Конспект урока математики «Умножение на двузначное число» (4 класс)
Класс: 4 класс.
Предмет: Математика.
Тема урока: Умножение на двузначное число.
Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с письменным умножением на двузначное число; закрепить у учащихся умение умножать на двузначное число.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжать выполнять устные и письменные задания для формирования понятие об умножении многозначного числа на двузначное и усвоения алгоритма письменного умножения данного вида;
совершенствовать навыки решения текстовых задач;
продолжить отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.
Развивающие:
развитие математической речи;
развитие умений самопроверки, взаимопроверки;
развитие умений самоанализа.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности мышления;
воспитание интереса к математике.
Ожидаемые результаты: на уроке учащиеся продолжают изучение темы, закрепляют умение умножать многозначное число на двузначное; знакомятся с решением примеров, используя запись в столбик, применяют эти знания, работая с примерами и задачами.
Оборудование: учебник по математике 4 класс, 2 часть М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова; рабочие тетради учащихся.
Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет очень интересный урок математики. Все готовы?
Основной этап.
Устный счет.
–Для начала, давайте выполним вычисления устно. Откройте свои учебники на 45 странице и посмотрите на №167. Нам нужно решить уравнения.
х:20=403
х:20=120
х=12020
х=2400
2400:20=403
120=120
210:х=420:6
210:х=70
х=210:70
х=3
210:3=420:6
70=70
х110=110
х=110:110
х=1
1110=110
110=110
480:х=480
х=480:480
х=1
480:1=480
480=480
х–260=0
х=0+260
х=260
260–260=0
0=0
у+0=300
у=300–0
у=300
300+0=300
300=300
Умножение на двузначное число.
– А теперь посмотрите на три столбика в верху страницы. Кто мне скажет, как выполняется умножение на двузначное число? (Сначала умножаем на единицы, потом на десятки; умножаем на единицы – записываем под единицами, умножаем на десятки – записываем под десятками.) Сейчас мы повторим/проговорим, как выполняется умножение на двузначное число.
Письменная самостоятельная работа.
– Итак, мы с вами повторили, как выполняется умножение на двузначное число. А теперь посмотрите на №161. Его вы выполните самостоятельно письменно в своих тетрадях. Итак, 1 вариант делает верхнюю строчку всех столбиков, а 2 вариант – нижнюю строчку. (Распределить варианты.) Приступайте к работе.
1 вариант:
7442=3108
98316=15728
63272=45504
735214=102928
2 вариант:
9134=3094
59437=21978
21894=20492
118523=27255
Письменная работа.
– Посмотрите на №166. Чтобы выполнить каждое задание и ответить на вопрос, нам нужно будет составить и решить выражение. (Каждую цифру номера один ученик выполняет на доске, остальные – в своих тетрадях.)
(750+700):(750–700)
750+700=1450
750-700=50
1450:50=29
(150050)–(1500:50)
150050=75000
1500:50=30
75000–30=74970
(1000–1):9=111
10000+9999=19999
– А теперь давайте решим задачу №162. Кто ее прочитает? (один ученик читает задачу) Итак, что нам известно? (При экономном раскрое сберегли на каждом пальто по 12 см ткани, а на каждом костюме по 13 см ткани) Что нам нужно найти, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Сколько ткани сэкономят при раскрое 96 пальто и 96 костюмов) А что нам нужно найти, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сколько детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м ткани)
1 способ:
1296+1396=
1296=1152см=11м52см – сэкономят ткани при раскрое 96 пальто.
1396=1248см=12м48см – сэкономят ткани при раскрое 96 костюмов.
1152+1248=2400см=24м – сэкономят ткани при раскрое 96 пальто и 96 костюмов.
24:2=12 – детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани.
2 способ:
(12+13)96=
12+13=25см – ткани сэкономлено при раскрое 1 пальто и 1 костюма.
2596=2400см=24м – ткани сэкономят при раскрое 96 пальто и 96 костюмов.
24:2=12 – детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани.
– А теперь давайте решим задачу №163. Кто прочитает задачу вслух? (один ученик читает задачу) Итак, что нам известно? (Что в шестнадцатиэтажном доме на каждом этаже по 20 квартир; всего в доме 27 однокомнатных квартир, 54 двухкомнатные, а остальные трехкомнатные) А что нам нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько в доме трехкомнатных квартир)
1 способ:
2016–(27+54)=
2016=320 (кв.) – всего в доме.
27+54=81 (кв.) – всего однокомнатных и двухкомнатных вместе.
320–81=239 (кв.) –трехкомнатных в доме.
2 способ:
2016–27–54=
2016=320 (кв.) – всего в доме.
320–27=293 (кв.) – всего двухкомнатных и трехкомнатных вместе.
293–54=239 (кв.) –трехкомнатных в доме.
Домашнее задание.
– Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет сделать №164, №165 (стр. 45).
Рефлексия и итог урока.
– Вам понравился наш урок? Чем? Что было интересно для вас? В какие моменты урока вы испытывали затруднения? А что у вас получилось хорошо?