Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «Всё на свете только игра?» (по сказке Е. Клюева «Ружьё и сердце»)
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе "Всё на свете только игра?"
(по сказке Е. Клюева "Ружьё и сердце")
авторы:
Смирнова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, Калямина Светлана Владимировна, педагог-организатор МБОУ Гимназия №6 г. Архангельска
Тип урока: урок внеклассного чтения, интегрированный, в форме свободной дискуссии на морально-нравственную тематику, корректирующей эмоциональную сферу учащихся.
Класс: 8.
Цели урока: осознание безусловной ценности человеческой жизни через вовлечение учащихся в процесс анализа художественного текста.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с творчеством Е. Клюева, раскрыть идейное содержание сказки «Ружьё и сердце»; закрепить навыки анализа текста, включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
Развивающие: развивать речевые навыки, творческое воображение, умение сравнивать, обобщать, совершенствовать устную и письменную речь школьников.
Воспитательные: создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, сострадания, доброты, приобщить учащихся к чтению современной детской литературы.
Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские.
Средства обучения: детские игрушки, альбомы, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Педагогические технологии: проблемно-поисковые, «развитие критического мышления» (элементы), технология оценивания образовательных достижений, технология использования в обучении игровых методов, ИКТ-технологии.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Используемые приёмы работы: чтение с остановками, свободная дискуссия, написание эссе.
Осуществлялись следующие подходы:
1. Текстоориентированный (выразительное чтение текста и работа с ним)
2. Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
3. Интегрированный (связь с изобразительным искусством)
4. Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)
Методический комментарий к уроку литературы в 8 классе.
Урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема урока актуальна, так как эмоциональные переживания в подростковом возрасте проявляются наиболее ярко. Подростков волнуют "вечные проблемы": какой я, правильно ли я поступаю, кто он - настоящий друг и советчик, нужно ли прислушиваться к мнению взрослых, как отличить истинные ценности от мнимых, всё ли в жизни только игра и т.д.
Урок формирует нравственные ценности подростков и корректирует их эмоциональную сферу.
В результате анализа текста дети приходят к выводу, что нельзя всё воспринимать игрой. Жизнь состоит из игр, но она не игра. Начиная игру, нужно помнить, что в игру вовлечён и живой, и неживой мир.
Принимая, что всё вокруг имеет сердце, человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.
Урок может быть проведёт в традиционной форме или в форме интегрированного урока с привлечением учащихся разных классов (в данном случае 5-ого и 8-ого классов) и их родителей. В таком случае заранее нужно выбрать учащихся на роль Малыша и Ружья, пригласить маму одного из учеников, отрепетировать чтение текста сказки по ролям. Также следует выбрать участников команд, которые будут отвечать на вопросы учителя-ведущего, заданные в ходе игры. Не вошедшие в состав команд учащиеся - это зрители, которые также в ходе игры будут отвечать на вопросы. Зрителям выдать заранее приготовленные жетоны, которыми они в ходе игры будут голосовать за близкую им точку зрения той или иной команды.
Посредством данного урока могут быть реализованы требования нового ФГОС, который предполагает достижение следующих результатов обучения:
- предметные результаты.
1. В познавательной сфере:
- умение анализировать литературное произведение;
- давать характеристику героям, сопоставлять героев одного произведения;
- определение в произведении элементов сюжета, особенностей композиции;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- понимание авторской позиции и способность ее интерпретировать, формулировать свое отношение к ней.
3. В коммуникативной сфере:
- отвечать на вопросы по прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному;
- личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе.
- метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать вывод.
Содержание урока
|
Этап учебного занятия
|
Содержательная деятельность педагога
|
Содержательная деятельность учащихся
|
Примечания |
1
|
Организационный этап. Вызов |
Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Ставится цель работы.
|
Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное задание. |
Слайд № 1
Составление кластера |
2
|
Освоение нового материала. Осмысление |
Организует деятельность учащихся. Способствует активности работы. Служит источником информации. Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.
|
Осуществляют контакт с новой информацией. Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом. Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы Отслеживают процесс знакомства с новой информацией. Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного. |
Рассказ ученика о писателе Е. Клюеве
Слайды 2-5
Голосование зрителей
|
3
|
Рефлексия |
Организует рефлексивную деятельность учащихся; Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля. Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. |
Обмениваются мнениями; Отвечают на вопросы; Систематизируют новую информацию; Высказывают оценочные суждения; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. |
Работа с кластером
Подведение итогов голосования |
4
|
Домашнее задание |
Объявляет и объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание |
|
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. У большинства учеников в руках игрушки. Какие детские стихи вам вспоминаются, глядя на этих мишек и зайчиков?
