Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Только мы в ответе перед Будущим!»
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе
«Только мы в ответе перед Будущим!» (по рассказу «И грянул гром» Р. Брэдбери)
(базовый уровень)
Автор разработки: Вишневская Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
СОШ при Посольстве России в КНДР, г. Пхеньян, 2018 год.
Цели и задачи урока:
формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе, служащей средством воспитания нашего отношения к реальности;
формировать средствами литературы способность понимать предназначение каждого на земле и задумываться над последствиями собственных поступков;
учить анализу идеи рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и средствам ее художественного выражения.
Оборудование:
карта полушарий;
презентация с обязательным изображением уголка современной цивилизации и снежного безжизненного пространства;
фонограммы мелодий И. Крутого, Paul Mauriat, Пан – флейта;
компьютер, экран.
Предварительные задания к уроку:
Прочитать рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром».
Вспомнить художественные произведения, фильмы (художественные, мультипликационные), спектакли о путешествиях во времени.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя с элементами аналитической беседы:
(на фоне тихо звучащей мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого).
Учитель |
Возможные ответы учащихся |
Одним из самых популярных жанров литературы XX века стала научная фантастика. Загадочные истории о космических пришельцах и возрожденных динозаврах, универсальных роботах и неопознанных летающих объектах издаются рекордными тиражами. В чем секрет успеха фантастики? Какие струны в душе человека она затрагивает? |
Быстро развивается наука и техника, а фантасты мечтают о еще более совершенных машинах. Люди хотят продлить свое земное пребывание или изобрести лекарство вечной молодости. Писатели задумываются о бессмертии, победе над старостью и болезнями. Чтобы покинуть привычную реальность и посмотреть на мир со стороны. |
Путешествие во времени – одна из самых распространенных тем научной фантастики. В каких произведениях, фильмах вы встречались с этой темой? |
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Керрола; «Синяя птица» Мориса Метерлинка; «Гостья из Будущего», «Звездные войны»; «Терминатор», «Назад в Будущее» |
2. Заочная экскурсия на родину Р. Брэдбери (работа с картой или с использованием интерактивной доски).
Рядом с школьной доской - карта полушарий. На корейском полуострове в столице Северной Кореи г. Пхеньяне размещен маленький самолетик на игольном ушке. На фоне мелодии «Сон, увиденный во сне» И. Крутого звучит текст учителя, медленно передвигающего «сверхскоростной авиалайнер» в американский городок Уокиган (на родину Р. Брэдбери, расположенную недалеко от Чикаго).
Учитель
Предлагаю вам совершить путешествие. Мы покидаем Северную Корею, пересекаем океан и оказываемся в Америке, стране, в которой объединились все плюсы и минусы технического прогресса. Представьте себе огромнейшие небоскребы, комфортабельные авиалайнеры, автоматизированное производство, новейшие компьютеры, скоростные автомобили…
Впрочем, знаменитый писатель – фантаст Рэй Брэдбери боялся летать на самолетах и всем видам транспорта, как и местное население КНДР, предпочитал велосипед. Герои же его совершают самые разнообразные путешествия, в том числе – путешествия в прошлое.
3. Аналитическая работа, направленная на выдвижение гипотез учащимися для постановки проблемы и обобщение.
