Конспект урока литературы «В.М. Шукшин "Срезал"» (6 класс)
Конспект урока №6
Класс: 6
Тема: «Особенности героев-"чудиков" в рассказах В.М. Шукшина».
Цели урока: создать условия для расширения знаний о биографии В.М. Шукшина, выявления идеи произведения, подвести к размышлениям о странности героев рассказов В. Шукшина.
Оборудование: фонохрестоматия, распечатанные тексты рассказа «Срезал», учебник «Литература. 6 кл. 2 ч., В.Я Коровина и др., портрет писателя; карточки с заданиями; схема.
Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель |
Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно) |
Комментарий речевого поведения учителя |
Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. |
У Валентина Распутина есть замечательные слова: “Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин...» — Верно ли это утверждение? Каким человеком был Василий Макарович Шукшин? |
Уточнить у учеников, как может быть связано высказывание В. Распутина с биографией В.М. Шукшина. |
Работа с портретом писателя (слово учителя) Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, обратить внимание на взаимосвязь биографии и творчества.
|
Лицо Шукшина освещается тем неуловимым огнём большой человеческой души, огнём творца, который, пересиливая боль и страданье, раскрывает людям горькую правду об их жизни. Глаза его необыкновенные... Они, словно горящие искры, проникают в душу, не дают солгать. Глаза эти смотрят в мир и верят в людей, просят их творить на этой прекрасной земле только добро и правду. «Нравственность есть Правда», — писал В.М. Шукшин. Честность, щедрость души, доброта, трудолюбие, неспокойная совесть — вот богатство, которым обладает этот замечательный человек. «...Жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» — непреложные законы, которым следовал Шукшин. Он прошёл сквозь бури душевных испытаний, сомнений, он нёс в мир своё понимание счастья, он осознал и прочувствовал, что значит любить родную землю всеми силами души своей, что значит быть нужным людям, что значит найти себя и смысл своей жизни. |
Активизировать внимание, создать условия для осознания особенностей характера писателя, визуально подкрепив образ портретом. |
Проверка первичного восприятия текста Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения |
Главный герой рассказа, «сельский житель Глеб Капустин», слишком уж не похож на любимых шукшинских «чудиков» — добродушных, бесхитростных, живущих с открытым сердцем людей. — В чём же эта «непохожесть» главного героя? Как писатель раскрывает характер Глеба Капустина? Какие чувства рождает в нас, читателях, шукшинский рассказ? В чём его своеобразие? — О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? — Что мы узнаём о Глебе Капустине? — Как описана внешность Глеба Капустина? (Описание внешности ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока». Ничего необыкновенного.) — Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: «Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет». Именно язык — главное средство создания характера Глеба Капустина. Работа в группах по карточкам 1-я карточка Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? 2-я карточка Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”? 3-я карточка Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова 4-я карточка Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? (В ходе деятельности в группах учитель может и сам принимать участие наравне с другими. Затем группы по очереди представляют всему классу то, что наработали.) Ответы групп, совместное обсуждение. — Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»? (Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было.) — В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского «исследования», трагикомизм рассказа? (По словам автора, Глеб — «начитанный и ехидный» человек, любви к нему никто не испытывает. «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, «полуучёного»: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, «объегоривания». Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская, низовая Россия так боится Москвы, владеющей «телевластью», экспериментов над собой, исходящих из столицы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает” один за другим «нарост догм и лжи».) |
Обратить внимание на особенности поэтики писателя, рассказа, непохожесть главного героя на остальных, его прозорливость, умение подметить самое главное. |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу |
Прочтите статью в учебнике на стр. 124. - В чем странность героев в прочитанных рассказах Шукшина? - Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему? Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя. |
Обратить внимание на то, что герои рассказов Шукшина выглядят не такими, как все, они чудаковатые, создать условия для рассуждения, почему они такие. |
Домашнее задание Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение |
- Почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома. Читать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». |