Технологическая карта урока окружающего мира «Органы чувств» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 6 November 2015 в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 16 п. Рогатая Балка

Петровского района Ставропольского края

 

Конкурсе методических материалов на лучший проект

«Мой лучший урок по ФГОС: эффективность, качество, инновации».

 

Авторы:

 учитель начальных классов

 МКОУ СОШ № 16 п. Рогатая Балка

  Ласкина Татьяна Васильевна

2015 г.

Технологическая карта урока

 

Предмет:

Окружающий мир

 

Класс:

1 класс

Наименование учебно-методического комплекта (УМК):

«Перспективная начальная школа»

Авторы УМК: Федотова О.Н., Трофимова Г.В., Трофимов С.А.

 

Тема урока:

Органы чувств

 

Тип урока:  

«Открытие нового знания», построенного на основе деятельностного метода

 

Место урока в системе уроков:

2 урок

 

 

Цели  урока:

 

Образовательные: сформировать понятие «органы чувств», познакомить детей с их значением для человека;

Развивающие:

развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные:

содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

 

Планируемые образовательные результаты:

 

Личностные УУД:  

 положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу;

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

– воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации;

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

·         Знать названия органов чувств

·         Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

 

Основные понятия

Органы чувств, исследователь, исследование.

Ресурсы:

·          основные

·          дополнительные

 

Электронная презентация, наборы для практической работы

Словарь, карточки с заданиями

Формы урока

фронтальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы и  оборудование

Результаты:

 формируемые УУД

 

1.Организационный момент

 

Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Тихо- тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши  ушки на макушке (массаж ушей)

Глазки зоркие глядят (поглаживание век)

В путь за новыми открытиями

Приглашают всех ребят!

 

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

 

 

 

Выполняют:

Массаж ушей;

Поглаживание век;

 

Слайд 4

Личностные:

самоопределение.

Познавательные:

Навыки массажа, профилактика заболеваний

2.Актуализация знаний учащихся

 

Какой раздел начали изучать?  

 

 

– С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? 

 

Как вы думаете, благодаря чему человек познаёт информацию об окружающем мире?

 

Прежде  чем мы определим цели нашего урока, я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

 (изображение человечка, но без лица)

– Очень странный человечек. Что же в нем странного?

 

– А зачем они нужны человеку?

 

Ответы детей

– Мы познаём мир.

 

– Адрес. Моё село.

 

 

 

– Зрению, слуху, носу, коже, рту.

 

Ответы учеников.

 

 

 

Высказывания учеников.

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

         Слайд 7

 

 

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

 

Может, и не нужны они совсем?

 

 

 

Постановка проблемы.

– Ребята, что у всех этих частей общего?

– Можем ли мы назвать их одним словом?

– Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

– Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

 

Открытие» детьми нового знания.

– А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

– Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

 

Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы, наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши – это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию

 

Предположения  детей.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Глаза, рот, нос, уши, кожа.

Слайд  8

Познавательные:

 постановка и

 формулирование 

 проблемы.

 Поиск и

 выделение

 необходимой

 информации

Регулятивные:

 Целеполагание.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

 

 

 

Постановка проблемы.

– Ребята, что у всех этих частей общего?

– Можем ли мы назвать их одним словом?

– Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

– Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

 

Открытие» детьми нового знания.

– А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

– Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

 

Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Глаза, рот, нос, уши, кожа.

 

 

 

Коммуникативные:

 Инициативное

 сотрудничество в

поиске и сборе

 информации со

 сверстниками и с

 учителем.

 

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации

 

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям.

 

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания

 

Исследование органа зрения..

 

– Ребята, закройте глаза .С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе?

(выставляется на стол игрушка)

– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

– Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

– Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего  нас мира

– После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может  быть, вы догадались орган чего?

Глаза – это орган зрения.

С его помощью мы получаем больше всего информации Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

(На лице человека появляются глаза)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

– Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе  2-3 метров,

– При письме свет должен падать слева.

 

    Зарядка для глаз.

 

Исследование органа слуха.

Учитель: Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 6, 5. В нашем классе тишина.

– Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать.) Включаю аудиозапись. Дети слушают) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?

Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это  звуки окружающей нас природы .Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши -это орган чего?( это орган слуха).

(На голове человека появляются уши)

 

Исследование органа обоняния.

(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)

– Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки.

( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

– Откройте носики, понюхайте.

(показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества)

– Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах)

 

- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом  орган обоняния .(На лице человека появляется нос)

 

 

Исследование органа вкуса.

(раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)

– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

 

Исследование органа осязания.

 

Исследование органа осязания.

Ребята, на столах присутствуют кусочек меховой ткани и веточка с хвоинками. Попробуйте их на ощупь. Сравните. Поделитесь впечатлением с соседом. Каковы ваши выводы?

Появляется изображение руки.

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Слайд 10

 

 

 

Коммуникативные

 (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

 

Личностные

(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

 

Коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

 

Регулятивные

(контроль, коррекция, оценка).

 

 

 

5. Первичное закрепление

 

       

 Игра «Угадай по  вкусу.»

 

Игра «Узнай, что в корзине ».

– Попробуйте определить на  ощупь какой – нибудь предмет в корзине .

 

Игра «Что изменилось»

 

Игра «Угадай по  голосу»

 

Игра «Определи по запаху.»

 

Определите канал восприятия информации.

 

 

Для проведения опыта ребёнок приглашается к доске.

 

Лимон, яблоко, банан

 

Корзина, предметы

 

Предметы

 

 

 

Чеснок, апельсин

 

Слайд 11-15

 

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать

 

6. Рефлексия деятельности.

 

Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название. Посмотрите на доску (на левой стороне – это органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю таблицу) ОРГАНЫ ЧУВСТВ

 

Первичное закрепление

1. Дорисуй необходимые органы чувств.

– Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств

 

Итог урока.

– Что нового мы узнали?

– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их  назовем одним словом?

Выводы:

– Органы чувств - наши верные помощники.

– Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире в мире.

– Они показывают нам разные признаки и свойства

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют органы чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей..

Карточки с заданиями

Приложение 6

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка.

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Комментарии
Комментариев пока нет.