудиты – путешественники. Разделитесь на команды. Команда первого ряда – 1 команда, команда второго ряда – следующая команда и команда третьего ряда – третья команда. Кто больше перечислит качеств - слов, которые отвечают на вопрос «какой?», та команда получит право зайти на воздушный шар первой.

Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.

Сказочница:

Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.

А теперь в путь, ребята!

3. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Запуск легенды

Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.

Сказочница:

- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?

Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.

Сказочница:

- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!

Тайное письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята, эрудиты русского языка! Мы жители королевства «Частиречинск» обращаемся к Вам за помощью. Наш замок заколдован злым Драконом и не можем выбраться отсюда, а значит, не можем выполнять ту роль, которая нам отведена в предложении. Помогите нам расколдовать замок, чтобы мы могли изменять свои формы с целью быть понятными в предложении. Это нелёгкая задача. Для того, чтобы нам помочь вы должны облететь все моря, океаны, страны и острова, где вас будут ждать наши друзья – Сказочные герои и выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание с одного места назначения вы ставите себе баллы от 2 до 5 в ваших маршрутных листах. Если вы не допустите ни одной ошибки при выполнении заданий, мы будем спасены.

Сказочница:

-Ребята, поможем «частям речи» освободиться от чар Злого дракона?

Дети: Да!

Сказочница:

- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!

Звучит песня «Воздушный шар» Мистера Кредо»
Песня "Воздушный шар". Мистер Кредо
MP3 / 4.3 Мб

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:

Дети: существительные

Сказочница:

- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!

Видеосюжет «Песенка водяного»

 
 

- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.

Задания от Водяного:

- Из предложенного набора слов назовите только существительные;

-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.

- Определите род и число одушевлённых имён существительных.

Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.

- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.

Вопросы карточки:

Что означают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Какие существительные бывают?

Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?

Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Сказочница:

- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.

Физминутка

 
 

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:

С существительным дружу и нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Люблю детей внимательных.

Кто я?...

Дети: Имя прилагательное

Сказочница:

- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.

Видеосюжет «Песенка красной шапочки»

 
 

- Ребята, как зовут это прелестное создание?

Дети: Красная шапочка!

Сказочница:

-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?

Дети: Да!

Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______

каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.

Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое

Дополнительные вопросы и задания:

Сказочница:

К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?

Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.

Сказочница:

- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!

Сказочница:

- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.

Видеофизминутка «Дыхательная гимнастика»

Дыхательная гимнастика для детей

 

Сказочница (смотрит в бинокль):

-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.

- Прочитайте надписи!

Надписи: обозначает действие предмета; отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»; имеет форму единственного и множественного числа.

Сказочница:

- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?

Дети: Глагол

Сказочница:

- Конечно, ребята, это глагол.

- Посмотрите видео сюжет.

Видеосюжет «Фрагмент из фильма Буратино»

 
 

- Кто же хозяин этой страны?

Дети: Буратино

Сказочница:

- Ребята, а куда попал Буратино?

Дети: в Чулан к пауку.

Сказочница:

- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит,

Света светит,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню –

Подрисую что – нибудь.

Сказочница:

- Молодцы, ребята, все задания выполнили, а теперь отправимся в Королевство «Частиречинск» в замок Дракона и спасём Части речи!

- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!

Звучит музыка из мультфильма «Облака»


Песенка из мультфильма "Трям, здравствуйте" "Облака"
MP3 / 4.84 Мб

Руки вверх, представим, что мы облака, плывущие по небу. Сделаем глубокий вдох, выдох! И мы направляемся в королевство «Частиречинск»

Сказочница:

Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?

 
 

Дети: это злой дракон

Сказочница:

Верно, ребята, это злой Дракон. Именно он заколдовал «Части речи». И кто – то уже пытается их спасти. Но злой дракон требует, что бы вы, ребята, решили тест и только тогда он сможет расколдовать части речи. Вы готовы выполнить условие Дракона?

Дети: Да!

Сказочница:

- Тогда ответьте на вопросы теста «Части речи» (тест решает каждый ребёнок индивидуально)

Тест «Части речи»

Укажи, слова какой части речи отсутствуют:

        музей, колючий, капуста, красивый

Существительное;

Глагол;

Прилагательное;

Укажите группу слов, которая соответствует схеме:

        сущ. → прилаг. → глаг.

Свет, светлый, светить;

Зелёный, зелень, зеленеть;

Шел, пришёл, подошёл

Укажите нарицательное имя существительное:

Жёлтый;

Дерево;

Москва.

Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:

Нарядное платье;

Красная ягода;

Сочный арбуз.

Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:

Дети учились;

Решать задачу;

Расцвела сирень.

Сказочница:

- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!

Выходят части речи.

Части речи:

Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.

Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.

Прилагательное: В знак нашей благодарности примите от нас на память буклеты, в которых представлены узелки на память «Части речи».

  1. 4. Домашнее задание


  2.  

Сказочница:

- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:

Стр. 54, упр. 92.

Сказочница:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?

Звучит музыка «Шарики воздушные». Дети выполняют танцевальные движения.


Песня "Шарики воздушные"
MP3 / 6.19 Мб

5. Рефлексия (подведение итогов)

Рефлексия «Оценка за урок»

А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. За урок я

не устал / устал

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

5. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки

Отл / хорошо/ удовл/

Сказочница:

Спасибо ребята, ваши оценки важны для меня. Нашей сказке конец, а кто хорошо работал сегодня, тот и молодец. Я не прощаюсь с Вами, а говорю: «До встречи».

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1.

Презентация


Презентация к уроку - сказке
PPTX / 78.85 Мб

Приложение 2.

Буклет


Буклет узелки на память "Части речи"
PDF / 698.33 Кб

Приложение 3.

Обучающие карточки для самостоятельного повторения

 

Имя Прилагательное
Глагол
Имя существительное

 

Источники:

Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.

Фёдорова Т.Л. Все правила и упражнения по грамматике русского языка для 1-4 классов. – М.: ООО «Стандарт», 2016.

Физминутка для начальной школы: https://www.youtube.com/watch?v=zGIV7Xa9Rkw

Дыхательная гимнастика: https://www.youtube.com/watch?v=c5T2n0sT1SA

Заставка из передачи «В гостях у сказки»: https://www.youtube.com/watch?v=mMJlrLkVFG4

Отрывок из кинофильма «Красная шапочка»: https://www.youtube.com/watch?v=BWP0AqjW_JA

Отрывок из фильм «Приключения Буратино»: https://www.youtube.com/watch?v=s_j28OG_src

Отрывок «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль»: https://www.youtube.com/watch?v=KeAph-5qSsc

Злой дракон: https://www.youtube.com/watch?v=ZcIPb2p0IAU

Дата проведения: с 13 марта по 15 мая
Опубликовано в группе «Игровые моменты на учебном занятии.»


Комментарии (30)

сменить сортировку
Семяшкина Ирина Васильевна, 10.03.19 в 19:29 7 Ответить Пожаловаться
Интересное занятие, Светлана Николаевна! Только, на мой взгляд, очень большое для одного занятия.
Матвеева Светлана Николаевна, 10.03.19 в 20:25 8 Ответить Пожаловаться
Ирина Васильевна, это не занятие. Это урок. Оно кажется большим за счёт видео, аудио файлов, а так же за счёт материалов - приложений, которые я разместила. А их я разместила для того, чтобы учителя могли скачать себе готовый урок со всеми готовыми приложениями. Я посмотрела некоторые материалы и у вас, которые по объёму так же являются немаленькими. Это очень хорошо, когда можно посмотреть уже готовые материалы, чтобы воспользоваться опытом в полном объёме.
Семяшкина Ирина Васильевна, 10.03.19 в 20:39 8 Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, я не сильна в отношении работы с учащимися ОВЗ, поэтому мне и показался урок большим, Вам лучше знать... но в целом урок очень интересный, разнообразный. А то, что всё вместе (все компоненты урока) опубликованы это действительно очень хорошо.
Матвеева Светлана Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 10 мар 2019 в 20:25
Садварий Жанна Владиславовна, 10.03.19 в 20:36 8 Ответить Пожаловаться
Замечательная, качественно выполненная работа. Спасибо!
Матвеева Светлана Николаевна, 10.03.19 в 20:39 7 Ответить Пожаловаться
Жанна Владиславовна, спасибо. Рада, что понравился урок.
Мастина Ольга Валерьевна, 10.03.19 в 21:18 7 Ответить Пожаловаться
Вы выбрали интересную форму. Смена видов деятельности на уроке будет способствовать меньшей утомляемости. Все продумано.
Матвеева Светлана Николаевна, 10.03.19 в 21:34 7 Ответить Пожаловаться
Ольга Валерьевна, спасибо! Мне очень важно мнение каждого из коллег.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.