Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «Всё на свете только игра?» (по сказке Е. Клюева «Ружьё и сердце»)

3
0
Материал опубликован 4 July 2019

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе "Всё на свете только игра?"

(по сказке Е. Клюева "Ружьё и сердце")

 авторы:

Смирнова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, Калямина Светлана Владимировна, педагог-организатор МБОУ Гимназия №6 г. Архангельска

 

Тип урока: урок внеклассного чтения, интегрированный, в форме свободной дискуссии на морально-нравственную тематику, корректирующей эмоциональную сферу учащихся.

 Класс: 8.

Цели урока: осознание безусловной ценности человеческой жизни через вовлечение учащихся в процесс анализа художественного текста.

 Задачи урока:

Обучающие: познакомить с творчеством Е. Клюева, раскрыть идейное содержание сказки «Ружьё и сердце»; закрепить навыки анализа текста, включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

 Развивающие: развивать речевые навыки, творческое воображение, умение сравнивать, обобщать, совершенствовать устную и письменную речь школьников.

 Воспитательные: создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, сострадания, доброты, приобщить учащихся к чтению современной детской литературы.

 Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские.

 Средства обучения: детские игрушки, альбомы, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 Педагогические технологии: проблемно-поисковые, «развитие критического мышления» (элементы), технология оценивания образовательных достижений, технология использования в обучении игровых методов, ИКТ-технологии.

 Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Используемые приёмы работы: чтение с остановками, свободная дискуссия, написание эссе.

 

Осуществлялись следующие подходы:

1.   Текстоориентированный (выразительное чтение текста и работа с ним)

2.   Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)

3.   Интегрированный (связь с изобразительным искусством)

4.   Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)

 

Методический комментарий к уроку литературы в 8 классе.

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема урока актуальна, так как эмоциональные переживания в подростковом возрасте проявляются наиболее ярко. Подростков волнуют "вечные проблемы": какой я, правильно ли я поступаю, кто он - настоящий друг и советчик, нужно ли прислушиваться к мнению взрослых, как отличить истинные ценности от мнимых, всё ли в жизни только игра и т.д.

Урок формирует нравственные ценности подростков и корректирует их эмоциональную сферу.

В результате анализа текста дети приходят к выводу, что нельзя всё воспринимать игрой. Жизнь состоит из игр, но она не игра. Начиная игру, нужно помнить, что в игру вовлечён и живой, и неживой мир.

Принимая, что всё вокруг имеет сердце, человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.

Урок может быть проведёт в традиционной форме или в форме интегрированного урока с привлечением учащихся разных классов (в данном случае 5-ого и 8-ого классов) и их родителей. В таком случае заранее нужно выбрать учащихся на роль Малыша и Ружья, пригласить маму одного из учеников, отрепетировать чтение текста сказки по ролям. Также следует выбрать участников команд, которые будут отвечать на вопросы учителя-ведущего, заданные в ходе игры. Не вошедшие в состав команд учащиеся - это зрители, которые также в ходе игры будут отвечать на вопросы. Зрителям выдать заранее приготовленные жетоны, которыми они в ходе игры будут голосовать за близкую им точку зрения той или иной команды.

 

Посредством данного урока могут быть реализованы требования нового ФГОС, который предполагает достижение следующих результатов обучения:

- предметные результаты.

1. В познавательной сфере:

- умение анализировать литературное произведение;

- давать характеристику героям, сопоставлять героев одного произведения;

- определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции;

 

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- понимание авторской позиции и способность ее интерпретировать, формулировать свое отношение к ней.

 

3. В коммуникативной сфере:

- отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;

 - личностные результаты:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе.

 - метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать вывод.

 

Содержание урока

 

 

 

Этап учебного занятия

 

Содержательная деятельность педагога

 

Содержательная деятельность учащихся

 

Примечания

1

 

 

 

Организационный этап. Вызов

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Ставится цель работы.

 

 

 

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание.

 

 

Слайд № 1

 

Составление кластера

2

 

 

 

Освоение нового материала. Осмысление

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

 

 

Осуществляют контакт с новой информацией.

Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.

 

 

Рассказ ученика о писателе Е. Клюеве

 

Слайды 2-5

 

Голосование зрителей

 

3

 

 

Рефлексия

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обмениваются мнениями;

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели.

 

 

Работа с кластером

 

Подведение итогов голосования

4

 

 

Домашнее задание

Объявляет и объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. У большинства учеников в руках игрушки. Какие детские стихи вам вспоминаются, глядя на этих мишек и зайчиков?

- Уронили мишку на пол….

- Зайку бросила хозяйка…

- Идёт бычок качается…

 

II. Фаза вызова

1. Слово учителя.

Сегодня наш необычный урок перенесёт нас в детство, где у каждого из вас была, а возможно, до сих пор есть, любимая игрушка: та, которую он одевал, брал с собой на прогулку, воспитывал, и с которой в обнимку засыпал. О любимых игрушках написано много детских книг. Давайте вспомним.

 Дети называют известные им произведения, а учитель дополняет ответы своими ремарками: всем известна история плюшевого философа и большого любителя меда Винни-Пуха, опасные приключения храброго Щелкунчика, трагическая история любви стойкого оловянного солдатика…

 

Мы попросили вас принести любимую игрушку из вашего детства. Как вы думаете, зачем?

(предполагаемые ответы:

·        будем писать сочинение про свою игрушку;

·        будем рассказывать о своей любимой игрушке;

·        сравним, у кого какая игрушка любимая и т.д.)

 

·        Почему вы выбрали именно эту игрушку? Почему именно эта игрушка вам дорога?

(предполагаемые ответы:

 - Мой медвежонок со мной с моего первого для рождения. Имя я сам придумал - Бублик или Буль. Я его всегда брал на улицу и даже в отпуск с родителями.

 - Был случай, когда я её (игрушечную собачку Майку) забыла в автобусе. Это был шок! Я очень громко плакала. Маме пришлось звонить по всем возможным телефонным номерам, и в результате мой игрушечный друг вернулся ко мне. С тех пор я внимательна ко всему, что мне дорого и любимо.

 - Это подарок бабушки.

- Я люблю конструировать, и эта модель самолёта самая лучшая. Я хочу стать пилотом.

 - Мне нравятся пушистые игрушки-зверюшки. Моя любимая - овечка Долли. Почему такое имя? Я когда-то услышала в разговоре взрослых это словосочетание, и оно мне понравилось. Вот тогда я и выпросила игрушечную овечку. Брала её в садик, на прогулки, мыла её и сушила маминым феном. А потом из овечки она стала барашком, когда я прочитала "Маленького принца". И сейчас эта игрушка стоит у меня на письменном столе. И т.д.)

 

·        Ваша игрушка вас чему-нибудь научила? ...Чему?

(предполагаемые ответы:

 - Я научилась вязать, благодаря своей кукле. Сначала ей вязала одежду, теперь и себе.

 - Я научилась беречь свои вещи и не забывать их.

 - А я научился читать, сначала читали мне, потом я - игрушкам. И т.д.)

 

 

·        Попробуйте теперь предположить о чём у нас на уроке пойдёт разговор?

(предполагаемые ответы:

 - Мы, возможно, будем сравнивать себя в детстве с тем, что сейчас...

 - Может, сравним, каких любимых игрушек больше: мишек, собачек или кошек? И с чем это связано.

 - Предположу, что нужно будет объяснить достоинства конкретной игрушки для современных малышей.)

 

Чтобы ваши догадки приблизились к истине, посмотрите на иллюстрацию, и, возможно, вам удастся сформулировать тему нашего НЕ-урока.

 (СЛАЙД-РИСУНОК) №1

(предполагаемые ответы:

·        странная картинка. Трафарет куклы, мишки и свиньи... Возможно, нужно сравнить эти игрушки? А тема - Какую игрушку выбрать?

 ·        Две белых, одна чёрная - почему?

·        Что общего у этих игрушек?

·        Игра и игрушка?

·        Кому такие игрушки нужны? И т.д.)

 

Учитель открывает тему урока «Всё на свете просто игра?».

 Сегодня вам будет предложена не совсем обычная сказка. Называется она «Ружьё и сердце», автором её является писатель Евгений Клюев.

 

·        Как вы думаете, о чём эта история? Попробуем выдвинуть гипотезу (составление кластера)

  Работа с доской: в центре пишем игрушка, по сторонам – ружьё, сердце. Учеников можно спросить: 

 В какой стороне вы хотите, чтоб было слово сердце? Почему? (ответы) основываясь на ответах детей и взрослых, составляем кластер.

