Конспект урока литературы «В.М. Шукшин "Срезал"» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 29 October 2018

Конспект урока №6

Класс: 6

Тема: «Особенности героев-"чудиков" в рассказах В.М. Шукшина».

Цели урока: создать условия для расширения знаний о биографии В.М. Шукшина, выявления идеи произведения, подвести к размышлениям о странности героев рассказов В. Шукшина.

Оборудование: фонохрестоматия, распечатанные тексты рассказа «Срезал», учебник «Литература. 6 кл. 2 ч., В.Я Коровина и др., портрет писателя; карточки с заданиями; схема.

 

Смысловые блоки учебно-речевой ситуации; цель

Содержание речевой деятельности коммуникантов (фрагментарно)

Комментарий речевого поведения учителя

Объяснение темы урока

Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока.

У Валентина Распутина есть замечательные слова: “Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин...»

— Верно ли это утверждение? Каким человеком был Василий Макарович Шукшин?

Уточнить у учеников, как может быть связано высказывание В. Распутина с биографией В.М. Шукшина.

Работа с портретом писателя (слово учителя)

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, обратить внимание на взаимосвязь биографии и творчества.

 

Лицо Шукшина освещается тем неуловимым огнём большой человеческой души, огнём творца, который, пересиливая боль и страданье, раскрывает людям горькую правду об их жизни. Глаза его необыкновенные... Они, словно горящие искры, проникают в душу, не дают солгать. Глаза эти смотрят в мир и верят в людей, просят их творить на этой прекрасной земле только добро и правду. «Нравственность есть Правда», — писал В.М. Шукшин. Честность, щедрость души, доброта, трудолюбие, неспокойная совесть — вот богатство, которым обладает этот замечательный человек. «...Жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» — непреложные законы, которым следовал Шукшин. Он прошёл сквозь бури душевных испытаний, сомнений, он нёс в мир своё понимание счастья, он осознал и прочувствовал, что значит любить родную землю всеми силами души своей, что значит быть нужным людям, что значит найти себя и смысл своей жизни.

Активизировать внимание, создать условия для осознания особенностей характера писателя, визуально подкрепив образ портретом.

Проверка первичного восприятия текста

Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения

Главный герой рассказа, «сельский житель Глеб Капустин», слишком уж не похож на любимых шукшинских «чудиков» — добродушных, бесхитростных, живущих с открытым сердцем людей.

— В чём же эта «непохожесть» главного героя? Как писатель раскрывает характер Глеба Капустина? Какие чувства рождает в нас, читателях, шукшинский рассказ? В чём его своеобразие?

— О каком главном событии повествует автор? Как он это делает?

— Что мы узнаём о Глебе Капустине?

— Как описана внешность Глеба Капустина?

(Описание внешности ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока». Ничего необыкновенного.)

— Шукшин редко даёт развёрнутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: «Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке — послушав его. Тут он не соврёт — не сумеет, даже если захочет».

Именно язык — главное средство создания характера Глеба Капустина.

Работа в группах по карточкам

1-я карточка

Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

2-я карточка

Проследите развитие словесного поединка. Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил “взмывать ввысь”?

3-я карточка

Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова 
и обороты, несвойственные устной речи канцеляризмы, ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины, поговорки, присказки, сравнения. Как это характеризует героя? Что создаёт комический эффект?

4-я карточка

Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать её образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина?

(В ходе деятельности в группах учитель может и сам принимать участие наравне с другими. Затем группы по очереди представляют всему классу то, что наработали.)

Ответы групп, совместное обсуждение.

— Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»?

(Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: “Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем”. Своих, деревенских, он ни во что не ставит. “Откуда что берётся?” — удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. “Давайте установим, о чём мы говорим”, — просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было.)

— В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведён словесный поединок? В чём суть авторского «исследования», трагикомизм рассказа?

(По словам автора, Глеб — «начитанный и ехидный» человек, любви к нему никто не испытывает. «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Шукшину важно раскрыть через подробный словесный поединок не только характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, «полуучёного»: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой — как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, «объегоривания». Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская, низовая Россия так боится Москвы, владеющей «телевластью», экспериментов над собой, исходящих из столицы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, “срезает” один за другим «нарост догм и лжи».)

Обратить внимание на особенности поэтики писателя, рассказа, непохожесть главного героя на остальных, его прозорливость, умение подметить самое главное.

Подведение итогов урока

Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу

Прочтите статью в учебнике на стр. 124.

- В чем странность героев в прочитанных рассказах Шукшина?

- Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?

Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

Обратить внимание на то, что герои рассказов Шукшина выглядят не такими, как все, они чудаковатые, создать условия для рассуждения, почему они такие.

Домашнее задание

Цель: довести до сведения учеников домашнее задание, провести разъяснение

- Почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома.

Читать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Комментарии
Комментариев пока нет.