12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алатырева О. Г. 128
Россия, Удмуртская респ., Воткинский район, село Светлое

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования

Администрации МО «Воткинский район»

Муниципальное образовательное учреждение

Светлянская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока в 7 классе

«Правописание производных предлогов»

 

Номинация: «Урок с использованием современных информационно-коммуникационных технологий»

 

Разработала: Алатырева Оксана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МБОУ Светлянской СОШ

 

с. Светлое, 2016 г.

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская

Название раздела, темы: Морфология. Предлог.

Тема урока: «Правописание производных предлогов»

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Развивающие:

Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: получение новых знаний,

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения, применение интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов (интерактивных таблиц и тренажера, требующего установки на компьютер)

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет, учебник

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Литература:

«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

«Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005

Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.

Учебник «Русский язык. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2004, автор: М. Разумовская.

Ресурсы сети Интернет:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3148c714-9287-492f-ba0c-ed7d040de39d/index_listing.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43cddd99-cdf6-43e3-83db-48ec3bb36216/%5BRUS7_147%5D_%5BIA_028%5D.swf

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/18/pravopisanie-proizvodnykh-predlogov

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/03/pravopisanie-proizvodnykh-predlogov-7-kl

 

Ход урока

 

Организационный момент. Самоопределение деятельности

УУД

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз сильно поссорились с Существительными. Те очень обиделись на задир.

Когда с предлогами рядом ставили Существительное и Местоимение, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались Прилагательные.

Предлоги поссорились с обидчивыми словами, переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

 

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

УУД

Актуализация

знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках:

- Что называется предлогом?

- Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

- Какие отношения выражает?

- На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

- Почему непроизводные предлоги так называются?

Приведите примеры.

- Какие предлоги называются производными?

Приведите примеры

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Закрепление

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3148c714-9287-492f-ba0c-ed7d040de39d/index_listing.html

(данный ресурс помогает понять, понимают ли дети различие между предлогами, приставками и частью слова)

 

Постановка учебной задачи

Цель – учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Наблюдение (З)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии

- Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

- Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.

Тема: Правописание производных предлогов.

Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов.

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические-формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа (П)
Прочитайте предложения:

 

а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.
 

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите

словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? в чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить (когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.

(Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется – Е.

Написание существительных в 1-м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.)

 

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование,

логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

 

III этап. Закрепление

 

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Работа с таблицей. (П)

Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43cddd99-cdf6-43e3-83db-48ec3bb36216/%5BRUS7_147%5D_%5BIA_028%5D.swf

(Интерактивная таблица предлогов, образованных от существительных)

 

Первичное закрепление

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:

работа с интерактивной доской, электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8

Раздел «Правописание предлогов»:

упражнение 6 (замени выражения близкими по смыслу, использую производные предлоги. Укажи падеж существительных)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

 

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи

Работа с интерактивной доской

электронный тренажер №4 - орфография, основной комплекс упражнений (требуется установка на компьютер)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/90147/?interface=catalog&class=49&subject=8

- Упражнение5. Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, восстановите слитное, раздельное написание.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией

Рефлексия деятельности

Цель – подвести итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)

Лингвистическая сказка

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

 

Домашнее задание

1. Подготовить связный ответ на вопрос: как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи

2. Упр. 346 стр. 159

 
Опубликовано


Комментарии (2)

Туголукова Елена Николаевна, 29.04.16 в 14:20 0Ответить Пожаловаться
Очень понравилась Ваша разработка!
Алатырева О. Г. , 17.05.16 в 13:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.