12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Суслина Дина Витальевна25

Конспект

урока по географии на тему:

«Социальная инфраструктура»

9 класс



Подготовила и провела: Суслина Д.В,

учитель географии

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»



Цель урока:

- знакомство учащихся с отраслями сферы услуг.

Задачи:

Познавательные:

- Выяснить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
- Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
 - Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
Развивающие:

- продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации, вырабатывать навыки читательской грамотности

Воспитательные:

- воспитывать чувство сопричастности к судьбе своего поселка, своей страны

 

Формируемые компетенции обучающихся:

Предметные: формирование знаний о предприятиях сферы услуг своего

населенного пункта и качестве услуг, ими предоставляемых.

Метапредметные: осуществление поиска и отбора учебной информации; установление причинно-следственные связи; свободное высказывание своих суждений по интересующей проблеме.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками.



Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

Для учителя: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, магнитная доска, магниты

Для обучающихся: учебник, тетради, раздаточный материал


 

Ход урока

Организационный момент (учащиеся рассаживаются по 4 группам в соответствии с цветом выбранных карточек).



2.Мотивационный настрой

Учитель:

- Добрый день, ребята! Сегодня формат нашего урока предполагает дискуссию и работу в группах. Поэтому я хотела бы, чтобы вы активно участвовали в обсуждении, проявили доброжелательность и уважение к мнению других, проявили творчество. Надеюсь, что всё у нас получится.

Чтобы определить тему урока, я начну с народной поговорки, попробуйте её продолжить: «Рыба ищет, где глубже… (а человек - где лучше)».

- Как вы считаете, какие факторы определяют место, где лучше жить? (возможности для нормальной жизни, обучения, творчества, работы и т.д)

- Верно. Другими словами - развитая инфраструктура.

-Сформулируйте тему урока. Как называется инфраструктура, которая облегчает жизнь людей и делает её значительно комфортнее? (социальная)

Итак, тему нашего сегодняшнего урока «Социальная инфраструктура», запишем в тетрадь.

3.Целеполагание

-Чего вы ждете от этого урока? Давайте вместе сформулируем цель и задачи урока

(Цель - узнать, что такое социальная инфраструктура, чем она представлена; Задачи: выяснить, от чего зависит развитие СИ, чем представлена социальная инфраструктура в нашем населенном пункте, что можно улучшить и т.д.)


4.Получение новых знаний

Учитель:

Стоит разобраться, что же такое «социальная инфраструктура»? Обратимся к параграфу №18, стр. 70, дадим определение и запишем в тетрадь (социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и видов деятельности, которые способствуют комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.)

Из данного определения следует, что главной задачей социальной инфраструктуры является оказание услуг населению.

СИ (социальная инфраструктура) включает в себя порядка 30 отраслей, которые обеспечивают быт населения, заботятся о здоровье, организуют их отдых, подготавливают квалифицированные кадры и т.д. Таким образом, в ней объединяются отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, что и отличает его от других межотраслевых комплексов.

- Напомните мне, из каких 2 частей состоит инфраструктурный комплекс?

(ответы детей)

1. Коммуникационная система – которая включает железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный и другие виды транспорта, а также и связь;

2. Сфера обслуживания, в которую входит торговля, образование, здравоохранение, организация отдыха населения, государственное управление, оборона, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, искусство и т.д.

Верно. Представляете, ребята, статистические данные сообщают, что на данный момент в инфраструктурном комплексе России занято 49 % населения, а это почти половина населения.

-Что это означает? ( дискуссия с выводом: это важный и востребованный комплекс экономики страны)

Сегодня мы подробнее обсудим именно 2-ю составляющую ИК, т.е. сферу обслуживания. Для этого нам предстоит решить поставленые перед уроком задачи:

-Выясним, что собой представляет услуга?

-Какие виды услуг существуют?

-И какие отрасли образуют сферу услуг?

1)Обратимся к тексту учебника и дадим определение понятию «услуга» (дети находят и зачитывают определение, записывают в тетрадь)

2) Рассмотрим классификацию услуг.

Услуги бывают двух видов. Напомните, каких? (учащиеся называют)

1.Услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления.

2. Услуги, не существующие отдельно от их использования: услуги врача, учителя, актёра.

- Какие 4 главных направления можно выделить в общей массе услуг?

(Общехозяйственные, деловые, социальные, личные)


5.Работа в группах

Задание 1.

Заполните таблицу на доске, выбрав из предложенных вариантов услуги, относящиеся к конкретному из направлений

(На столах у групп карточки с набором услуг. Каждая группа выбирает те, которые относятся к определенному виду:

1 группа - общехозяйственные

2-группа - деловые

3 группа - социальные

4 группа – личные)

(По 1 представителю от каждой группы одновременно выходят к доске и прикрепляют карточки)

Общехозяйственные

Деловые

Социальные

Личные

Розничная торговля

Банковская

Образование

Гостиничное дело

Пассажирский транспорт

финансовая

Здравоохранение

Бытовые услуги





Спасибо, а теперь проверим правильность вашей работы (учитель открывает слайд с заполненной таблицей).

-Молодцы! Продолжаем работу

- Скажите, какими из этих услуг вы пользовались в этом месяце? (образование, торговля и тд)

- А вчера? (общественное питание и тд)

- А пока ни разу не пользовались? (банки и т.д)

- Как вы считаете, с чем связан ваш выбор услуг? (с потребностями, территориальными возможностями и тд)

Отрасли сферы услуг так же разнообразны, как и потребности современного человека. Их набор увеличивается и меняется с развитием общества.

Давайте выясним, какова территориальная организация сферы услуг и что она в себя включает?


Задание 2.

Прочитать текст на стр.71,обсудить в группе и ответить на вопрос №2,3 на стр.73.

-Итак, что влияет на территориальную организацию сферы услуг? (частота спроса)

Да, именно по частоте спроса мы можем выделить три разновидности услуг. Какие? (Ежедневные услуги, эпизодические услуги, периодические услуги)

Приведите примеры (устно, от каждой группы)

Ежедневные услуги

Эпизодические услуги

Периодические услуги

Покупка продуктов питания, а именно хлеба, молока

Покупка и ремонт предметов длительного пользования

Посещение парикмахерских, салонов красоты, прачечных

Транспорт

Посещение театров и музеев

Покупка некоторых продуктов по необходимости

ЖКХ



Проверим правильность ваших ответов (учитель открывает слайд с таблицей)


Оценив частоту спроса людей на определенный вид услуги, можно смело сделать вывод, что существуют значительные различия организации обслуживания в городах и в сельской местности. Аргументируйте, почему? (это связано с частотой спроса, численностью населения, доходами, востребованностью услуг и т.д)


Задание 3. (творческое)

Проанализируйте, насколько развита социальная инфраструктура в вашем населённом пункте, сформулируйте и запишите ваши предложения по её улучшению.

(Презентация результатов работы)


6.Итог урока

1. Что нового вы узнали для себя?

2.К какому общему выводу мы пришли при выполнении заданий?

3.Что для вас было важно в проделанной работе?

4. Как могут пригодиться полученные знания в жизни? В каком случае? (при выборе места жительства, учебы, работы, получения образования, при планировании отдыха, открытии бизнеса и т.д)


7.Рефлексия

Если вы не поняли тему - поднимите правую руку;

если у вас возникли сложности в ходе работы - поднимите левую руку;

если трудностей не возникло и вы разобрались в теме - поднимите две руки.


Спасибо за вашу работу. Кое- с кем нам придется еще поработать над разбором темы.


8.Выставление отметок.


Домашнее задание: п.18, выполнить задания, не законченные на уроке

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.