Урок русского языка во 2 классе «Путешествие в королевство имён существительных»

4
0
Материал опубликован 26 February 2018

Сценарий урока русского язык во 2 классе

Обобщение по теме «Имя существительное»,

или «Путешествие в королевство имён существительных»

Автор: Боровая Ирина Владиславна

1.Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок – возьму указку.

Она укажет нам дорогу в сказку.

2.Фонопедическая (ежедневная) разминка

Учитель:

(Задания берутся по усмотрению учителя, в соответствии с темой урока)

-Ребята, какое время года к нам пришло?

(ответы детей)

1) К нам пришла весна.

-Посмотрите на доску и прочитайте предложение красиво и правильно.

(чтение)

2) К нам пришла весна?

-Что изменилось сейчас?

(ответы детей)

-Прочитайте правильно это вопросительное предложение.

3) К нам пришла весна!

-А теперь как должна измениться интонация?

(ответы детей)

-Назовите весенние месяцы правильно, учитывая «паузирование» и «метод вкручивания».

Дети:

-Март, апрель, май.

3.Актуализация знаний

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним, какие самостоятельные части речи мы будем изучать во 2 классе.

Дети:

-Имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Учитель:

-Сейчас я буду показывать вам карточки с весенними словами, а вы будете произносить их правильно, соблюдая ударность, но есть одно условие: нужно произносить только те слова, которые являются именами существительными. Будьте внимательны.

Весна, грач, солнце, идёт, синий, лужа, поёт, ручей, светит, март, капель, шумный, греет, скворец, вода, травка, звонкий, кораблик.

-Хорошо. Назовите последнее слово.

Дети:

-Кораблик.

Учитель:

-Что можете сказать об этом слове, как о части речи?

(ответы детей, учитель может задавать наводящие вопросы, если дети затрудняются)

(Кораблик – это имя существительное мужского рода; обозначает один предмет, значит, стоит в ед.ч.; неодушевлённое и отвечает на вопрос что?; нарицательное)

Учитель:

-Перед вами весенний кораблик. Что написано на его флажке.

Дети:

-Морфология

Учитель:

-Ребята, что изучает данный раздел русского языка?

-Части речи.

(Точнее, слово как часть речи)

4.Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока

В классе стоит кораблик с парусами, на флажке написано слово «морфология», рядом с корабликом лежит карта, на которой обозначены все части речи русского языка кружками разных цветов, на кружке с именем существительным прикреплён флажок.

- Мы с вами сегодня отправимся в королевство по морю морфологии на нашем кораблике. Согласны? Давайте посмотрим, на какое королевство мы поплывём. Около кораблика есть карта. Ребята, подойдите, разверните карту. Что вы видите?

Дети:

-На карте много королевств.

Учитель:

-Посчитайте, сколько их?

Дети:

-Десять.

Учитель:

-Какое из королевств отмечено флажком?

Дети:

-Королевство имён существительных.

Учитель:

-Мы с вами, ребята, уже имеем право его посетить?

Дети:

-Да.

Учитель:

А почему?

(ответы детей)

-Мы можем его посетить, так как изучили тему «Имя существительное»

Учитель:

-Давайте прочитаем выразительно стихотворение и в путь!

На доске напечатано стихотворение.

Дети читают стихотворение выразительно, с эмоцией радости.

Кораблик наш отважный!

Плыви, плыви быстрей!

На королевство важное

Хотим попасть скорей!

5.Определение задач урока

Учитель:

-Прежде, чем отправиться в плавание, нужно знать курс, т.е. план нашей работы на уроке

Прежде чем попасть в королевство, мы побываем на пяти островках.

Давайте прочитаем, что мы сегодня должны повторить. (Учитель показывает островки и прикрепляет на доску, дети читают)

Какое слово является именем существительным?

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Число имён существительных

Род имён существительных (пропедевтика)

6.Обобщение материала по изученной теме

1)Какое слово является именем существительным?

Учитель:

-Итак, плывём на первый остров. Один из учеников (прикрепляет кораблик к первому островку.

 

Найдите в нашем стихотворении имена существительные. Докажите, что это имена существительные.

Кораблик – это слово, которое отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Значит это имя существительное.

Королевство – это слово, которое отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Значит это имя существительное.

2)Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Учитель:

-Плывём на второй остров, ребята. На какие две группы можно разделить предметы.

На слайде картинки со словами, в которых пропущены буквы.

Сл…нёнок, хле…, обез…яна, ёж…к, кон…, …зык, ш…шка, в…дро, ч…сы.

Дети распределяют слова на две группы, объясняя, какую букву вставляют и почему.

Физкультминутка

Плывёт, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус – лепесток.

Ведёт кораблю утка –

Отчаянный моряк.

«Земля, - сказала утка, -

Причаливаем, кряк!»

3)Собственные и нарицательные имена существительные.

Учитель:

-Плывём на следующий островок. Один ученик вновь перемещает кораблик. Давайте вспомним, какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными.

(ответы детей)

-К именам собственным относятся имена, фамилии, отчества, клички, географические названия. Все остальные имена существительные являются нарицательными.

Учитель:

-Ребята, как зовут маленького коротышку из сказки Н.Н.Носова, который носил синюю шляпу.

Дети:

-Незнайка.

Учитель:

-Я хочу, чтобы вы проверили Незнайкин текст и исправили ошибки.

На интерактивной доске набран текст с ошибками. Дети сначала читают текст жужжащим чтением. Находят ошибки и убирают их в корзину для неправильно написанных слов. Работа выполняется коллективно, но хорошо успевающим ученикам можно дать этот текст на листе, в котором он работает индивидуально.

Текст для работы:

Летом Мальчик петя приехал к Бабушке. Она жила в Деревне радуга. Радостно встретили Петю домашние Друзья: Собачка тяпа, Петух кузя и кот мурзик.

Учитель:

-Справились с заданием. Путешествуем дальше.

4)Число имён существительных

Учитель:

-Прочитаем группу слов, определим какое слово лишнее и почему.

Дети читают группы слов, находят лишние слова, объясняя, почему они являются лишними.

Сова, стрижи, сорока, соловей, сойка.

(Стрижи – имя сущ. во мн.ч.) Что общего в этих словах? (это птицы, первые звуки одинаковые)

Краски, кисточки, карандаши, ножницы, альбомы.

(Ножницы – имя сущ. только во мн.ч.) Назовите одним словом. (принадлежности для рисования)

Автобус, метро, самолёт, поезд, троллейбус.

(Метро– имя сущ. только в ед.ч.) Назовите одним словом. (транспорт)

Учитель:

-Так от чего же зависел наш выбор слов, ребята?

Дети:

-От числа имён существительных.

5)Род имён существительных (пропедевтика)

И сейчас перед нами последний островок, который мы посетим. На слайде картинки.

Учитель:

-Ребята, нам нужно назвать картинку словом и попробовать определить его род. Давайте сначала назовём слова помощники (местоимения) для них.

Он – м.р. Она – ж.р. Оно – с.р.

Далее дети перемещают карточки с родом к картинке.

7.Закрепление. Составление обобщающего кластера.

Учитель:

-Ну, вот ребята, мы всё повторили с вами. Не сбылись с курса? Мы на правильном пути. Вот оно королевство изученной нами части речи. Но пока мы плыли, оно рассыпалось на части. Нам его нужно собрать. Я предлагаю составить обобщающий кластер по имени существительному. Это сделает первая группа. А вторая группа соберёт творческий кластер в виде головы короля – его собирают дети с ОВЗ или, например, слабоуспевающие по предмету. Работа в группах. После идёт представление выполненных работ.

 

8. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации

Учитель:

-Ребята, вот на листочках, почти такой же кластер, как вы составили. Но что в нём особенное вы заметили?

Дети:

-Есть пустые рамочки. А к ним стрелочки ведут.

Учитель:

-Верно. Вам нужно заполнить рамочки. Чем? Как вы думаете?

Дети:

-Именами существительными.

Учитель:

-Да вы должны вписать в рамочки свои примеры имён существительных, подходящие по признакам табличек. Работать будете по группам. Чья группа закончит быстрее, пусть позвонит нашим колокольчиком. Вспомнить правила работы в группе. Работа в группах. Далее дети (по одному участнику и групп) зачитывают слова, которые им удалось подобрать совместно. Указываются, если есть, недочёты. Учитель хвалит детей за правильность выполнения данного задания

9.Итог урока. Рефлексия

Учитель:

-Ребята, мы попали в королевство, где каждый может высказать своё мнение о пути, который он сегодня совершил. Дети высказывают своё мнение по уроку. Учитель благодарит детей за работу.

9.Самооценка

Учитель:

-Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке. Дети крепят на доске цветные смайлы: зелёный – освоил материал, жёлтый – почти освоил, красный – плохо освоил, синий – многое не освоил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации