Технологическая карта урока природоведения в 5 классе. Тема: «Полезные ископаемые: виды, свойства, применение»

0
0
Материал опубликован 15 February 2022

Учитель

Мартьянова Ю.А.

Предмет

Природоведение.

Класс,

кол-во человек

5 класс.

12 человек.

Тема

Полезные ископаемые: виды, свойства, применение.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цель урока

Создать условия для обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых.

Задачи урока

Дидактические: расширить и уточнить представление о видовом разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Коррекционные: корригировать и развивать образную память, логическое мышление, произвольное внимание на основе выполнения коррекционного задания.

Воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению.

Формируемые БУД

Личностные: уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

Предметные: научиться наблюдать и описывать объекты.

Оборудование

Презентация, карточки с коррекционно-развивающими заданиями, образцы полезных ископаемых (мрамор, гранит, мел, известняк, каменный уголь, песок, глина, торф), стакан с водой, деревянная шпажка, резиновые перчатки, учебник, тетрадь.

Планируемые результаты

Знать: виды полезных ископаемых, их свойства и область применения.

Уметь: самостоятельно применять полученные знания на практике.

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

(1-2 мин)

Цель: включение обучащихся в учебную деятельность.

-приветствие, психологический настрой

Добрый день, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Мы начинаем наш урок природоведения. (Слайд 1).

Обратить внимание на осанку обучающихся.

Давайте повторим правила работы на уроке: (слайд 2)

1.На уроке будь старательным.

2.Говори чётко, внятно.

3.Если хочешь ответить, подними руку.

4.Соблюдай дисциплину.

-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места;




-повторяют правила работы на уроке;

2.Актуализация знаний обучающихся

(8 мин)

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.









-коррекционное задание: отгадывание загадок.





















-озвучивание темы урока;

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (Слайды 3, 4).

Какие хитрые секреты (слайд 5)

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету -

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!


Ребята, чтобы понять о каких богатствах сегодня пойдет речь, я предлагаю вам отгадать загадки.

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже (Песок). (Слайд 6).


Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (Мел). (Слайд 7).


Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть). (Слайд 8).


Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Каменный уголь). (Слайд 9).


Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”. (Слайд 10).

Откройте тетради, записываем тему урока.

-слушают учителя с просмотром презентации;















-зачитывают и отгадывают загадки;





















-зачитывают тему урока;

-записывают тему урока;

3.Изучение материала

(10 мин)

Цель: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения

-введение в тему

-устный опрос






















-работа с образцом (описание свойств образца);






















-работа по карточкам (заполнение таблицы);







-демонстрация свойств песка и глины





































Физминутка

(2-3м).

Цель: снятие напряжения.

- организация выполнения упражнений;


-практическая работа: исследование образца торфа;



















-устный опрос;












-проведение игры «Да, нет»;












-коррекционное задание: разгадывание ребуса




-работа по карточкам:

разгадывание ребуса «Поиск полезных ископаемых»;

Словарная работа: каменный уголь. (Слайд 11).

Что такое «полезные» и «ископаемые»? (Слайд 12).

Полезные ископаемые


необходимые, нужные доставать, извлекать


Теперь попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют. (Слайд 13).


Полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные. (Слайд 14).

Давайте вспомним твердые полезные ископаемые: гранит, мрамор, каменный уголь, песок, железная руда, торф, мел, глина, известняк обыкновенный.

К жидким полезным ископаемым относят: нефть.

К газообразным-природный газ.

Что такое полезные ископаемые мы знаем, но, чтобы знать, как их использовать и где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать?

Правильно, свойства полезных ископаемых.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством: твердость, гибкость, прочность, сыпучесть, горючесть. В зависимости от свойств различают:

полезные ископаемые, используемые в строительстве; горючие полезные ископаемые и полезные ископаемые, которые используют для получения металлов. (Слайд 15).

Сейчас мы эти свойства будем исследовать.

Я вам буду показывать образец, а вы попробуете описать его свойства.

Давайте рассмотрим строительные полезные ископаемые, которые используют в строительстве. (Слайд 16).

Гранит. (Показ образца гранита). Слайд 17.

Посмотрите на образец. Как называется это полезное ископаемое?

Правильно, гранит.

Ребята, попробуйте определить цвет гранита. Он красного цвета, бывает разноцветный. Каково его состояние? Он твердый, непрозрачный, очень плотный. Основное свойство гранита – прочность.

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро, делают памятники. (Слайд 18).

Мрамор. (Показ образца мрамора). (Слайд 19).

Давайте попробуем описать свойства мрамора. Это камень. Цвет серый, состояние камня твёрдый и прочный. Благодаря своей твердости где используется? В строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц. (Слайд 20).

Мел. (Показ образца мела). (Слайд 21).

Это известняк белого цвета. В отличие от обыкновенного известняка он легко ломается и крошится. Мел легко можно истолочь, растереть в порошок, распилить на куски. Мел знаком каждому школьнику: им пишут на классной доске.

Мел используют в строительстве для побелки потолков и стен. Из очищенного и растёртого мела получают зубной порошок. (Слайд 22).

Известняк обыкновенный. (Показ образца известняка). (Слайд 23).

Цвет белый, серый или желтоватый. Твёрдый, пористый, негорючий. Используется в строительстве. (Слайд 24).

Ребята, посмотрите на экран, какие полезные ископаемые вы видите?

Песок и глина. Слайды (25-26).

Я вам предлагаю поработать самостоятельно и сравнить эти два полезных ископаемых, используя таблицу. (Слайд.27)


Полезные ископаемые

Цвет

Свойство

Сохранение формы

Пропускает ли воду

Применение

Песок







Глина








Давайте проверим. (Слайд 28).


Полезные ископаемые

Цвет

Свойство

Сохранение формы

Пропускает ли воду

Применение

Песок

Желтый, коричневый

Сыпучий

Нет

Да

Строительство, стекло

Глина

коричневая

Вязкость, гибкость

Да

Нет

Строительство, посуда


Песок - это основной материал для получения стекла. А ещё песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. Если песок полить водой и сделать мокрым, то появляется удивительная возможность построить из него всё, на что хватит фантазии. Кстати, а почему эти скульптуры недолговечны? А ещё можно рисовать не только на песке, но и песком вместо красок. (Слайд 29).

Глина применяется в строительстве, из нее можно налепить многоразных интересных вещей, сувениров. Используют в изготовлении посуды: кувшины, тарелки, ложки. Применяют в медицине в виде лечебных ванн и грязелечения. (Слайд 30).

А сейчас мы рассмотрим горючие полезные ископаемые. (Слайд 31).

Напомните мне, какие это ископаемые и какое их главное свойство?

Каменный уголь, нефть, природный газ, торф.

Полезные ископаемые, которые хорошо горят и выделяют много тепла называются горючими. Их используют как топливо.

Каменный уголь. (Показ образца каменного угля). (Слайд 32).

Цвет черный, состояние твердое, тяжелый (тонет в воде). Основное свойство горючесть, используют как топливо. (Слайд 33).

Нефть. Тёмная маслянистая жидкость. Она хорошо горит и даёт много тепла.

Легкая. (Слайд 34).

Получают: бензин, керосин, пластмассу, машинное масло, моющие средства. (Слайд 35).

Природный газ. (Слайд 36).

Бесцветен. Не имеет запаха. Легкий (в 2 раза легче воздуха). Значит он где бывает наверху или внизу? Наверху. Поэтому надо помнить, что при утечке газа необходимо лечь на пол и передвигаться ползком, закрыв нос платком или тканью.

Взрывоопасен, горюч.

При горении не вызывает копоти, выделяет больше тепла, чем нефть и каменный уголь.

При горении выделяет голубоватый цвет.

Ребята, почему в газ добавляют запах?

Если почувствовали запах газа, проверьте комфорки. Можно отравиться.

Применение. (Слайд 37).

Бензин, используем при приготовлении пищи.


(Слайд 38).


1.Музыкальная гимнастика для глаз.


2.Музыкальная гимнастика для снятия напряжения.



На столах у вас лежит еще один образец, скажите, как называется это полезное ископаемое?

План изучения свойств торфа. (Слайд 39).

Рассмотрите образец торфа.

1.Определите его цвет. Имеет ли блеск? Торф тёмно-бурого или коричневого цвета. Без блеска.

2.Исследуйте: торф твердый или мягкий.

Проведите острым предметом по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать, то он твердый;

Если нет следа от острого предмета, то очень твердый.

Вывод: торф твердый.

3. Торф твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства. Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат: торф ломкий.

