Конспект урока литературы в 6 классе «В.М. Шукшин "Критики"»

3
0
Материал опубликован 29 October 2018

Конспект урока №5

Класс: 6

Тема: «Страницы биографии В.М. Шукшина. Образ странного героя в рассказе «Критики»

Цели урока: создать условия для знакомства учеников с биографией В.М. Шукшина, выявления идеи произведения, подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, развивать навыки анализа текста.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс. 2 часть» Коровина В.Я. и др., компьютер, проектор, экран.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

- Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть…

В.М.Шукшин

- Почему в качестве эпиграфа я взяла именно эти слова? (Познакомимся с биографией, судьбой В.М. Шукшина, постараемся проанализировать рассказ «Критики», поразмышляем о доброте человека).

Уточнить у учеников, как может быть связано высказывание В.М.Шукшина с уроком и деятельностью на уроке.

Рассказ учителя о биографии писателя

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, обратить внимание на взаимосвязь биографии и творчества.

 

Просмотр видеофрагмента о биографии В.М. Шукшина.

- Какие профессии освоил за свою жизнь Василий Шукшин?

- Как это отразилось в его творчестве?

Просмотр фрагмента кинофильмов «Калина Красная».

- Как описывает бухгалтера отец Любы Байкаловой? (описывает внешность, обращает внимание на взгляд, на то, что нос в всегда курносый, щуплые и т.д.)

Просмотр фрагмента кинофильма

«Они сражались за Родину».

- Обратили внимание, что, разговаривая с женщиной из фрагмента фильма «Они сражались за Родину» герой Василия Шукшина – Петр Лопахин, окинул взглядом ее, обратил внимание на руки, натруженные, на сгорбленную уставшую фигуру, и как сразу же изменился его тон, изменилось отношение.

Рассказ учителя о биографии писателя

Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», узнал об истории своего рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

 

А он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Ежегодно в ближайшие пятницу, субботу и воскресенье к 25 июля – дню рождения писателя, проводятся Шукшинские чтения в с. Сросты на горе Пикет. Василий Шукшин был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.

Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

Активизировать внимание, создать условия для осознания влияния биографии на творчество писателя, режиссера и актера.

Проверка первичного восприятия текста

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

«Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, - утверждал писатель, - они ведь о душе и добре… А что касается критики, то я и об этом напишу». Обращаемся к рассказу «Критики».

- Что объединяло Петьку и дедушку? (Любили смотреть кино в сельском клубе и поговорить об этом)

- О чем говорит дружба Петьки и деда? (о том, что им было вместе интересно, много времени проводили друг с другом и т.д.)

- Как построено их описание? (на противопоставлении возраста, дед сухой, Петька длинный, дед нервный, Петька упрямый)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? ( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? ( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

- Почему дед не спорил об искусстве со взрослыми? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало).

- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду .Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- «Они были очень умные и все знали – Петькина тетя и ее муж». Считает ли так дед? (Нет, он говорит о том, что обмануть их можно в два счета, они не подмечают важных мелочей, как их и не подмечают режиссеры фильмов, здесь критика, направленная на тех, кто работает над кинокартинами о деревне, не зная ничего о деревне как таковой, не имея представления о трудовом народе).

- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

 (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

Обратить внимание на то, почему дед и Петька общаются ближе, чем дед и родители Петьки, чем Петька и его родители, на поведение родителей Петьки и их гостей, на реакцию деда, на особенности построения протокола и поведения участкового, на взаимоотношения в семье.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

- Какие  проблемы описаны в рассказе?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга, о т ом, что родные люди ради того, чтобы угодить кому-то, создать впечатление ложное, могут даже обидеть родного человека)

- О чем говорит фраза «Вы меня за стол с собой сажать не хочете – ладно…» (возможно о том, что вместе за одним столом не едят, за одним столом не разговаривают, отправили быстрее делать уроки с внуком, чтобы не было стыдно за поведение отца).

Вернемся к эпиграфу урока, можно ли сказать, что эти слова могут подойти к рассказу «Критики»? (Да, так как в этом рассказе родственники забыли о том, что важно выслушивать друг друга, быть снисходительнее к тем, кто старше, не превозносить себя над старшим поколением, не рушить взаимоотношения в семье из-за мнения других людей).

Обратить внимание на то, как развиваются взаимоотношения в описанном эпизоде жизни семьи Петьки.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

Фонохрестоматия рассказ «Срезал», посмотреть фильм «Калина Красная».

 
Комментарии
Комментариев пока нет.