Конспект урока «Умножение на однозначное число» (Математика, 3 класс)
конспект пробного урока
Ф.И: Ковалева Валентина
Предмет: Математика
Дата проведения:
Класс: 3 «Б».
Тема: «Умножение на однозначное число».
Тип урока: Формирование умений.
Создать условия для реализации целей:
Предметные (Пр):
формировать умение умножать трёхзначные на однозначное, используя письменный прием записи;
формировать умение умножать двузначные числа на однозначное, используя устные вычислительные приемы;
формировать умение читать выражения разными способами;
формировать умение записывать составные выражения и находить значения составных выражений;
совершенствовать умение решать составные задачи;
совершенствовать навыки устных вычислений.
Метапредметные:
Регулятивные (Р):
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующему этапу обучения;
умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
Познавательные (П):
поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений;
умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
Коммуникативные (К):
умение слушать и слышать учителя;
умение понимать задаваемые вопросы;
умение слушать и вступать в диалог;
умение выражать свою точку зрения;
Личностные (Л):
воспитывать интерес к предмету математике;
понимание роли предмета в жизни человека;
развитие умения участвовать в диалоге, слушать других;
развитие логического мышления, речи, внимания;
прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения, работа у доски).
Средства обучения:
- для учителя: наглядный материал, учебник: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс (часть 2).
- для учащихся: учебник: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика 3 класс (часть 2), тетрадь, ручка.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя Осуществляемые действия |
Деятельность учащихся |
|
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р) |
|||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
Мотивационный этап. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 2 мин. |
Проверка готовности к уроку (Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, тетрадь, ручка). Приветствие - Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь! Эмоциональный настрой. Математика – королева наук! Без нее не летят корабли, Без нее не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь, Что почем, не узнаешь, А узнав, не поймешь! -А как вы думаете, почему математику назвали королевой наук? (Любая другая наука– физика, история, биология и другие используют в своих исследованиях математику, и поэтому ее называют королевой наук.) -А теперь повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь, а я желаю вам хорошего рабочего настроения на уроке. |
Приветствуют учителя. Слушают учителя. Рассуждают на основе стихотворения. Отвечают на вопрос. |
Понимание роли предмета в жизни человека (Л). |
2. Актуализация знаний. Цель этапа: готовность мышления к формированию умений по новому способу действия. 6 мин. |
- Откройте тетради, запишите число,(18 февраля) классная работа. -Итак, ребята, наш урок мы начнем с устного счета. (На слайде выведены выражения умножение и деление, трехзначного и двухзначного числа на однозначное.) (Сорбонка.) Выражения на слайде: 50 . 9, 200 . 4, 100 . 3, 20 . 9 48:6, 150:10, 500:5, 45:5 -Посмотрите на выражения. -Предложите задания к выражениям(Вычислить, найти значение выражения, найти значение частных.) -Какова цель данного задания? Я так считаю, согласитесь со мной или нет. ( Верно, умение быстро и правильно вычислять – очень важное умение для науки математики.) -Читайте выражение разными способами и называйте ответ. На умножение: например, пятьдесят умножить на 9, по пятьдесят взять девять раз, произведение пятидесяти и девяти; первый множитель пятьдесят, второй девять. На деление: например, сорок восемь разделить на 6, делимое 48, делитель 6; частное 48 и 6; 48 уменьшить в 6 раз. |
Вычисляют устно. Предлагают задания. Сверяют ответы с доской. |