1. Заочное путешествие в Прошлое, в Будущее |
|
Учитель |
Возможные ответы учащихся |
А хотели бы вы оказаться в Прошлом? Заглянуть в Будущее? Зачем? |
Каждый человек проживает короткий промежуток времени. Очень интересно было бы своими глазами увидеть то, как выглядела Земля сотни, тысячи лет назад. Еще более увлекательно оказаться в Будущем, посмотреть, до чего может дойти технический прогресс, каким станет человек, как будет выглядеть Земля через миллион лет? |
На фоне мелодии «Once Upon A Time In America» (Пан – флейта) |
|
Тогда попутешествуем. Готовы? Представьте себя на борту суперсовременного сверхскоростного авиалайнера. Всего через несколько мгновений перелет завершается. Мы приземляемся в удивительном месте, примерно таком, какое изображено на экране. |
Да. Мы готовы. Путешествовать всегда интересно, даже если оно виртуальное. |
На экране появляется кадр презентации с изображением уголка современной цивилизации 2. Словесное рисование |
|
Переместитесь в воображении в указанную местность. Нравится ли вам здесь? Опишите свои ощущения, чувства, возникшие в этом необыкновенном месте. Это прекрасное здание на берегу реки, моря или океана мне тоже очень понравилось, но нам пора. Несколько счастливых воспоминаний о только что посещенном чудесном месте пронеслись как сон и… |
Здесь здорово: солнечно, ярко, красиво. Люди, живущие здесь, скорее всего любят этот уголок земли. Все здания построены с любовью, кустарники и деревья ухожены. На территории много цветов. Мы видим счастливые лица детей и взрослых… |
Звучит тревожная мелодия «El Condor Pasa» (Пан – флейта). На экране появляется изображение снежного безжизненного пространства |
|
Странное место…Уютно ли вам здесь? Что вы испытываете? |
Страх, одиночество… Остатки обломанных деревьев устрашающе торчат в разные стороны. Кругом лед, снег, ветер и ни одной живой души. Небо пугает: солнца не видно совсем. Картина напоминает место после какой-то катастрофы… |
3. Выдвижение гипотез учащимися |
|
А мог ли художник на этих 2-х картинах запечатлеть одну и ту же местность? Почему? |
Художник изобразил разные территории, первое полотно – это уголок современного города с высокоразвитыми технологиями, а второе – холодное безжизненное пространство. Может быть, это и одно место, но после страшной войны, землетрясения или спустя миллионы лет. Подобное могло произойти, но не в реальной жизни, а на страницах фантастического рассказа. |
4. Обобщение гипотез учащихся учителем |
|
Прозвучали противоположные точки зрения. Попробуем разобраться, кто прав, а поможет нам в этом фантастический рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром», с которым вы познакомились дома. |
5. Анализ рассказа «И грянул гром» Р. Брэдбери
Репродуктивная беседа |
|
Куда и зачем отправляются герои этого произведения? |
Они отправляются в Прошлое ради собственного удовольствия. Это путешествие можно считать охотой на динозавров. Главные герои - очень богатые люди. Все земные развлечения им уже прискучили. |
О чем предупреждает их Тревис перед тем, как отправиться в Прошлое? В чем смысл его теории? |
Теория Тревиса состоит в следующем: если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое (помять траву, убить мышь), это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, так как изменится весь ход эволюции. Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы. |
В чем состоит вина Экельса? Сколько преступлений он совершил за то короткое время, что провел в Прошлом? |
Вина Экельса состоит прежде всего в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понимать и принимать объяснений Тревиса, «шутя» целится в птеродактеля. Кроме того он трус: его руки трясутся, он «бледно улыбается», сам признается, что «дрожит, как мальчишка». Легкомыслие и трусость приводят к двум преступлениям: он бросает товарищей в минуту опасности и сходит с Тропы, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества. |
Беседа с элементами анализа рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром». |
|
Каковы были последствия поступков Экельса?
Каким образом построение рассказа помогает ответить на этот вопрос? |
Последствия поступков Экельса были ужасны: во-первых, уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками), во-вторых, на выборах, к всеобщему удовольствию, победил диктатор, в-третьих, сама атмосфера (в прямом и переносном смысле) стала иной. Придти к подобным выводам можно, сравнивая начало рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» с окончанием повествования. Таким образом, кольцевая композиция помогает понять замысел автора. |
Не вступают ли в противоречие теория Тревиса и его действия? Почему организуется сафари, если так велик риск повлиять на ход событий, изменить Будущее? |