- Уронили мишку на пол….
- Зайку бросила хозяйка…
- Идёт бычок качается…
II. Фаза вызова
1. Слово учителя.
Сегодня наш необычный урок перенесёт нас в детство, где у каждого из вас была, а возможно, до сих пор есть, любимая игрушка: та, которую он одевал, брал с собой на прогулку, воспитывал, и с которой в обнимку засыпал. О любимых игрушках написано много детских книг. Давайте вспомним.
Дети называют известные им произведения, а учитель дополняет ответы своими ремарками: всем известна история плюшевого философа и большого любителя меда Винни-Пуха, опасные приключения храброго Щелкунчика, трагическая история любви стойкого оловянного солдатика…
Мы попросили вас принести любимую игрушку из вашего детства. Как вы думаете, зачем?
(предполагаемые ответы:
· будем писать сочинение про свою игрушку;
· будем рассказывать о своей любимой игрушке;
· сравним, у кого какая игрушка любимая и т.д.)
· Почему вы выбрали именно эту игрушку? Почему именно эта игрушка вам дорога?
(предполагаемые ответы:
- Мой медвежонок со мной с моего первого для рождения. Имя я сам придумал - Бублик или Буль. Я его всегда брал на улицу и даже в отпуск с родителями.
- Был случай, когда я её (игрушечную собачку Майку) забыла в автобусе. Это был шок! Я очень громко плакала. Маме пришлось звонить по всем возможным телефонным номерам, и в результате мой игрушечный друг вернулся ко мне. С тех пор я внимательна ко всему, что мне дорого и любимо.
- Это подарок бабушки.
- Я люблю конструировать, и эта модель самолёта самая лучшая. Я хочу стать пилотом.
- Мне нравятся пушистые игрушки-зверюшки. Моя любимая - овечка Долли. Почему такое имя? Я когда-то услышала в разговоре взрослых это словосочетание, и оно мне понравилось. Вот тогда я и выпросила игрушечную овечку. Брала её в садик, на прогулки, мыла её и сушила маминым феном. А потом из овечки она стала барашком, когда я прочитала "Маленького принца". И сейчас эта игрушка стоит у меня на письменном столе. И т.д.)
· Ваша игрушка вас чему-нибудь научила? ...Чему?
(предполагаемые ответы:
- Я научилась вязать, благодаря своей кукле. Сначала ей вязала одежду, теперь и себе.
- Я научилась беречь свои вещи и не забывать их.
- А я научился читать, сначала читали мне, потом я - игрушкам. И т.д.)
· Попробуйте теперь предположить о чём у нас на уроке пойдёт разговор?
(предполагаемые ответы:
- Мы, возможно, будем сравнивать себя в детстве с тем, что сейчас...
- Может, сравним, каких любимых игрушек больше: мишек, собачек или кошек? И с чем это связано.
- Предположу, что нужно будет объяснить достоинства конкретной игрушки для современных малышей.)
Чтобы ваши догадки приблизились к истине, посмотрите на иллюстрацию, и, возможно, вам удастся сформулировать тему нашего НЕ-урока.
(СЛАЙД-РИСУНОК) №1
(предполагаемые ответы:
· странная картинка. Трафарет куклы, мишки и свиньи... Возможно, нужно сравнить эти игрушки? А тема - Какую игрушку выбрать?
· Две белых, одна чёрная - почему?
· Что общего у этих игрушек?
· Игра и игрушка?
· Кому такие игрушки нужны? И т.д.)
Учитель открывает тему урока «Всё на свете просто игра?».
Сегодня вам будет предложена не совсем обычная сказка. Называется она «Ружьё и сердце», автором её является писатель Евгений Клюев.
· Как вы думаете, о чём эта история? Попробуем выдвинуть гипотезу (составление кластера)
Работа с доской: в центре пишем игрушка, по сторонам – ружьё, сердце. Учеников можно спросить:
В какой стороне вы хотите, чтоб было слово сердце? Почему? (ответы) основываясь на ответах детей и взрослых, составляем кластер.
Предполагаемые ответы детей (о чем сказка): о смерти, о столкновении разных материй, о живом и не живом,
III. Фаза осмысления.
1. Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с биографией Е. Клюева и попытаемся понять, о чём его сказка.
2. Презентация. Сообщение ученика о жизни Е. Клюева.
Евгений Васильевич Клюев родился в 1954 году в Калинине (ныне Тверь).
Окончил филологический факультет Калининского университета и аспирантуру при факультете журналистики МГУ; окончил в Дании Университет Роскильде по специальности «Контакты языков и культур», культуролог.
