Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Орнамент. Разновидности композиций. Композиция в полосе»

21
8
Материал опубликован 29 June в группе

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных видах орнамента, его символах и принципах композиционного построения.

Задачи:

Дидактические:

- Познакомить учащихся с видами орнамента.

-Учить изготавливать работу в технике аппликация, учитывая композиционные особенности орнамента.

Развивающие:

- Развивать память, мышление;

- Развивать навыки индивидуальной работы.

Воспитательные:

-  Воспитывать аккуратность и трудолюбие;

- Воспитывать рациональное использование и экономное расходование материалов.

Результаты:

Предметные

-познакомить с понятием «орнамент» на основе наблюдения и сравнения аппликационных изображений;

-вместе с детьми отбирать парные листья и составлять из них орнамент;

-тренировать учеников в рациональной организации рабочего места для работы с природными материалами, закреплять данное умение;

-обучать детей изготавливать изделие с опорой на инструкционную карту.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую деятельность учить первоклассников умениям:

-наблюдать и называть особенности композиций, орнаментов;

- сравнивать орнаменты по их конструктивным особенностям;

- узнавать орнаменты по признаку чередования деталей;

- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

-ориентироваться в материале на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

-открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (составление орнамента);

-отбирать необходимые материалы для орнамента;

- объяснять свой выбор природного материала;

-изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

- делать выводы о наблюдаемых явлениях;

- оценивать результат своей деятельности (качество изделия).

Личностные

-обращать внимание детей на необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 5.88 Мб


Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. 

(Проверка готовности к уроку).

Здравствуйте, друзья!

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Урок нам начинать пора!

2. . Актуализация знаний и выход на тему урока.

-Вспомните: что вы узнали на предыдущем занятии?

-Какое изображение можно назвать композицией? (Называются признаки композиции.)

Многие композиции, кроме своего центрального изображения содержат орнамент.

-Что такое орнамент? Чем он отличается от композиции? На эти и другие вопросы вы получите ответ на сегодняшнем уроке труда. Тема урока «Орнамент. Разновидности композиций, Композиция в полосе».

    1. Усвоение новых знаний.

Давайте разберемся, что же такое «Орнамент». В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение. Орнамент — это особый вид художественного творчества, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Орнаментом называют повторяющийся узор.

СЛАЙД 1.


n1751165102.JPG

- Как вы думаете, кто же придумывал эти узоры?

- Откуда древние мастера их «срисовывали»?

Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. В процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

Орнамент использовался с давних времен для оформления практически всего, что было создано человеком, будь то предметы быта, посуда, одежда, украшения, потолки и стены жилищ, мебель, оружие. Все, что окружало человека в каждодневном быту, заботливо украшалось орнаментом.

СЛАЙД 2.


n1751165118.JPG

Орнаментальные композиции подразделяются на ленточные и центрические орнаменты.

Ленточный орнамент — узор многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой».

СЛАЙД 3.  


q1751165132.JPG

Центрический орнамент — узор вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки.

СЛАЙД 4.


a1751165148.JPG

-Посмотрите на слайд. На каких рисунках показан орнамент?

СЛАЙД 5.


h1751165165.JPG

-Почему композиции 1 и 2 не являются орнаментами? (Нет повторяющегося узора.)

-Какой это орнамент: ленточный или центрический?

-Из каких материалов выполнены данные орнаменты?

    1. Творческая деятельность.

Приступим к творческой работе.

Рассмотрите порядок выполнения работы.

СЛАЙД 6.

​​​​​​​

u1751165182.JPG

-Что изображено? (Цветы.)

-Можно это назвать композицией? (Да.. Аккуратный цветок, расположенный ровно в центре листа, по углам маленькие листочки дополняют цветок.)

- Можно это назвать орнаментом? (Да. Цветок состоит из чередующихся попарно листочков.)

 - На что прикреплён орнамент из листьев? (На плотный лист, на картон.)

- Как листья, из которых изготовлен орнамент, крепятся к листу? (Наклеены.)

- Вспомните и скажите, как листья наклеиваются на картон. (Точечно за прожилки.)

- Чтобы вы справились с работой, обращайтесь в течение работы к порядку её выполнения. Приступайте к творчеству!

https://olhanskiy.ru/albums/pochti-folk

    1. Подведение итогов урока.

Подведем итоги работы.

-Так что же такое орнамент?

-Чем ленточный орнамент отличается от центрического?

Ребята, какие у вас великолепные получились орнаменты! Где бы вы изобразили свои орнаменты: на одежде или на посуде?

ИСТОЧНИКИ:

РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5094/conspect/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2025/01/19/tehnologicheskaya-karta-uroka-truda-ornament-raznovidnosti

Картинки

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpixy.org%2Fsrc2%2F638%2F6386950.png&lr=20647&pos=11&rpt=simage&source=serp&text=рамочка%20для%20презентации%20орнамент%20на%20прозрачном%20фоне

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fkrots.top%2Fuploads%2Fposts%2F2021-02%2F1613805818_52-p-fon-dlya-dekorativno-prikladnogo-tvorchest-56.png&lr=20647&pos=13&rpt=simage&text=орнамент%20картинки%20для%20детей

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2F0d%2Fa0%2F23%2F0da023bf7008391483f213bc95c31d5d.jpg&lr=20647&pos=11&rpt=simage&text=Орнамент%20использовался%20с%20давних%20времен%20для%20оформления%20практически%20всего%2C%20что%20было%20создано%20человеком%2C%20будь%20то%20предметы%20быта%2C%20посуда%2C%20одежда%2C%20украшения%2C%20потолки%20и%20стены%20жилищ%2C%20мебель%2C%20оружие.%20Все%2C%20что%20окружало%20человека%20в%20каждодневном%20быту%2C%20заботливо%20украшалось%20орнаментом.

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2F%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D1%2586%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B0-9329792.jpg&lr=20647&p=1&pos=37&rpt=simage&text=ленточный%20орнамент

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsteklosfera.com%2Fassets%2Fimages%2Fcatalog%2F17%2F5000%2FV415.jpg&lr=20647&p=1&pos=20&rpt=simage&text=центрический%20орнамент

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FHTB1tA3JKXXXXXcPXVXXq6xXFXXXw%2FNEW-DIY-3D-Diamond-Painting-Ethnic-Style-Picture-Sewing-Rhinestones-Mosaic-Embroidery-Mandala-Pattern-Creative-Gift.jpg&lr=20647&pos=23&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=центрический%20орнамент


Комментарии

Благодарю, Светлана Валерьевна! Очень полезная разработка! ::smile31::

5
29 June

Спасибо, Наталья Федоровна! Рада быть полезной сообществу УРОК.РФ.

3
29 June

Спасибо за полезный ресурс!

4
29 June

Спасибо, Елена Гаврииловна! Рада, что моя публикация Вам понравилась!

3
29 June

Грамотная и интересная работа! Браво,Светлана Валерьевна!

3
29 June

Марина Юрьевна, благодарю Вас за высокую оценку моей работы!

2
29 June

Как всегда, отличная работа! ::smile1::

3
29 June

СПАСИБО!

1
14 September

Похожие публикации