Формирование вычислительных умений (Пр). Умение слушать и вступать в диалог (К). Умение самопроверки и самооценки (Р). |
3. Постановка темы и целей занятия. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 3 мин |
-Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (умножение двухзначных и трехзначных чисел на однозначные). -Чему учились? (умножать двухзначные и трехзначные числа на однозначные). -Сегодня мы с вами продолжим работать по теме умножение на однозначное число. - Какая основная цель сегодняшнего урока? Дети ведь цель следует из темы. Думайте. (учиться умножать трехзначные числа на однозначные). - С чего следует начать? (повторить способы рассуждений). -На доске записано: 24*2(устно) 235*4 -На примере умножения 235*4, давайте вспомним способы умножения трехзначного на однозначное. 235*4=(200+30+15)*4=940. 235 1)200*4=800 * 4 2)30*4=120 20 3)5*4=20 +120 800 -Какие способы умножения вы знаете? (в столбик, в строчку).Откройте стр.58, рассмотрите №12 и вспомните способы. -Кто желает выйти к доске и напомнить, как умножать в строчку?(один у доски, остальные – в тетради способами). - Кто напомнит способ рассуждения и записи в столбик (другой у доски, остальные – в тетради). - Хорошо, молодцы вспомнили. - Посмотрите на запись. Можно ли 24 умножить на 2 устно?(да можно) -Как будем рассуждать? В случае затруднений: - Представьте число 24 в виде суммы разрядных слаг. (ученики называют устно, учитель записывает на доске). - Как будем сумму умножать на 2? (каждое слагаемое умножим на 4 и результаты сложим) - Умножаем: 20 на 2? (40). - Запомнили. 4 на 2? (8), восемь да сорок запоминали? (48) Запись на доске: 24 . 2 = 48 - Способы повторили, исходя из основной цели, над чем дальше должны работать? (тренироваться умножать трехзначные числа на однозначные) |
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают разные варианты. Ставят цели на урок. Планируют свою деятельность. Повторяют способы рассуждений. Читают разными способами. Вычисляют устно. Планируют свою деятельность. |
Умение формулировать собственное мнение. Умение понимать задаваемые вопросы (Л).
Умение ставить цели и планировать свою деятельность (Р). Умение слушать и слышать учителя (К).
Формировать умение читать выражения разными способами (Пр).
Формировать умение умножать двузначные числа на однозначное, используя устные вычислительные приемы. (Пр).
Умение ставить цели и планировать свою деятельность (Р). |
4.Формирование умений. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях. 13 мин. |
-Откройте стр.59, №13. -Прочитайте задание. (один ученик читает вслух). 452*2. -Решаем в столбик у доски с объяснением, все остальные в тетради. -Кто выйдет к доске и запишет первое выражение? (выходит один ученик и решает). (Каждое выражение новый ученик у доски с подробным комментированием, остальные в тетради). -Последнее выражение 368*2 самостоятельно решите, один у доски с обратной стороны . -Давайте проверим решение. -Будут ли у кого-нибудь вопросы и замечания по решению? -Если, есть ошибка на доске, то в чем она заключается? -Поднимите руки те, кто выполнил правильно. -Какие ошибки вы допустили? В чем причина? |
Находят значения выражений. Выходят к доске и записывают выражения. Проводят взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, делают вывод. |
Формировать умение умножать трёхзначные на однозначное, используя письменный прием записи (Пр). Формировать умение записывать составные выражения и находить значения составных выражений. (Пр). Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений. Умение адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами(К). Умение понимать задаваемые вопросы (К). Построение логической цепи рассуждений. Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы(П). |
5. Физкультминутка. 1 мин |
-Видеофрагмент. |
Выполняют предложенные действия |
|
6.Формирование умений (продолжение). 14 мин. 7.Включение в систему знаний и повторений. Цель этапа: определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания. |