4. Определите, что легче: торф или вода. Для этого опустите кусочек торфа в стакан с водой. Он плавает на её поверхности или тонет? Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод: торф легче воды.


Плавает Тонет


легче воды тяжелее воды


5. Где используют торф и на основании какого свойства? (Слайд 40).

Правильно, горючесть.

Торф используют, как топливо на тепловых электростанциях, в котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.

Ребята, торф обладает множеством свойств, благодаря которым его широко используют. Давайте вспомним и назовем их.

Торф пористый и хорошо впитывает влагу, такое свойство называется влагоёмкость. Поэтому его используют на подстилку животным.

Торф используют как удобрение.

Торф плохо проводит тепло, поэтому его используют в строительстве. Из него изготавливают плиты для утепления стен.

Торф используют в медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны).


Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Давайте сыграем в игру: «Да, нет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать: «Да или нет».

1.Полезные ископаемые используются в строительстве? Да.

2.Полезные ископаемые используются как топливо? Да.

3.Полезные ископаемые используются в пищу? Нет.

4.Полезные ископаемые используются для получения сплавов металлов? Да.

5.Полезные ископаемые используются для изготовления посуды? Да.

6.Из полезных ископаемых шьют одежду? Нет.

7.Полезные ископаемые используются в медицине? Да.

8.Полезные ископаемые используются для изготовления бытовых предметов? Да.


Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово месторождение?

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые. (Слайд 41-42).

А как называются люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых?

Ответить на этот вопрос вам поможет ребус. (Слайд 43).

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

Правильно, геологи. (Слайд 44).

А сейчас я предлагаю вам стать геологами и поискать названия полезных ископаемых, которые зашифрованы в словах.

Я предлагаю вам разгадать ребус «Поиск полезных ископаемых». (Слайды 45-46).

А Л Е Б М Е Л К А

К А И З В Е С Т Н Я К Л О Б

З Е М Л Я М Р А М О Р Ж

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Скажите, может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Нет, ведь полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

Исчезнут наши кладовые, которые мы используем в наших различных нуждах.

Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли и эти запасы не бесконечны.

(Слайд 47). Поэтому их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, разумно и экономно добывать и использовать. Ведь для того, чтобы они образовались снова, нужны миллионы лет.

-записывают словарные слова;

-отвечают на вопрос;







-дают определение;




-по очереди называют по одному названию полезных ископаемых;



-отвечают на вопрос;











-рассматривают и описывают образцы и их свойства;


























-заполняют таблицу;









-проверка, с просмотром демонстрации;






-рассказывают, опираясь на презентацию;








-отвечают на вопрос;
























-выполняют упражнения;







-выполняют практическое задание: исследуют свойства торфа;


















-отвечают на вопросы;












-играют в игру, отвечают на вопросы;










-отвечают на вопрос;



-разгадывают ребус;






-разгадывают ребус;







-отвечают на вопросы;

4. Закрепление (10-12 мин).

Цель: закрепление полученных знаний

-игра «Четвертый лишний»;


-игра «Угадай-ка»;


Игра «Четвёртый лишний» (Слайды 48-53).

Вам необходимо назвать лишний предмет.

А) каменный уголь, медная руда, пластмасса, торф

Б) стекло, нефть, природный газ, железная руда

В) алюминиевая руда, золото, дерево, мрамор


Игра «Угадай-ка». (Слайды 54-56).

На слайдах представлены предметы. Необходимо угадать, из какого полезного ископаемого они изготовлены


-играют в игру «Четвертый лишний», называют лишний предмет;




-играют в игру «Угадай-ка», угадывают и называют полезное ископаемое;

5.Итог урока. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов.

-подведение итога;



-анкетирование;

Подведем итог урока.

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами обобщили знания о полезных ископаемых.

Я предлагаю вам подвести итог урока и продолжить фразу: (Слайд 58).

1. Сегодня на уроке мы повторили…

2. Сегодня на уроке мы узнали…

3. Сегодня на уроке мы исследовали…

Заполни анкету: (Слайд 59).

1. На уроке я работал

а) активно б) пассивно

2. Своей работой на уроке

а) доволен б) не доволен

3. Моё настроение

а) улучшилось б) ухудшилось

4. Материал урока мне был

а) полезен б) не полезен

Ребята, всем спасибо за работу. Я желаю вам хорошего настроения и успехов.




-продолжают фразу;





-заполняют анкету;















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации