Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Картон. Его основные свойства. Виды картона»

Цель: формирование у обучающихся представлений об основных свойствах и видах картона, освоение технологии конструирования из картона.
Целевые установки урока:
Предметные
-показать значение картона в жизни человека;
-познакомить с разновидностями картона, изделиями, которые изготовлены из картона;
-исследовать свойства разных видов картона;
-ввести понятие «картон — материал»
-закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы.
Метапредметные
Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:
-сравнивать разные виды бумаги и картона, находить сходство и различия;
-переносить известные знания и умения на схожий вид работы (свойства бумаги и свойства картона);
-наблюдать, сравнивать и называть свойства разных образцов бумаги и картона;
-открывать новое знание через практическое исследование;
-делать выводы о наблюдаемых явлениях;
-обобщать (называть то новое, что освоено).
Личностные
-помогать осознавать необходимость бережного отношения к деревьям, книгам, тетрадям и т. п., собирать и сдавать макулатуру.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
(Проверка готовности к уроку).
Урок я начну с небольшого стихотворения:
Ах, эти опыты, эксперименты -
По-настоящему волшебные моменты.
Что – то узнаем, что –то получим,
Новое что – то изучим.
Важно увидеть, услышать, потрогать
Можно узнать таким способом много.
-Как вы думаете, почему урок труда я начала с такого стихотворения?
Верно, на уроках труда мы часто проводим опыты, сравниваем свойства разных материалов, наблюдаем, делаем выводы. Вот и сегодняшний урок пройдет в форме исследования. А что именно вы будете исследовать, узнаете чуть позднее.
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
-О чем мы с вами говорили на предыдущем уроке (бумаге, о свойствах и видах бумаги).
- Что такое бумага? (специальный материал, состоящий из волокон растительного происхождения или это специальный материал для письма, печати, рисования).
- Что является основным сырьём для её изготовления? (древесина хвойных пород- ель, сосна, кедр- из лиственных пород -берёза).
-Где используется бумага?
СЛАЙД 1.
-Какой из представленных предметов лишний? Почему?
СЛАЙД 2.
Прочитайте названия видов бумаги. Подберите пары: изображенные выше изделия и виды бумаг, из которых они изготовлены.
-Какими свойствами обладает бумага?
- Скажите, есть такой материал, похожий на бумагу, но обладающий другими свойствами? (это картон).
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о картоне).
Сегодня на уроке мы будем говорить о картоне, познакомимся с видами картона, определим свойства и научимся отличать картон от бумаги. Тема нашего урока: «Картон. Его основные свойства. Виды картона».
3. Изучение нового материала.
Давайте для начала узнаем, что же такое картон. Картон – толстая, плотная и твердая разновидность бумаги. Получается, что картон – родственник бумаги.
-Как вы думаете, из чего изготавливается картон?
Картон делают из тех же материалов, что и бумагу, но с добавлением специальных компонентов:
Целлюлоза. Основное сырьё для картона, получаемое из древесины. (Целлюлоза содержится в разных частях растений)
Макулатура. Переработанная бумага, которая используется для создания вторичного картона.
Добавки. Крахмал, каолин, клеевые составы — они улучшают плотность, гладкость и влагостойкость картона.
-Что изготавливается из картона? (Коробки-упаковки, обложки учебников, книг и др.)
Картон широко используется не только для упаковки товаров и обложек книг, есть специальный гипсокартон, который применяют строители для обшивки стен и потолков, а ещё из картона в обувной промышленности делают стельки. Для упаковки бытовой техники используют гофрокартон.
СЛАЙДЫ 3-4.
У картона, так же как и у других материалов, есть свои свойства. Проведем мини-исследование. Мы сравним свойства картона и бумаги.
На слайде вы видите план исследования.
1-е задание. Какого цвета образцы бумаги и картона. (проводится сравнение образцов по цвету).
Вывод: бумага может иметь большее разнообразие ярких цветов, картон имеет приглу шённые цвета с сероватым оттенком. Чисто-белым картон не бывает. Обувные картонные коробки имеют белый цвет оттого, что на них с лицевой стороны наклеен лист белой бумаги.
2-е задание. Какой образец- гладкий, какой- шершавый? (Сравнение качества поверхностей).
Вывод: картон обычно имеет шероховатую поверхность, бумага бывает и шеро ховатой, и гладкой.
3-е задание. Оторвать кусочек бумаги и картона. (Сравнение строения образцов).
Вывод: картон и бумага имеют схожее строение. И бумага, и картон на месте обрыва имеют ворсинки. Это частицы размолотой древесины, из которой делают бумагу и картон.
4-е задание. Согнуть бумагу и картон. Что заметили? (Сравнение способности бумаги и картона сгибаться и складываться).
Вывод: бумага более гибкая, чем картон. При сгибании бумага изгибается, её можно согнуть в трубочку. Картон имеет ограниченные возможности в сгибании. Можно сложить бумагу и провести по линии сгиба. Картон при увеличении усилия во время его сгибания ломается.
5-е задание. Попробуйте провести пустым стержнем по картону, продавливая его. Затем попробуйте согнуть картон по получившейся линии.
Вывод: если картон сильно продавить, то он складывается и не ломается.
-Данной свойство картона понадобится на сегодняшнем и следующих уроках труда.
6-е задание. Надрежьте образцы бумаги и картона ножницами. (Сравнение приёмов резания образцов).
Вывод: бумага режется ножницами легче, чем картон.
7-е задание. Проверим взаимодействие картона с водой. Замочите кусочек образца картона в ёмкости с водой и оставить на некоторое время. Вывод сделаем позднее.
8-е задание. Возьмите образец гофрокартона. Разорвите его по слоям. Расскажите, что наблюдаете. (Исследование строения образца гофрокартона).
Вывод: гофрокартон является защитой от повреждений поверхностей при лёгких ударах, так как он используется для упаковки хрупких товаров и техники. Гофрокартон настолько прочный, что коробки с товаром, сделанные из него, можно ставить друг на друга в несколько ярусов и они не проминаются, в отличие, например, от обувных.
Вернемся к заданию 7. Что заметили?
Вывод: кусочек картона, замоченный в ёмкости с водой, не утонет, так как картон легче воды.
- Какие особенности картона мы с вами узнали в ходе нашего исследования?
4. Творческая деятельность.
Пришло время приступить к практической деятельности.
Отгадайте загадку и вы узнаете, что будете делать на уроке:
Кто стоит, как королева,
Вся в игрушках и огнях,
Хоровод собрать сумела,
В песнях, шутках и стихах.
У нее растут иголки,
Все узнали, это — ... Елка
(Показ образца)
-Определим этапы работы:
-Обведите шаблон на картон.
-Вырежете елочку по контуру.
- Проведите пустым стержнем по линии сгиба.
-Согните картон по проведенным линиям.
-Склейте верхушки елочек.
(Ели останется время, можно украсить елочку)
СЛАЙД 5.
Шаблон:
5. Подведение итогов урока.
Подведем итоги работы.
Выставка работ.
Посмотрите, какой замечательный еловый лес у вас получился!
-Какая елочка в этом лесу вам нравится больше всего? Почему?
-Какое свойство картона применили при выполнении творческих работ?
Источники:
https://pozdravok.com/scenarii/konkursy/zagadki-pro/elku/
https://polgalyankina17.blogspot.com/p/blog-page.html
Картинки:
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна