Технологическая карта «Наши органы чувств» (Окружающий мир, 3 класс)
Технологическая карта
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6»: Михалева Любовь Викторовна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема раздела: «Дом как мир»
Тема урока: «Наши органы чувств»
Цели урока:
‒ Деятельностная цель: формирование умений поиска необходимой информации для представления о строении и работы органов чувств;
‒ Содержательная цель: создать условия для формирования знаний об органах чувств, необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности. Орг. момент |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке окружающего мира вашим учителем буду я. Зовут меня Кристина Альбертовна. Давайте настроимся на хорошую учёбу, улыбнёмся друг другу и тихонько сядем. |
Приветствие учителя. Подготовка к работе. |
Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
- Первый вопрос, который бы я хотела задать вам, такой: «С какими системами органов человека вы познакомились на уроке окружающего мира?» Слайд 1 - Посмотрите, у нас есть еще, какие-то органы, а что это за органы вам предстоит узнать сегодня на уроке. |
- Нервная система, пищеварительная, опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Постановка учебной задачи |
- Послушайте стихотворение: Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик – запах различать, Руки – чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут. - О чём говорится в этом стихотворении? - Назовите одним словосочетанием. -Тема нашего урока «Наши органы чувств» Слайд 2 - А какая цель нашего урока? Слайд 3 |
- Ответы детей. - Формируют тему урока. - Ставят цель. |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного |
Построение проекта выхода из затруднения |
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем журналистами. - Кто такой журналист? - Журналист – это специалист в сфере сбора и обработки информации для дальнейшей её подачи публике через средства масс-медиа. Слайд 4 - Ваша задача собрать информацию об органах чувств человека. Работать будете в группах. Каждая группа собирает информацию об одном органе чувств. Но прежде чем вы приступите к работе, нужно определить какая группа о каком органе будет собирать информацию. - На столах у каждой группы находятся разные предметы, которые помогут определить, о каком органе чувств вам предстоит найти информацию. - У 1 журналистской группы – это листочки, на которых изображены птицы. Ваша задача найти всех птиц и назвать их количество. - У 2 журналистской группы на столе находится плеер с наушниками. Ваша задача, послушать и сказать какую вы услышали песню. - 3журналистской группе предстоит по запаху определить, что находится в мешочках (не заглядывая в них). - У вашей группы (4 группа) на столе стаканы с водой. Ваша задача попробовать воду из каждого стакана (ложечкой) и подобрать нужную карточку к стакану. - Ну и 5 журналистской группе нужно не глядя в мешочки на ощупь определить, что в них находится. - На работу отводится 1-2 минуты. - А теперь скажите, что помогло каждой группе справиться с заданием? - Вот то, что помогло вам справиться с заданием, о том ваша группа и будет собирать информацию. - В своей работе вы можете использовать учебник стр. 60-61. А для записей у вас имеется журналистский блокнотик. Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 5 - На эту работу отводится 5 – 7 минут. - 1 журналистская группа расскажет нам о глазах. - В своем рассказе ты можешь использовать эту схему строения глаза. Расскажи где что находится? Слайд 6 - Хорошо! А знаете, ли вы как называется цветное колечко вокруг зрачка? Это радужка. От неё зависит цвет глаз. Слайд 7 - Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость – слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы моргаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз. - А вы знали, что в глазах предметы отображаются перевёрнутыми. Слайд 8 Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если его повредить, то восстановить зрение невозможно. - 2 журналистская группа искала информацию об ушах. Слайд 9 - Барабанная перепонка очень маленькая, она размером с ноготь нашего мизинца. В ушном канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна. - Вот так выглядит наше ухо в разрезе. Это сложное строение, поэтому более подробно с ним вы познакомитесь в старших классах. - Следующая группа журналистов расскажет нам, что узнали о языке. Слайд 10 - Различать вкусы нам помогает слюна. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Сухой язык практически не различает вкусов. - Молодцы! А попробуйте, определить какая область языка отвечает, за какой вкус. Слайд 11 - 4 журналистская группа расскажет нам об органе чувств – нос. Слайд 12 - Нет запаха – нет вкуса. Запах и вкус зависят друг от друга. Они оба воспринимают химические вещества, нос – те, которые распространяются по воздуху, а язык – распространяющиеся в слюне. - А знаете что, нос является ещё фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами; по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу жарко как в печке. - И последняя группа журналистов расскажет о коже. Слайд 13 - На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль – это защита организма. А ещё задача кожи – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. С помощью вот этих рецепторов, наша кожа воспринимает информацию и по нервным волокнам вся информация идет для анализа в головной мозг. - Запомните! Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, не кожа воспринимает, а мозг! - Все молодцы! Хорошо поработали! |
- Ответы детей. - Выполняют задания. - 1 группа – глаза - 2 группа – уши - 3 группа – нос - 4 группа – язык - 5 группа – руки (кожа) - Называют правила. - Работают в группах. - Отчёты капитанов групп. - 1 группа… - Ответы детей. - 2 группа… - 3 группа… - 4 группа… - 5 группа… |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты; делать выводы на основе информации |
Первичное закрепление |
Слайд 14 - В начале урока в кластере стоял знак «?». Что же мы напишем сейчас вместо него? |
- «Органы чувств» |
Познавательные: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
- Вы познакомились со строением органов чувств. Давайте повторим, какой орган за что отвечает. У вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочитайте и выполните его. - Давайте все вместе проверим, справились ли вы с заданием. - Поднимите руку кто всё правильно соединил. Слайд 15 |
- Самостоятельное выполнение задания. -Проверяют. |
Познавательные: уметь выполнять анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий |
Включение в систему знаний и повторение |
- А для того чтоб понять, хорошо ли вы разобрались в этом сложном материале, предлагаю поиграть в игру «Водоворот». Слайд 16 - Для чего нам нужна тема «Наши органы чувств»? - Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо потрудились! - Желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье! |
- Желающие по очереди выходят к доске. - Ответы детей. |
Познавательные: выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии; выстраивать логическую цепь рассуждений. Регулятивные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку. |
Рефлексия учебной деятельности |
- За отличную работу всем журналистам я хочу дать такие жетончики с цифрой «5». - Почему именно цифра «5» изображена на жетоне? А ещё «5» - это оценка за отличные знания, которые вы сегодня показали. Я предлагаю с помощью этих жетончиков оценить свою работу на уроке. |
- Ответы детей. - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности при помощи жетонов. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Картунен Светлана Андреевна