- Продолжаем работу. - Запишите в тетради номер 15. 1. Восприятие и анализ содержания задачи. -Прочитайте задачу. Задача: (Книга стоит 72 р., а альбом в 9 раз дешевле. Какова стоимость 125 альбомов?). - Прочитайте еще раз, выделяя голосом главные слова и данные (числа). О чем говорится в задаче? - Что означает в задаче число 72? (цена книги). -Что означает число 9? (Во сколько раз альбом, дешевле книги). -Как вы понимаете, что значит в 9 раз дешевле? (в 9 раз меньше, значит надо цену книги разделить на 9 равных частей и одна часть и будет цена альбома). - Что означает число 125? (Количество альбомов). - Какое число нужно найти? (Стоимость 125 альбомов). - Давайте составим к этой задачи краткую запись. - Какие слова возьмем для краткой записи? (Книга, альбом и стоимость 125 альбомов). - Читай условие по частям и осмысляй опорные слова. - Проговаривай. Опорные слова на доске Я знаю, что ... (книга стоит 72 рубля) Я не знаю….., но сказано что ...(Я не знаю, сколько стоит альбом , но сказано что он в 9 раз дешевле) Я должен узнать..( Какова стоимость 125 альбомов? ) -Ученик записывает краткую запись на доске, все остальные в тетрадь: Книга-72 р. Альбом-?,в 9 раз <,чем Стоимость 125 а. ? 1)72:9 2) ?*125 ? 2. Поиск пути решения и составление плана решения. -Зная, что книга стоит 72р, а альбом в 9 раз дешевле. -Каким действием? (делением). -Почему делением? (потому что сказано в 9 раз дешевле значит надо цену книги разделить на 9 равных частей и одна часть и будет цена альбома). -Зная, стоимость 1 альбома и количество альбомов, что мы можем узнать? (ответим на главный вопрос) -Каким действием? (умножением). -Почему умножением? (цену альбома надо взять 125 раз, значит умножить). -Во сколько действий задача? (в 2 действия) -Что находим 1 действием? (сколько стоит 1 альбом). - Что находим 2 действием? (находим стоимость 125 таких альбомов). -Кто желает выйти к доске и решить задачу? -Остальные самостоятельно решают в тетрадях. 3. Решение и запись решения. Давайте запишем решение в тетради, а кто-нибудь у доски. 1).72:9=8(р.)-стоит альбом. 2).8 . 125=1000(р.)-стоят 125 альбомов. Ответ: 1000 рублей. -А теперь откройте учебники на стр.62, №26. -Прочитайте задание. -Что нужно сделать в этом задании?(составить и записать выражения). -Кто выйдет к доске и запишет первое выражения? (выходит один ученик к доске). Если ученик допустил ошибку 384-277*0, то: Посмотрите на запись. Кто не согласен? Почему? (сказано «разность чисел умножение на 0», а у …. Только 277 умножить на 0). -Как показать, что разность умножается на 0? (скобками). Ошибка: 9*180-179 1)(384-277)*0=0 2)9*(180-179)=9 РЕЗЕРВ: Стр.62, №28. -Прочитайте задание. -Сравните его с предыдущим номером. -Сейчас к доске выйдут 4 учащихся, и решат эти выражения. |
Воспринимают, осмысляют и анализируют задачу; отвечают на вопросы учителя Анализируют задачу, составляют вспомогательную модель.
Проводят поиск решения задачи, отвечают на вопросы учителя.
Оформляют решение задачи на доске и в тетради.
Объясняют, что означают выражения. Выходят к доске и решают выражения. |
Формирование умения решать задачи составные задачи на кратное сравнение (Пр). Умение анализировать, составлять краткую запись(П).
Умение проводить поиск решения от вопроса к данным (Пр).
Умение правильно оформлять запись решения арифметическим методом (Пр).
Развитие умения логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 2 мин. |
- Давайте подведем итог урока. -Чему мы сегодня учились? - Можно ли сказать, что наш урок прошел продуктивно, с пользой? - Было ли вам трудно? - Пожалуйста, оцените своих одноклассников, кому можно поставить оценку и за что. - Учитель ставит отметки с обоснованием. - Спасибо за урок. До свидания. Постановка домашнего задания. -Рабочая тетрадь или (Большая тетрадь, ТПО) стр.29. |
Самоанализ. Определение затруднений на уроке. Взаимооценка. |
Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р). |