Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание производных предлогов»
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования
Администрации МО «Воткинский район»
Муниципальное образовательное учреждение
Светлянская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока в 7 классе
«Правописание производных предлогов»
Номинация: «Урок с использованием современных информационно-коммуникационных технологий»
Разработала: Алатырева Оксана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
МБОУ Светлянской СОШ
с. Светлое, 2016 г.
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская
Название раздела, темы: Морфология. Предлог.
Тема урока: «Правописание производных предлогов»
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.
Развивающие:
Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к родной речи.
Тип урока: получение новых знаний,
Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения, применение интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов (интерактивных таблиц и тренажера, требующего установки на компьютер)
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет, учебник
Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.
Литература:
«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
«Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.
Учебник «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2004, автор: М. Разумовская.
Ресурсы сети Интернет:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/18/pravopisanie-proizvodnykh-predlogov
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/03/pravopisanie-proizvodnykh-predlogov-7-kl
Ход урока
Организационный момент. Самоопределение деятельности |
УУД Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||
I этап. Мотивация к деятельности |
|||
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы |
Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными. Те очень обиделись на задир. Когда с предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами, переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно. |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. |
|||
Последовательность изучения |
Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) |
УУД |
|
Актуализация знаний Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге |
Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках: - Что называется предлогом? - Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.) - Какие отношения выражает? - На какие две группы по происхождению делятся предлоги? - Почему непроизводные предлоги так называются? Приведите примеры. - Какие предлоги называются производными? Приведите примеры |
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
|
Закрепление |
(данный ресурс помогает понять, понимают ли дети различие между предлогами, приставками и частью слова) |
||
Постановка учебной задачи Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи |
Наблюдение (З)
Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания: - Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному) - Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. Тема: Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов. |
Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности; регулятивные : формированию действий целеполагания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
|
Построение проекта выхода из затруднения Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги |
Исследовательская работа (П)
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. г) В продолжение трех лет он писал книгу.
д) В продолжении книги появляются новые герои. Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите
словосочетания, определите падеж, где это возможно: (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е. Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)
Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:
Предлоги в течение и в продолжение |
Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
|
III этап. Закрепление |
|||
Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами |
Работа с таблицей. (П) Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу (Интерактивная таблица предлогов, образованных от существительных) |
||
Первичное закрепление Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами |
Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными: работа с интерактивной доской, электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер) Раздел «Правописание предлогов»: упражнение 6 (замени выражения близкими по смыслу, использую производные предлоги. Укажи падеж существительных) |
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
Физкультминутка |
Здоровьесберегающие технологии (Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель) Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА и ПО – предлоги. А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? |
||
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи |
Работа с интерактивной доской электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер) - Упражнение5. Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, восстановите слитное, раздельное написание. |
Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение. Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией |
|
Рефлексия деятельности Цель – подвести итоги урока. |
Итоги и рефлексия (У) Лингвистическая сказка Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи) - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… |
Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. |
|
Домашнее задание 1. Подготовить связный ответ на вопрос: как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи 2. Упр. 346 стр. 159 |
Туголукова Елена Николаевна
Алатырева О. Г.