            

 Предполагаемые ответы детей (о чем сказка): о смерти, о столкновении разных материй, о живом и не живом,

 

III. Фаза осмысления.

1. Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с биографией Е. Клюева и попытаемся понять, о чём его сказка.

 2. Презентация. Сообщение ученика о жизни Е. Клюева.

 Евгений Васильевич Клюев родился в 1954 году в Калинине (ныне Тверь).

Окончил филологический факультет Калининского университета и аспирантуру при факультете журналистики МГУ; окончил в Дании Университет Роскильде по специальности «Контакты языков и культур», культуролог.

Преподавал в Калининском государственном университете (1976 – 1984), Институте печати при Госкомиздате СССР (1984 – 1991), Университете Российской академии образования (1993 – 1996); был ведущим теле- и радиопрограмм на ЦТ и Всесоюзном радио; главным редактором газет «Литература» (1990-1991) и «Миссия» (1992-93), деканом факультета журналистики УРАО.

В 1996 году был приглашен в Данию для научной работы, сейчас живет в Копенгагене и преподает датский язык в Лингвистическом центре.

Первые публикации стихов – с 1980-х гг. Автор романов «Между двух стульев. Книга с тмином», «Книга теней. Роман-лабиринт», «Давайте напишем что-нибудь. Настоящее художественное произведение», «Андерманир штук»; сборников сказок «Цыпленок для супа», «Сказки на всякий случай», «Ужасно скрипучая дверь и другие люди», «101 и 1 сказка»;

переводов классиков английского абсурда Л.Кэрролла и Э. Лира, опубликованных в книгах «Целый том чепухи».

Из-под его пера вышли детская поэтическая книжка «Учителя всякой всячины», «Царь в голове. Энциклопедия русской жизни» и «Странноведение. Учебник жизни за рубежом», несколько учебников для вузов и множество публицистических статей в российских и датских периодических изданиях.

Евгений Клюев – автор иллюстраций практически ко всем своим книгам. Он написал около десятка пьес.

Произведения Клюева изданы на английском, датском, немецком и польском языках.

 

3. Чтение 1-ой части сказки "Ружьё и сердце"

- Э, нет, так не годится, дружок, - сказала мама, отбирая у малыша плюшевого медвежонка. – Нельзя так тянуть медвежонка за голову: ему больно.

- Можно – он плюшевый! И внутри у него опилки, - уверенно ответил Малыш.

У Малыша были губки бантиком, которые он немедленно надул: прервали на самом интересном месте! Вчера лучший друг сказал ему, что внутри у плюшевого медвежонка опилки… но как выглядят эти опилки, ни лучший друг Малыша, ни сам Малыш не знали. А знать было надо.

- У него внутри опилки! – Повторил Малыш в надежде, что мама тоже никогда не видела опилок и заинтересуется, какие они.

Но мама покачала головой:

- Нет, не опилки.

- А что?

-То же, что и у тебя, - вздохнула мама. – Сердце.

- Разве у плюшевых тоже есть сердце?

- Конечно, есть, только, разумеется, плюшевое. Сердце есть у всех, Малыш, запомни это.

И Малыш запомнил это – что сердце есть у всех. У плюшевого медвежонка плюшевое, у резиновой хрюшки – резиновое, у пластмассового зайчонка – пластмассовое, а у куклы по имени Соня – у неё, может быть даже такое же, как у него, Малыша.

Где-то Малыш слышал слова «сердце надо беречь». Теперь он понял эти слова: они означали, что внутрь – туда, где сердце, - лучше никому не заглядывать. Потому что сердце надо беречь!

 

1-ый вопрос командам: Сердце есть у всех?

 предполагаемые ответы команд: 

Мама

Малыш

ружьё

Сердце есть у всех, ведь каждый может любить и каждый достоин любви. Я люблю малыша, я люблю его мишку.

 

 

 

 

Да, потому что у плюшевого мишки, кроме опилок и плюша, есть плюшевое сердце. Но сначала я был не согласен и не верил маме, другу я больше не верю. Сердце есть у всех.

Сердце есть не у всех. Ружьё убивает, ранит, наносит удар. Ружьё не должно слушать сердце.

 

Вопрос зрителям: Почему сердце надо беречь?

предполагаемые ответы:

- Потому, что оно одно

- Можно умереть

- В нем живет забота и любовь….

