Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения Ф.И. Тютчева» (3 класс)
Технологическая карта (план-конспект)
урока литературного чтения,
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А.С. Пушкина
студенткой группы 3 «А»
ГБПОУ РО «ШПК»
Власовой Анастасией Александровной
Дата проведения: 26.01.2016
Учитель: Астраханцева Т.В.
Преподаватель-руководитель практики: Присяжнюк И.В.
Оценка:
Дата 26.01.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.
Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.
Технологическая карта урока № 2
Предмет: литературное чтение
Целевой блок |
||
Тема урока: |
Стихотворения Ф.И.Тютчева |
|
Цель урока: |
- ознакомление детей с творчеством Ф.И. Тютчева и его стихотворением |
|
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: - ознакомление с биографией поэта - ознакомление с произведением поэта «Зима недаром злится…» - формирование навыков работы с текстом - формирование системы читательских и речевых умений |
|
Личностные УУД: - формирование чувства эстетического удовольствия - развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления |
||
Метапредметные УУД: *Регулятивные: 1.Умение характеризовать ответ одноклассников 2. Умение сравнивать 3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 5.Саморегуляция своего поведения |
||
*Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя 2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения 3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа |
||
*Познавательные: 1. Устанавливать причинно- следственные связи 2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее |
||
Инструментальный блок |
||
Тип урока: |
Урок изучения литературного произведения |
|
Формы, приёмы и методы |
Словесный, наглядный |
|
Образовательные ресурсы: |
Учебник ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем) Доска, мел Иллюстрации |
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.
3. Постановка проблемы. 10 мин.
4. Физминутка 3 мин.
5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.
6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.
Конспект урока
Организационное начало.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверили готовность к уроку, убрали всё лишнее.
- Скажите, какое у нас сейчас время года? (Зима)
- А по каким признакам вы можете определить это? (Холод, мороз, снег, птицы улетают и т.д.)
- А хочется ли вам весны? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
- Я думаю, вы уже догадались, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? (О весне)
- Конечно же. На этом уроке мы с вами окунемся в теплый весенний денёк.
Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.
- На прошлом уроке мы читали стихотворение. Относится ли оно к весне? (Да)
- И сегодня мы продолжим говорить о весне.
- Как же называется стихотворение, с которым мы познакомились? (У него нет названия)
- Запомните, ребята, если у стихотворения нет названия, то оно определяется по первой строчке. Так кто же подскажет нам название? («Гонимы вешними лучами…»)
- А кто же написал это прекрасное стихотворение? (Александр Сергеевич Пушкин)
- Хорошо. На дом вам было задано выучить данное стихотворение наизусть. Но проверим, выполнили ли вы его, мы необычно, а с помощью конкурса. Вам необходимо выбрать одного человека с каждого ряда, кто будет читать нам стихотворение наизусть. У остальных ребят задача будет еще сложнее. Они должны будут внимательно слушать своих одноклассников, так как потом будут оценивать их. (Ребята выбирать конкурсантов)
- Когда вы будете слушать, обратите внимание на выразительность, эмоциональность и четкость произношения звуков.
(Учитель проводит конкурс, подводит итоги)
- Какие молодцы и наши участники, и судьи. Теперь я вижу, как ответственно вы относитесь к домашнему заданию.
Этап подготовки к восприятию.
- Посмотрите на экран. Знаком ли вам портрет этого человека? (Ответы учеников)
- Обратите внимание на черты его лица, на выражение глаз. Как бы вы охарактеризовали этого человека? (Мнения учащихся)
- А как вы думаете, чем занимался этот человек? (Ответы)
- Ребята, этот человек – наш русский поэт Федор Иванович Тютчев. Уверена, что с его стихотворениями вы встречались и раньше. Может кто-то сможет нам рассказать об этом человеке?
- Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года. Он получил образование дома. Его учителем и наставником был дипломат и поэт, возможно, именно благодаря ему Федора и увлекла поэзия. После получения аттестата, Федор Иванович на много лет покидает нашу страну и уезжает в Мюнхен, где женится, позже у него рождаются три дочери. На протяжении всей своей жизни он занимался дипломатической деятельностью, но в 1844 году вернулся на родину. Его статьями был увлечен сам император Николай Первый, который жаждал познакомиться с Тютчевым. А знаете ли вы, что Федор Иванович Тютчев был тайным советником при дворе императора? Несмотря на великолепные стихотворения, которые мы с вами читаем до сих пор, он не мог причислить себя к известным литераторам и даже критически относился к собственным произведениям. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 года в Царском Селе Тютчев скончался.
- Как вы думаете, почему Федор Иванович писал о Родине и природе? (Мнения детей)
- Сейчас я прочитаю вам одно из самых известных сихотворений Ф.И.Тютчева, а вы послушаете его и скажите, о чем это стихотворение. (Учитель читает стихотворение наизусть)
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем оно вам понравилось?
- Это стихотворение есть и в нашем учебнике на странице пятой. Откройте её. В течении пары минут прочитайте его про себя. Кто прочитал, руку на локоток.
- Поработаем с новыми словами.
- Как вы понимаете слово «нудит»? (Вынуждает, заставляет)
- А «трезвон»? (Частые звуки, сильный звон)
- «Пуще»? (Сильнее)
- «Наперекор? (Назло)
- Послушаем с вами аудиозапись, в которой стихотворение читает настоящий актер. После прослушивания ответьте мне на вопрос, чем вам понравилось такое исполнение.
- Восхитительно, не правда ли? Что вам понравилось в этом исполнении стихотворения?
- Что же необычного в картине, изображенной поэтом? (Ответы учащихся)
- Какие два образа встают перед нами? (Зима и весна)
- Какие чувства они у вас вызвали? Кто вызвал симпатию? А кто противоположные чувства?
- Найдите в тексте слова или фразы, благодаря которым мы может представить себе зиму.
- А теперь слова, которые помогут нам представить весну.
- Скажите, а как вы представляете себе весну и зиму? Заметили ли вы, как написаны в тексте слова Весна и Зима? ( С большой буквы) Кем представляются нам они? (Людьми)
- А знаете вы, как называется этот прием? (Нет)
- Этот прием называется олицетворение, то есть поэт оживляет зиму и весну, дает возможность сравнить их.
- Попробуем с вами установить соответствия, чтобы составить представление о них. К образам Весны и Зимы подберите описание. (Дети выполняют задание)
- А теперь посмотрим, как представляют Весну и Зиму чаще всего. (На экране показаны иллюстрации) Вы так представляли их? (Ответы детей)
- Теперь, когда мы знаем особенности поведения Весны и Зимы, давайте попробуем прочитать его выразительно.
- Как вы думаете, что значит читать выразительно? (Делать паузы, выделять главные слова)
- Как вы думаете, а зачем автор использует так много глаголов? (Чтобы показать действия Весны и Зимы, чтобы утвердить прием олицетворения, чтобы показать черты Весны и Зимы)
- Именно поэтому опор делается на эти слова при чтении. Прежде чем мы прочтем еще раз, давайте послушаем еще одну аудиозапись. Очень много стихотворений Тютчева положили на музыку и вот. (Звучит аудиозапись)
- Ну что ж, пробуем еще раз? Кто попробует прочитать?
- Но мы еще с вами не поговорили о том, о каком же событии повествует нам поэт?
- Ну давайте подумаем, когда у нас встречаются Зима и Весна? (На Масленицу)
- Значит мы с вами можем предположить, что Фёдор Иванович написал стихотворение о Масленице.
- Вы отлично сегодня поработали. Спасибо за урок.