Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Картон. Его основные свойства. Виды картона»

13
6
Материал опубликован 4 July в группе

Цель:  формирование у обучающихся представлений об основных свойствах и видах картона, освоение технологии конструирования из картона.

Целевые установки урока:

Предметные

-показать значение картона в жизни человека;

-познакомить с разновидностями картона, изделиями, которые изготовлены из картона;

-исследовать свойства разных видов картона;

-ввести понятие «картон — материал»

-закреплять умение поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место в конце работы.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:

-сравнивать разные виды бумаги и картона, находить сходство и различия;

-переносить известные знания и умения на схожий вид работы (свойства бумаги и свойства картона);

-наблюдать, сравнивать и называть свойства разных образцов бумаги и картона;

-открывать новое знание через практическое исследование;

-делать выводы о наблюдаемых явлениях;

-обобщать (называть то новое, что освоено).

Личностные

-помогать осознавать необходимость бережного отношения к деревьям, книгам, тетрадям и т. п., собирать и сдавать макулатуру.


ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 10.67 Мб

Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

(Проверка готовности к уроку).

Урок я начну с небольшого стихотворения:

Ах, эти опыты, эксперименты -                                                                                                                  

По-настоящему волшебные моменты.                                                                                                

Что – то узнаем, что –то получим, 

Новое что – то изучим.  

Важно увидеть, услышать, потрогать   

Можно узнать таким способом много.

-Как вы думаете, почему урок труда я начала с такого стихотворения?

Верно, на уроках труда мы часто проводим опыты, сравниваем свойства разных материалов, наблюдаем, делаем выводы. Вот и сегодняшний урок пройдет в форме исследования.  А что именно вы будете исследовать, узнаете чуть позднее.

2. Актуализация знаний и выход на тему урока.

-О чем мы с вами говорили на предыдущем уроке (бумаге, о свойствах и видах бумаги).

- Что такое бумага? (специальный материал, состоящий из волокон растительного происхождения или это специальный материал для письма, печати, рисования).

- Что является основным сырьём для её изготовления? (древесина хвойных пород- ель, сосна, кедр- из лиственных пород -берёза).

-Где используется бумага?

СЛАЙД 1.


u1751629611.JPG

-Какой из представленных предметов лишний? Почему?

СЛАЙД 2.


i1751629666.JPG

Прочитайте названия видов бумаги. Подберите пары: изображенные выше изделия и виды бумаг, из которых они изготовлены.

-Какими свойствами обладает бумага?

- Скажите, есть такой материал, похожий на бумагу, но обладающий другими свойствами? (это картон).

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (о картоне).

Сегодня на уроке мы будем говорить о картоне, познакомимся с видами картона, определим свойства и научимся отличать картон от бумаги. Тема нашего урока: «Картон. Его основные свойства. Виды картона».

3. Изучение нового материала.

Давайте для начала узнаем, что же такое картон. Картон – толстая, плотная и твердая разновидность бумаги. Получается, что картон – родственник бумаги.

-Как вы думаете, из чего изготавливается картон?

Картон делают из тех же материалов, что и бумагу, но с добавлением специальных компонентов:

Целлюлоза. Основное сырьё для картона, получаемое из древесины. (Целлюлоза содержится в разных частях растений)

Макулатура. Переработанная бумага, которая используется для создания вторичного картона.

Добавки. Крахмал, каолин, клеевые составы — они улучшают плотность, гладкость и влагостойкость картона.

-Что изготавливается из картона? (Коробки-упаковки, обложки учебников, книг и др.)

Картон широко используется не только для упаковки товаров и обложек книг, есть специальный гипсокартон, который применяют строители для обшивки стен и потолков, а ещё из картона в обувной промышленности делают стельки. Для упаковки бытовой техники используют гофрокартон.

СЛАЙДЫ 3-4.


f1751629693.JPG
d1751629682.JPG

У картона, так же как и у других материалов, есть свои свойства. Проведем мини-исследование. Мы сравним свойства картона и бумаги.

На слайде вы видите план исследования.

1-е задание.  Какого цвета образцы бумаги и картона. (проводится сравнение образцов по цвету).

Вывод: бумага может иметь большее разнообразие ярких цветов, картон имеет приглу шённые цвета с сероватым оттенком.  Чисто-белым картон не бывает. Обувные картонные коробки имеют белый цвет оттого, что на них с лицевой стороны наклеен лист белой бумаги.

2-е задание. Какой образец- гладкий, какой- шершавый? (Сравнение качества поверхностей).

Вывод: картон обычно имеет шероховатую поверхность, бумага бывает и шеро ховатой, и гладкой.

3-е задание. Оторвать кусочек бумаги и картона. (Сравнение строения образцов).

Вывод: картон и бумага имеют схожее строение. И бумага, и картон на месте обрыва имеют ворсинки. Это частицы размолотой древесины, из которой делают бумагу и картон.

4-е задание. Согнуть бумагу и картон. Что заметили? (Сравнение способности бумаги и картона сгибаться и складываться).

Вывод: бумага более гибкая, чем картон. При сгибании бумага изгибается, её можно согнуть в трубочку. Картон имеет ограниченные возможности в сгибании. Можно сложить бумагу и провести по линии сгиба. Картон при увеличении усилия во время его сгибания ломается.

5-е задание. Попробуйте провести пустым стержнем по картону, продавливая его. Затем попробуйте согнуть картон по получившейся линии.

Вывод: если картон сильно продавить, то он складывается и не ломается.

-Данной свойство картона понадобится на сегодняшнем и следующих уроках труда.

6-е задание. Надрежьте образцы бумаги и картона ножницами. (Сравнение приёмов резания образцов).

Вывод: бумага режется ножницами легче, чем картон.

7-е задание. Проверим взаимодействие картона с водой. Замочите кусочек образца картона в ёмкости с водой и оставить на некоторое время. Вывод сделаем позднее.

8-е задание. Возьмите образец гофрокартона. Разорвите его по слоям. Расскажите, что  наблюдаете. (Исследование строения образца гофрокартона).

Вывод: гофрокартон является защитой от повреждений поверхностей при лёгких ударах, так как он используется для упаковки хрупких товаров и техники. Гофрокартон настолько прочный, что коробки с товаром, сделанные из него, можно ставить друг на друга в несколько ярусов и они не проминаются, в отличие, например, от обувных.

Вернемся к заданию 7. Что заметили?

Вывод: кусочек картона, замоченный в ёмкости с водой, не утонет, так как картон легче воды.

- Какие особенности картона мы с вами узнали в ходе нашего исследования?

4. Творческая деятельность.

Пришло время приступить к практической деятельности.

Отгадайте загадку и вы узнаете, что будете делать на уроке:

Кто стоит, как королева,

Вся в игрушках и огнях,

Хоровод собрать сумела,

В песнях, шутках и стихах.

У нее растут иголки,

Все узнали, это — ... Елка

(Показ образца)

-Определим этапы работы:

-Обведите шаблон на картон.

-Вырежете елочку по контуру.

- Проведите пустым стержнем по линии сгиба.

-Согните картон по проведенным линиям.

-Склейте верхушки елочек.

(Ели останется время, можно украсить елочку)

СЛАЙД 5.

​​​​​​​

q1751629711.JPG

Шаблон:

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fpodelkiizbumagi.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F12%2Felka0.jpg&lr=20647&pos=18&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=шаблон%20елочка%20двойная

5. Подведение итогов урока.

Подведем итоги работы.

Выставка работ.

Посмотрите, какой замечательный еловый лес у вас получился!

-Какая елочка в этом лесу вам нравится больше всего? Почему?

-Какое свойство картона применили при выполнении творческих работ?

Источники:

https://pozdravok.com/scenarii/konkursy/zagadki-pro/elku/

https://polgalyankina17.blogspot.com/p/blog-page.html

https://infourok.ru/magazin-materialov/konspekt-uroka-po-predmetu-trud-tehnologiya-dlya-1-klassa-na-temu-karton-ego-osnovnye-svojstva-vidy-kartona-518291?ysclid=mch7e2c4dh475585259

Картинки:

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fmultipackaging.com.mt%2Fwp-content%2Fuploads%2F2020%2F01%2Fboxes-image-1.jpg&lr=20647&pos=4&rpt=simage&text=гофрокартон%20для%20упаковки

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Falmaks.pro%2Fupload%2Fiblock%2Fcff%2Ffqip3q4mwnnlytklwowjsppy6h55w1tm.jpeg&lr=20647&pos=14&rpt=simage&text=картинка%20гипсокартон


Комментарии

Отличный практический материал! Содержательный, познавательный и полезный! ::smile53::::smile31::::smile30::

3
4 July

Наталья Федоровна, благодарю Вас за приятные комментарии!

2
4 July

Отличная работа! ::smile1::

3
4 July

Спасибо за качественный ресурс!

3
5 July

Спасибо. Рада, что урок понрааился.

3
5 July