Между действиями Тревиса и его теорией в определенной степени есть противоречия. Хотя Тревис очень осторожен в своем обращении с Прошлым (создана Тропа, уничтожаются только те животные, которые вскоре должны погибнуть, специальные шлемы служат защите Прошлого от бактерий Будущего, из тела динозавра удаляются пули и т.д.), сафари все же служит для него и его сотрудников средством наживы. |
Какова цель автора, отправляющего героя в Прошлое? |
Автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в Прошлое. Иначе он не показал бы нам, что может произойти, если забыть об ответственности перед Будущим. Ведь и мы за Будущее в ответе. |
Почему Тревис сначала пощадил Экельса. «О кей, Экельс, выходите. И больше никогда не попадайтесь мне на глаза», - говорит он. |
Тревис сначала пощадил Экельса, хотя гнев его не знал границ. Он хотел оставить Экельса в Прошлом, но не сделал этого, вероятно потому, что не знал, к каким последствиям приведет такой поступок. В наказание за трусость он послал Экельса вырезать пули из тела динозавра. Дело в том, что Тревис, видимо, всегда помнит, что убийство, уничтожение может нарушить равновесия на Земле. И неважно, кто убит: бабочка, мышь, лиса, тигр или человек. Кроме того, Тревис не совсем уверен, что его собственная теория верна и что поступок Экельса действительно окажет воздействие на ход эволюции. |
В самом финале рассказа Тревис все же убивает Экельса? Почему, подарив жизнь изначально, он принимает такое страшное решение? Какие события произошли между этими эпизодами? |
В конце рассказа он видит убитую бабочку и понимает, что произошло. Он выносит Экельсу смертный приговор: тот должен расплатиться перед человечеством за свое преступление. |
Беседа обобщающего характера |
|
«И грянул гром» - это рассказ-предупреждение. Как вы поняли, о чем предупреждает людей Рэй Брэдбери? В чем смысл названия рассказа? |
Брэдбери предупреждает, что все мы в ответе перед Будущим за каждый свой поступок, даже самый, казалось бы, незначительный. Гром гремит в рассказе, когда появляется динозавр и когда Тревис стреляет в Экельса (раздается гром выстрела). Но в заглавии рассказа это выражение имеет переносное значение: грянул гром – предупреждение, грянул гром - расплата. В названии слышится угроза тем, кто не прислушается к предупреждающему голосу автора: остановитесь вовремя, завтра будет поздно, не убивайте, одумайтесь! Писатель показывает, что все в мире, в природе взаимосвязано, и человек не может постичь эту связь или решить, что какое-то насекомое или животное «бесполезно». Уничтожая его, разрывая связи, нарушая равновесие, человек губит самого себя. |
6. Формулирование темы, проблемы урока учащимися
Подумайте и попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. Что, на ваш взгляд, было в нем самым главным, самым значимым? От кого же зависит Будущее? |
Мы все в ответе перед Будущим! Будущее в наших руках! Каждый из нас в ответе перед Будущим! Сохраним Будущее для потомков! Будущее – это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем! Жизнь – шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода. |
Что мы можем и должны сделать, чтобы современные красавцы-города не превратились в груду развалин или холодное безжизненное пространство, как на картинах художника, которые сравнивались в начале урока? Над чем просит задуматься Р. Брэдбери? |
Рассказ заставляет размышлять над последствиями поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Это произведение воспитывает ум, наше сознание, формирует наше отношение к окружающему миру. Произведение Брэдбери убеждает каждого из нас в том, что у нас нет другой судьбы кроме той, что мы творим сами. |
7. Анализ эпиграфа к уроку
На фоне мелодии «Колыбельная Сашеньке» Игоря Крутого звучит текст эпиграфа в исполнении ранее подготовленного ученика, а на экране поочередно появляются разнообразные картины природы (презентация) |
|
Внимательно прослушайте появившиеся на экране строки современного поэта Вадима Шефнера, являющиеся эпиграфом урока. Подумайте, созвучны ли эти строки теме сегодняшнего урока? Как вы их понимаете? |
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, - Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так – и все не так Через одно мгновенье. (Вадим Шефнер) Будущее очень хрупко. Оно может быть таким или другим. От наших мыслей, чувств, а главное – поступков оно зависит напрямую. Рассказ Брэдбери и стихотворения В. Шефнера будто бы говорят: радуйтесь дню сегодняшнему, люди! Но не забывайте и о будущем. Сохраните мир для других поколений светлым, красивым и солнечным! |
Да, это стихотворение В. Шефнера о трепетном отношении к природе, именно к этому и призывает нас автор фантастического рассказа «И грянул гром». И все это ради счастливого Будущего. |
8. Домашнее задание:
1). Написать небольшое сочинение на тему: «Каждый из нас в ответе перед Будущим».
2). Проиллюстрировать работу.
9. Оценки за работу на уроке.
Никитина Людмила Анатолиевна