 

2-ой вопрос зрителям: Можно ли заглядывать туда, где сердце?

предполагаемые ответы:

 - Хирурги это делают…

- Нет, можно только слышать стук, пульс.

- Поговорим по сердцам…, можно разговаривать с сердцем – сердечный разговор..

 

Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.

 

 4. Чтение 2-ой части сказки "Ружьё и сердце"

 На день рождения Малышу подарили Ружьё. Дуло у него из металла, и оно блестело.

- Привет, Малыш! – сказало Ружьё. – Пойдём, убьём кого-нибудь.

- Нет, - сказал Малыш. – Мне не хочется.

- Значит, ты не солдат, - разочаровалось Ружьё. – Если бы ты был солдат, тебе бы хотелось убивать.

- Но у всех же есть сердце, - ответил Малыш. – А сердце надо беречь.

Ружьё расхохоталось:

- Ха, вот глупости! Сердце есть не у всех, запомни это.

И Малыш запомнил. А Ружьё продолжало:

- У меня, например, нет сердца! А во-о-он плюшевый медведь. У него тоже нет никакого сердца, и сроду не было. И набит он опилками. Или заяц пластмассовый – он сделан из куска пластмассы: какое там сердце? Или резиновая свинья – в ней вообще ничего нет, одна пустота.

- А почему она тогда пищит, когда на неё нажимаешь?

- Просто из неё пустота выходит через дырку. Вот пустота-то и пищит… Когда мы их всех тут поубиваем – сам увидишь, что я не вру. Ну, пойдём!

- А мама? - вспомнил Малыш. – Она будет ругаться…

- Не будет! – воскликнуло Ружьё. – Поздно ругаться, когда никого в живых не осталось.

Тут Ружьё так красиво блеснуло и так звонко щёлкнуло затвором, что у Малыша даже голова закружилась. Но он всё равно сказал:

- Я хочу немножко подумать…

 

2-й вопрос командам: Какие события будут происходить дальше? Сформулируйте ответ от лица вашего персонажа

 предполагаемые ответы: 

Мама

Малыш

ружьё

Малыш спросит у мамы, ведь мама самый близкий человек. Возможно, он пойдёт поговорить с другими игрушками: "Зайка, у тебя, правда, нет сердца?"

 

Малыш сопротивлялся, но соблазн был слишком велик, и ему пришлось взять блестящее ружьё. А вдруг не у всех есть сердце?

Ружьё убедит Малыша в своей версии, что сердце есть не у всех, и малыш, возможно, встанет на сторону ружья, послушав не маму, а игрушку.

 

вопрос зрителям: О чём хочет "немножко подумать" малыш? предполагаемый ответ:

 ·        Надо ли ему это?

·        Он действительно этого хочет?

·        Кого он больше любит?)

 Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.

 

5. Чтение 3-ей части сказки "Ружьё и сердце"

 - Ну что ж, - вздохнуло Ружьё, - подумать, конечно можно. Но только… когда убиваешь, думать вообще-то ни к чему. Нужно делать вот так: пиф-паф-тррр! Пиф-паф-тррр! Ведь всё на свете только игра, Малыш! Запомни это. Всё на свете только игра.

Малышу пришлось запомнить. Теперь он помнил уже три вещи. Первая – что сердце есть у всех. Вторая – что сердце есть не у всех. Третья – что всё на свете только игра.

И тут малыш растерялся. Из того, что он запомнил, одно как-то не очень подходило к другому: все три вещи сразу в голове не помещались. Что-то определённо надо было выбросить из головы…Только вот что? Проще всего оказалось выбросить из головы мамины слова – о том, что сердце есть у всех. Так малыши поступил. Теперь он помнил только две вещи. Сердце-Есть-Не-У-Всех и Всё-На-Свете-Только-Игра.

А Ружьё блестело и щёлкало…

Тогда в ответ Малыш беспечно улыбнулся и крикнул:

- Ах, моё любимое Ружьё, пойдём скорее всех убивать! А если мама будет ругаться, мы и её убьём – подумаешь! Всё на свете только игра!

- Вот теперь я слышу слова настоящего солдата, - обрадовалось Ружьё. – Идём!

 

 3-й вопрос командам: Всё на свете только игра?

 

вопрос зрителям: Настоящий солдат - какой он?

 

Слушаем ответы команд.

 предполагаемые ответы команд: 

Мама

Малыш

ружьё

Нет. Нужно думать перед тем как сделать, всё на свете важно, даже такие, с одной стороны, мелочи, как отношение к плюшевой игрушке. Всё это в будущем влияет на характер, мировоззрение. Основные качества человека закладываются в детстве, поэтому это так важно. А ещё важно обращаться к самому близкому человеку, а в случае малыша - это мама.

 

Да, потому что сердце есть не у всех. Жизнь - игра, так жить проще. А мама потом простит, а если не простит, то мы и её убьём.

Всё на свете только игра, ведь нельзя причинить вред тому, у кого нет сердца. Например, у резиновой хрюшки нет сердца, у плюшевой игрушки тоже нет.

 Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.

 

 6. Чтение 4-ей части сказки "Ружьё и сердце"

И они пошли

Пиф-паф-тррр! – плюшевый мишка вниз головой свалился на ковёр.

Пиф-паф-тррр! – пластмассовый зайчонок покатился в угол.

Пиф-паф-тррр! – кукла Соня закрыла свои глупые глаза.

После этого пиф-паф-тррр! Раздался негромкий хлопок: это хлопнула резиновая хрюшка, из которой в один миг вылетела вся её пустота. Малыш хотел было крикнуть «ура!» или «мы победили!», но заметил, как при хлопке что-то выпрыгнуло из резиновой хрюшки и упало к его ногам.

- Не обращай внимания! – крикнуло Ружьё. – Всё на свете только игра!

Но Малыш наклонился и поднял то, что выпрыгнуло из резиновой хрюшки. Оно было резиновым. Оно стукнуло у него в руках два раза – тук-тук – и затихло…

 

4-й вопрос командам: Предположите развитие событий от лица своего персонажа

 

вопрос зрителям: Можно ли считать этот финал кульминацией?

 Автор назвал своё произведение сказкой. Найдите традиционные для сказки элементы: зачин, концовку. Можно ли назвать окончание сказки "открытым финалом"? Почему?

 

Слушаем ответы команд.

 предполагаемые ответы команд: 

Мама

Малыш

ружьё

Думаю, он бросится к лопнувшей хрюшке. Он бросит ружьё, попросит прощения у хрюшки, пообещает исправиться ей. маме и себе. Поднимет игрушки. Потом ружьё будет пылиться в углу, забытое малышом.

 

Как я мог совершить такую ошибку? я думал, что жизнь - это только игра, а теперь я понимаю, что ружьё обманывало меня и использовало. всё-таки сердце есть у всех.

Ничего страшного нет в том, что у малыша есть сомнения. Но есть ещё время убедить малыша в том, что быть солдатом хорошо. Ружьё уверено в том, что нет ничего невозможного.

 Зрители голосуют за понравившийся ответ.

 

IV. Рефлексия.

Всё ли на свете только игра?

В каком возрасте это понимаешь?

Чему учит сказка Е. Клюева?

·        Сердце есть у всего. Но у каждого оно выглядит по-своему и не всегда видно обычным глазом.

·        Нельзя всё воспринимать игрой. Жизнь состоит из игр, но она не игра. Начиная игру, нужно помнить, что в игру вовлечён и живой, и неживой мир.

·        Принимая, что всё вокруг имеет сердце, человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.

·        Если принять мысль, что "Сердце есть не у всех", то можно без угрызений совести разрушать все вокруг.

 Подведение итогов голосования, выявление лидера

 

V. Домашнее задание:

 1. написать эссе по одному из утверждений для учащихся 8 класса:

·        Если человек принимает мысль, что «СЕРДЦЕ ЕСТЬ НЕ У ВСЕХ, то как он ведёт себя с окружающими людьми и миром?

·        Если человек принимает мысль, что «ВСЁ В ЖИЗНИ – ТОЛЬКО ИГРА», что может произойти?

·        Если человек принимает мысль, что «СЕРДЦЕ ЕСТЬ У ВСЕХ», какие поступки он совершает?

2. составить синквейн о героях сказки для учащихся 5 класса.

Литература:

1. Е. Клюев "Ужасно скрипучая дверь и другие люди", авторский сборник: М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2004 г.

2. Книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями: https://www.livelib.ru/author/27476-evgenij-klyuev

 

Комментарии
Комментариев пока нет.