12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна832
Россия, Ростовская обл., Шахты

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 26.01.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Присяжнюк И.В.

Оценка:

Дата 26.01.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 2

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

Стихотворения Ф.И.Тютчева

Цель урока:

- ознакомление детей с творчеством Ф.И. Тютчева и его стихотворением

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с биографией поэта

- ознакомление с произведением поэта «Зима недаром злится…»

- формирование навыков работы с текстом

- формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

- формирование чувства эстетического удовольствия

- развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать ответ одноклассников

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать стихотворения

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

 

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.

3. Постановка проблемы. 10 мин.

4. Физминутка 3 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Конспект урока

Организационное начало.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверили готовность к уроку, убрали всё лишнее.

- Скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима)

- А по каким признакам вы можете определить это? (Холод, мороз, снег, птицы улетают и т.д.)

- А хочется ли вам весны? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)

- Я думаю, вы уже догадались, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? (О весне)

- Конечно же. На этом уроке мы с вами окунемся в теплый весенний денёк.

Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

- На прошлом уроке мы читали стихотворение. Относится ли оно к весне? (Да)

- И сегодня мы продолжим говорить о весне.

- Как же называется стихотворение, с которым мы познакомились? (У него нет названия)

- Запомните, ребята, если у стихотворения нет названия, то оно определяется по первой строчке. Так кто же подскажет нам название? («Гонимы вешними лучами…»)

- А кто же написал это прекрасное стихотворение? (Александр Сергеевич Пушкин)

- Хорошо. На дом вам было задано выучить данное стихотворение наизусть. Но проверим, выполнили ли вы его, мы необычно, а с помощью конкурса. Вам необходимо выбрать одного человека с каждого ряда, кто будет читать нам стихотворение наизусть. У остальных ребят задача будет еще сложнее. Они должны будут внимательно слушать своих одноклассников, так как потом будут оценивать их. (Ребята выбирать конкурсантов)

- Когда вы будете слушать, обратите внимание на выразительность, эмоциональность и четкость произношения звуков.

(Учитель проводит конкурс, подводит итоги)

- Какие молодцы и наши участники, и судьи. Теперь я вижу, как ответственно вы относитесь к домашнему заданию.

Этап подготовки к восприятию.

- Посмотрите на экран. Знаком ли вам портрет этого человека? (Ответы учеников)

- Обратите внимание на черты его лица, на выражение глаз. Как бы вы охарактеризовали этого человека? (Мнения учащихся)

- А как вы думаете, чем занимался этот человек? (Ответы)

- Ребята, этот человек – наш русский поэт Федор Иванович Тютчев. Уверена, что с его стихотворениями вы встречались и раньше. Может кто-то сможет нам рассказать об этом человеке?

- Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года. Он получил образование дома. Его учителем и наставником был дипломат и поэт, возможно, именно благодаря ему Федора и увлекла поэзия. После получения аттестата, Федор Иванович на много лет покидает нашу страну и уезжает в Мюнхен, где женится, позже у него рождаются три дочери. На протяжении всей своей жизни он занимался дипломатической деятельностью, но в 1844 году вернулся на родину. Его статьями был увлечен сам император Николай Первый, который жаждал познакомиться с Тютчевым. А знаете ли вы, что Федор Иванович Тютчев был тайным советником при дворе императора? Несмотря на великолепные стихотворения, которые мы с вами читаем до сих пор, он не мог причислить себя к известным литераторам и даже критически относился к собственным произведениям.  4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 года в Царском Селе Тютчев скончался. 

- Как вы думаете, почему Федор Иванович писал о Родине и природе? (Мнения детей)

- Сейчас я прочитаю вам одно из самых известных сихотворений Ф.И.Тютчева, а вы послушаете его и скажите, о чем это стихотворение. (Учитель читает стихотворение наизусть)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем оно вам понравилось?

- Это стихотворение есть и в нашем учебнике на странице пятой. Откройте её. В течении пары минут прочитайте его про себя. Кто прочитал, руку на локоток.

- Поработаем с новыми словами.

- Как вы понимаете слово «нудит»? (Вынуждает, заставляет)

- А «трезвон»? (Частые звуки, сильный звон)

- «Пуще»? (Сильнее)

- «Наперекор? (Назло)

- Послушаем с вами аудиозапись, в которой стихотворение читает настоящий актер. После прослушивания ответьте мне на вопрос, чем вам понравилось такое исполнение.

- Восхитительно, не правда ли? Что вам понравилось в этом исполнении стихотворения?

- Что же необычного в картине, изображенной поэтом? (Ответы учащихся)

- Какие два образа встают перед нами? (Зима и весна)

- Какие чувства они у вас вызвали? Кто вызвал симпатию? А кто противоположные чувства?

- Найдите в тексте слова или фразы, благодаря которым мы может представить себе зиму.

- А теперь слова, которые помогут нам представить весну.

- Скажите, а как вы представляете себе весну и зиму? Заметили ли вы, как написаны в тексте слова Весна и Зима? ( С большой буквы) Кем представляются нам они? (Людьми)

- А знаете вы, как называется этот прием? (Нет)

- Этот прием называется олицетворение, то есть поэт оживляет зиму и весну, дает возможность сравнить их.

- Попробуем с вами установить соответствия, чтобы составить представление о них. К образам Весны и Зимы подберите описание. (Дети выполняют задание)

- А теперь посмотрим, как представляют Весну и Зиму чаще всего. (На экране показаны иллюстрации) Вы так представляли их? (Ответы детей)

- Теперь, когда мы знаем особенности поведения Весны и Зимы, давайте попробуем прочитать его выразительно.

- Как вы думаете, что значит читать выразительно? (Делать паузы, выделять главные слова)

- Как вы думаете, а зачем автор использует так много глаголов? (Чтобы показать действия Весны и Зимы, чтобы утвердить прием олицетворения, чтобы показать черты Весны и Зимы)

- Именно поэтому опор делается на эти слова при чтении. Прежде чем мы прочтем еще раз, давайте послушаем еще одну аудиозапись. Очень много стихотворений Тютчева положили на музыку и вот. (Звучит аудиозапись)

- Ну что ж, пробуем еще раз? Кто попробует прочитать?

- Но мы еще с вами не поговорили о том, о каком же событии повествует нам поэт?

- Ну давайте подумаем, когда у нас встречаются Зима и Весна? (На Масленицу)

- Значит мы с вами можем предположить, что Фёдор Иванович написал стихотворение о Масленице.

- Вы отлично сегодня поработали. Спасибо за урок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.