Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Орнамент. Разновидности композиций. Композиция в полосе»

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных видах орнамента, его символах и принципах композиционного построения.
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить учащихся с видами орнамента.
-Учить изготавливать работу в технике аппликация, учитывая композиционные особенности орнамента.
Развивающие:
- Развивать память, мышление;
- Развивать навыки индивидуальной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность и трудолюбие;
- Воспитывать рациональное использование и экономное расходование материалов.
Результаты:
Предметные
-познакомить с понятием «орнамент» на основе наблюдения и сравнения аппликационных изображений;
-вместе с детьми отбирать парные листья и составлять из них орнамент;
-тренировать учеников в рациональной организации рабочего места для работы с природными материалами, закреплять данное умение;
-обучать детей изготавливать изделие с опорой на инструкционную карту.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую деятельность учить первоклассников умениям:
-наблюдать и называть особенности композиций, орнаментов;
- сравнивать орнаменты по их конструктивным особенностям;
- узнавать орнаменты по признаку чередования деталей;
- анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;
-ориентироваться в материале на страницах учебника;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;
-открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (составление орнамента);
-отбирать необходимые материалы для орнамента;
- объяснять свой выбор природного материала;
-изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях;
- оценивать результат своей деятельности (качество изделия).
Личностные
-обращать внимание детей на необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
(Проверка готовности к уроку).
Здравствуйте, друзья!
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Урок нам начинать пора!
2. . Актуализация знаний и выход на тему урока.
-Вспомните: что вы узнали на предыдущем занятии?
-Какое изображение можно назвать композицией? (Называются признаки композиции.)
Многие композиции, кроме своего центрального изображения содержат орнамент.
-Что такое орнамент? Чем он отличается от композиции? На эти и другие вопросы вы получите ответ на сегодняшнем уроке труда. Тема урока «Орнамент. Разновидности композиций, Композиция в полосе».
- Усвоение новых знаний.
Давайте разберемся, что же такое «Орнамент». В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение. Орнамент — это особый вид художественного творчества, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Орнаментом называют повторяющийся узор.
СЛАЙД 1.
- Как вы думаете, кто же придумывал эти узоры?
- Откуда древние мастера их «срисовывали»?
Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. В процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.
Орнамент использовался с давних времен для оформления практически всего, что было создано человеком, будь то предметы быта, посуда, одежда, украшения, потолки и стены жилищ, мебель, оружие. Все, что окружало человека в каждодневном быту, заботливо украшалось орнаментом.
СЛАЙД 2.
Орнаментальные композиции подразделяются на ленточные и центрические орнаменты.
Ленточный орнамент — узор многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой».
СЛАЙД 3.
Центрический орнамент — узор вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки.
СЛАЙД 4.
-Посмотрите на слайд. На каких рисунках показан орнамент?
СЛАЙД 5.
-Почему композиции 1 и 2 не являются орнаментами? (Нет повторяющегося узора.)
-Какой это орнамент: ленточный или центрический?
-Из каких материалов выполнены данные орнаменты?
- Творческая деятельность.
Приступим к творческой работе.
Рассмотрите порядок выполнения работы.
СЛАЙД 6.
-Что изображено? (Цветы.)
-Можно это назвать композицией? (Да.. Аккуратный цветок, расположенный ровно в центре листа, по углам маленькие листочки дополняют цветок.)
- Можно это назвать орнаментом? (Да. Цветок состоит из чередующихся попарно листочков.)
- На что прикреплён орнамент из листьев? (На плотный лист, на картон.)
- Как листья, из которых изготовлен орнамент, крепятся к листу? (Наклеены.)
- Вспомните и скажите, как листья наклеиваются на картон. (Точечно за прожилки.)
- Чтобы вы справились с работой, обращайтесь в течение работы к порядку её выполнения. Приступайте к творчеству!
https://olhanskiy.ru/albums/pochti-folk
- Подведение итогов урока.
Подведем итоги работы.
-Так что же такое орнамент?
-Чем ленточный орнамент отличается от центрического?
Ребята, какие у вас великолепные получились орнаменты! Где бы вы изобразили свои орнаменты: на одежде или на посуде?
ИСТОЧНИКИ:
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5094/conspect/
Картинки
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна