Урок русского языка во 2 классе «Путешествие в королевство имён существительных»
Сценарий урока русского язык во 2 классе
Обобщение по теме «Имя существительное»,
или «Путешествие в королевство имён существительных»
Автор: Боровая Ирина Владиславна
1.Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок – возьму указку.
Она укажет нам дорогу в сказку.
2.Фонопедическая (ежедневная) разминка
Учитель:
(Задания берутся по усмотрению учителя, в соответствии с темой урока)
-Ребята, какое время года к нам пришло?
(ответы детей)
1) К нам пришла весна.
-Посмотрите на доску и прочитайте предложение красиво и правильно.
(чтение)
2) К нам пришла весна?
-Что изменилось сейчас?
(ответы детей)
-Прочитайте правильно это вопросительное предложение.
3) К нам пришла весна!
-А теперь как должна измениться интонация?
(ответы детей)
-Назовите весенние месяцы правильно, учитывая «паузирование» и «метод вкручивания».
Дети:
-Март, апрель, май.
3.Актуализация знаний
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним, какие самостоятельные части речи мы будем изучать во 2 классе.
Дети:
-Имя существительное, имя прилагательное и глагол.
Учитель:
-Сейчас я буду показывать вам карточки с весенними словами, а вы будете произносить их правильно, соблюдая ударность, но есть одно условие: нужно произносить только те слова, которые являются именами существительными. Будьте внимательны.
Весна, грач, солнце, идёт, синий, лужа, поёт, ручей, светит, март, капель, шумный, греет, скворец, вода, травка, звонкий, кораблик.
-Хорошо. Назовите последнее слово.
Дети:
-Кораблик.
Учитель:
-Что можете сказать об этом слове, как о части речи?
(ответы детей, учитель может задавать наводящие вопросы, если дети затрудняются)
(Кораблик – это имя существительное мужского рода; обозначает один предмет, значит, стоит в ед.ч.; неодушевлённое и отвечает на вопрос что?; нарицательное)
Учитель:
-Перед вами весенний кораблик. Что написано на его флажке.
Дети:
-Морфология
Учитель:
-Ребята, что изучает данный раздел русского языка?
-Части речи.
(Точнее, слово как часть речи)
4.Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока
В классе стоит кораблик с парусами, на флажке написано слово «морфология», рядом с корабликом лежит карта, на которой обозначены все части речи русского языка кружками разных цветов, на кружке с именем существительным прикреплён флажок.
- Мы с вами сегодня отправимся в королевство по морю морфологии на нашем кораблике. Согласны? Давайте посмотрим, на какое королевство мы поплывём. Около кораблика есть карта. Ребята, подойдите, разверните карту. Что вы видите?
Дети:
-На карте много королевств.
Учитель:
-Посчитайте, сколько их?
Дети:
-Десять.
Учитель:
-Какое из королевств отмечено флажком?
Дети:
-Королевство имён существительных.
Учитель:
-Мы с вами, ребята, уже имеем право его посетить?
Дети:
-Да.
Учитель:
А почему?
(ответы детей)
-Мы можем его посетить, так как изучили тему «Имя существительное»
Учитель:
-Давайте прочитаем выразительно стихотворение и в путь!
На доске напечатано стихотворение.
Дети читают стихотворение выразительно, с эмоцией радости.
Кораблик наш отважный!
Плыви, плыви быстрей!
На королевство важное
Хотим попасть скорей!
5.Определение задач урока
Учитель:
-Прежде, чем отправиться в плавание, нужно знать курс, т.е. план нашей работы на уроке
Прежде чем попасть в королевство, мы побываем на пяти островках.
Давайте прочитаем, что мы сегодня должны повторить. (Учитель показывает островки и прикрепляет на доску, дети читают)
Какое слово является именем существительным?
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Число имён существительных
Род имён существительных (пропедевтика)
6.Обобщение материала по изученной теме
1)Какое слово является именем существительным?
Учитель:
-Итак, плывём на первый остров. Один из учеников (прикрепляет кораблик к первому островку.
Найдите в нашем стихотворении имена существительные. Докажите, что это имена существительные.
Кораблик – это слово, которое отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Значит это имя существительное.
Королевство – это слово, которое отвечает на вопрос что? и обозначает предмет. Значит это имя существительное.
2)Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Учитель:
-Плывём на второй остров, ребята. На какие две группы можно разделить предметы.
На слайде картинки со словами, в которых пропущены буквы.
Сл…нёнок, хле…, обез…яна, ёж…к, кон…, …зык, ш…шка, в…дро, ч…сы.
Дети распределяют слова на две группы, объясняя, какую букву вставляют и почему.
Физкультминутка
Плывёт, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
Ведёт кораблю утка –
Отчаянный моряк.
«Земля, - сказала утка, -
Причаливаем, кряк!»
3)Собственные и нарицательные имена существительные.
Учитель:
-Плывём на следующий островок. Один ученик вновь перемещает кораблик. Давайте вспомним, какие имена существительные называют собственными, а какие нарицательными.
(ответы детей)
-К именам собственным относятся имена, фамилии, отчества, клички, географические названия. Все остальные имена существительные являются нарицательными.
Учитель:
-Ребята, как зовут маленького коротышку из сказки Н.Н.Носова, который носил синюю шляпу.
Дети:
-Незнайка.
Учитель:
-Я хочу, чтобы вы проверили Незнайкин текст и исправили ошибки.
На интерактивной доске набран текст с ошибками. Дети сначала читают текст жужжащим чтением. Находят ошибки и убирают их в корзину для неправильно написанных слов. Работа выполняется коллективно, но хорошо успевающим ученикам можно дать этот текст на листе, в котором он работает индивидуально.
Текст для работы:
Летом Мальчик петя приехал к Бабушке. Она жила в Деревне радуга. Радостно встретили Петю домашние Друзья: Собачка тяпа, Петух кузя и кот мурзик.
Учитель:
-Справились с заданием. Путешествуем дальше.
4)Число имён существительных
Учитель:
-Прочитаем группу слов, определим какое слово лишнее и почему.
Дети читают группы слов, находят лишние слова, объясняя, почему они являются лишними.
Сова, стрижи, сорока, соловей, сойка.
(Стрижи – имя сущ. во мн.ч.) Что общего в этих словах? (это птицы, первые звуки одинаковые)
Краски, кисточки, карандаши, ножницы, альбомы.
(Ножницы – имя сущ. только во мн.ч.) Назовите одним словом. (принадлежности для рисования)
Автобус, метро, самолёт, поезд, троллейбус.
(Метро– имя сущ. только в ед.ч.) Назовите одним словом. (транспорт)
Учитель:
-Так от чего же зависел наш выбор слов, ребята?
Дети:
-От числа имён существительных.
5)Род имён существительных (пропедевтика)
И сейчас перед нами последний островок, который мы посетим. На слайде картинки.
Учитель:
-Ребята, нам нужно назвать картинку словом и попробовать определить его род. Давайте сначала назовём слова помощники (местоимения) для них.
Он – м.р. Она – ж.р. Оно – с.р.
Далее дети перемещают карточки с родом к картинке.
7.Закрепление. Составление обобщающего кластера.
Учитель:
-Ну, вот ребята, мы всё повторили с вами. Не сбылись с курса? Мы на правильном пути. Вот оно королевство изученной нами части речи. Но пока мы плыли, оно рассыпалось на части. Нам его нужно собрать. Я предлагаю составить обобщающий кластер по имени существительному. Это сделает первая группа. А вторая группа соберёт творческий кластер в виде головы короля – его собирают дети с ОВЗ или, например, слабоуспевающие по предмету. Работа в группах. После идёт представление выполненных работ.
8. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации
Учитель:
-Ребята, вот на листочках, почти такой же кластер, как вы составили. Но что в нём особенное вы заметили?
Дети:
-Есть пустые рамочки. А к ним стрелочки ведут.
Учитель:
-Верно. Вам нужно заполнить рамочки. Чем? Как вы думаете?
Дети:
-Именами существительными.
Учитель:
-Да вы должны вписать в рамочки свои примеры имён существительных, подходящие по признакам табличек. Работать будете по группам. Чья группа закончит быстрее, пусть позвонит нашим колокольчиком. Вспомнить правила работы в группе. Работа в группах. Далее дети (по одному участнику и групп) зачитывают слова, которые им удалось подобрать совместно. Указываются, если есть, недочёты. Учитель хвалит детей за правильность выполнения данного задания
9.Итог урока. Рефлексия
Учитель:
-Ребята, мы попали в королевство, где каждый может высказать своё мнение о пути, который он сегодня совершил. Дети высказывают своё мнение по уроку. Учитель благодарит детей за работу.
9.Самооценка
Учитель:
-Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке. Дети крепят на доске цветные смайлы: зелёный – освоил материал, жёлтый – почти освоил, красный – плохо освоил, синий – многое не освоил.