Преподавал в Калининском государственном университете (1976 – 1984), Институте печати при Госкомиздате СССР (1984 – 1991), Университете Российской академии образования (1993 – 1996); был ведущим теле- и радиопрограмм на ЦТ и Всесоюзном радио; главным редактором газет «Литература» (1990-1991) и «Миссия» (1992-93), деканом факультета журналистики УРАО.
В 1996 году был приглашен в Данию для научной работы, сейчас живет в Копенгагене и преподает датский язык в Лингвистическом центре.
Первые публикации стихов – с 1980-х гг. Автор романов «Между двух стульев. Книга с тмином», «Книга теней. Роман-лабиринт», «Давайте напишем что-нибудь. Настоящее художественное произведение», «Андерманир штук»; сборников сказок «Цыпленок для супа», «Сказки на всякий случай», «Ужасно скрипучая дверь и другие люди», «101 и 1 сказка»;
переводов классиков английского абсурда Л.Кэрролла и Э. Лира, опубликованных в книгах «Целый том чепухи».
Из-под его пера вышли детская поэтическая книжка «Учителя всякой всячины», «Царь в голове. Энциклопедия русской жизни» и «Странноведение. Учебник жизни за рубежом», несколько учебников для вузов и множество публицистических статей в российских и датских периодических изданиях.
Евгений Клюев – автор иллюстраций практически ко всем своим книгам. Он написал около десятка пьес.
Произведения Клюева изданы на английском, датском, немецком и польском языках.
3. Чтение 1-ой части сказки "Ружьё и сердце"
- Э, нет, так не годится, дружок, - сказала мама, отбирая у малыша плюшевого медвежонка. – Нельзя так тянуть медвежонка за голову: ему больно.
- Можно – он плюшевый! И внутри у него опилки, - уверенно ответил Малыш.
У Малыша были губки бантиком, которые он немедленно надул: прервали на самом интересном месте! Вчера лучший друг сказал ему, что внутри у плюшевого медвежонка опилки… но как выглядят эти опилки, ни лучший друг Малыша, ни сам Малыш не знали. А знать было надо.
- У него внутри опилки! – Повторил Малыш в надежде, что мама тоже никогда не видела опилок и заинтересуется, какие они.
Но мама покачала головой:
- Нет, не опилки.
- А что?
-То же, что и у тебя, - вздохнула мама. – Сердце.
- Разве у плюшевых тоже есть сердце?
- Конечно, есть, только, разумеется, плюшевое. Сердце есть у всех, Малыш, запомни это.
И Малыш запомнил это – что сердце есть у всех. У плюшевого медвежонка плюшевое, у резиновой хрюшки – резиновое, у пластмассового зайчонка – пластмассовое, а у куклы по имени Соня – у неё, может быть даже такое же, как у него, Малыша.
Где-то Малыш слышал слова «сердце надо беречь». Теперь он понял эти слова: они означали, что внутрь – туда, где сердце, - лучше никому не заглядывать. Потому что сердце надо беречь!
1-ый вопрос командам: Сердце есть у всех?
предполагаемые ответы команд:
Мама |
Малыш |
ружьё |
Сердце есть у всех, ведь каждый может любить и каждый достоин любви. Я люблю малыша, я люблю его мишку.
|
Да, потому что у плюшевого мишки, кроме опилок и плюша, есть плюшевое сердце. Но сначала я был не согласен и не верил маме, другу я больше не верю. Сердце есть у всех. |
Сердце есть не у всех. Ружьё убивает, ранит, наносит удар. Ружьё не должно слушать сердце. |
Вопрос зрителям: Почему сердце надо беречь?
предполагаемые ответы:
- Потому, что оно одно
- Можно умереть
- В нем живет забота и любовь….
2-ой вопрос зрителям: Можно ли заглядывать туда, где сердце?
предполагаемые ответы:
- Хирурги это делают…
- Нет, можно только слышать стук, пульс.
- Поговорим по сердцам…, можно разговаривать с сердцем – сердечный разговор..
Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.
4. Чтение 2-ой части сказки "Ружьё и сердце"
На день рождения Малышу подарили Ружьё. Дуло у него из металла, и оно блестело.
- Привет, Малыш! – сказало Ружьё. – Пойдём, убьём кого-нибудь.
- Нет, - сказал Малыш. – Мне не хочется.
- Значит, ты не солдат, - разочаровалось Ружьё. – Если бы ты был солдат, тебе бы хотелось убивать.
- Но у всех же есть сердце, - ответил Малыш. – А сердце надо беречь.
Ружьё расхохоталось:
- Ха, вот глупости! Сердце есть не у всех, запомни это.
И Малыш запомнил. А Ружьё продолжало:
- У меня, например, нет сердца! А во-о-он плюшевый медведь. У него тоже нет никакого сердца, и сроду не было. И набит он опилками. Или заяц пластмассовый – он сделан из куска пластмассы: какое там сердце? Или резиновая свинья – в ней вообще ничего нет, одна пустота.
- А почему она тогда пищит, когда на неё нажимаешь?
- Просто из неё пустота выходит через дырку. Вот пустота-то и пищит… Когда мы их всех тут поубиваем – сам увидишь, что я не вру. Ну, пойдём!
- А мама? - вспомнил Малыш. – Она будет ругаться…
- Не будет! – воскликнуло Ружьё. – Поздно ругаться, когда никого в живых не осталось.
Тут Ружьё так красиво блеснуло и так звонко щёлкнуло затвором, что у Малыша даже голова закружилась. Но он всё равно сказал:
- Я хочу немножко подумать…
2-й вопрос командам: Какие события будут происходить дальше? Сформулируйте ответ от лица вашего персонажа
предполагаемые ответы:
Мама |
Малыш |
ружьё |
Малыш спросит у мамы, ведь мама самый близкий человек. Возможно, он пойдёт поговорить с другими игрушками: "Зайка, у тебя, правда, нет сердца?"
|
Малыш сопротивлялся, но соблазн был слишком велик, и ему пришлось взять блестящее ружьё. А вдруг не у всех есть сердце? |
Ружьё убедит Малыша в своей версии, что сердце есть не у всех, и малыш, возможно, встанет на сторону ружья, послушав не маму, а игрушку. |
вопрос зрителям: О чём хочет "немножко подумать" малыш? предполагаемый ответ:
· Надо ли ему это?
· Он действительно этого хочет?
· Кого он больше любит?)
Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.
5. Чтение 3-ей части сказки "Ружьё и сердце"
- Ну что ж, - вздохнуло Ружьё, - подумать, конечно можно. Но только… когда убиваешь, думать вообще-то ни к чему. Нужно делать вот так: пиф-паф-тррр! Пиф-паф-тррр! Ведь всё на свете только игра, Малыш! Запомни это. Всё на свете только игра.
Малышу пришлось запомнить. Теперь он помнил уже три вещи. Первая – что сердце есть у всех. Вторая – что сердце есть не у всех. Третья – что всё на свете только игра.
И тут малыш растерялся. Из того, что он запомнил, одно как-то не очень подходило к другому: все три вещи сразу в голове не помещались. Что-то определённо надо было выбросить из головы…Только вот что? Проще всего оказалось выбросить из головы мамины слова – о том, что сердце есть у всех. Так малыши поступил. Теперь он помнил только две вещи. Сердце-Есть-Не-У-Всех и Всё-На-Свете-Только-Игра.
А Ружьё блестело и щёлкало…
Тогда в ответ Малыш беспечно улыбнулся и крикнул:
- Ах, моё любимое Ружьё, пойдём скорее всех убивать! А если мама будет ругаться, мы и её убьём – подумаешь! Всё на свете только игра!
- Вот теперь я слышу слова настоящего солдата, - обрадовалось Ружьё. – Идём!
3-й вопрос командам: Всё на свете только игра?
вопрос зрителям: Настоящий солдат - какой он?
Слушаем ответы команд.
предполагаемые ответы команд:
Мама |
Малыш |
ружьё |
Нет. Нужно думать перед тем как сделать, всё на свете важно, даже такие, с одной стороны, мелочи, как отношение к плюшевой игрушке. Всё это в будущем влияет на характер, мировоззрение. Основные качества человека закладываются в детстве, поэтому это так важно. А ещё важно обращаться к самому близкому человеку, а в случае малыша - это мама.
|
Да, потому что сердце есть не у всех. Жизнь - игра, так жить проще. А мама потом простит, а если не простит, то мы и её убьём. |
Всё на свете только игра, ведь нельзя причинить вред тому, у кого нет сердца. Например, у резиновой хрюшки нет сердца, у плюшевой игрушки тоже нет. |
Зрители голосуют за понравившуюся позицию команд.
6. Чтение 4-ей части сказки "Ружьё и сердце"
И они пошли
Пиф-паф-тррр! – плюшевый мишка вниз головой свалился на ковёр.
Пиф-паф-тррр! – пластмассовый зайчонок покатился в угол.
Пиф-паф-тррр! – кукла Соня закрыла свои глупые глаза.
После этого пиф-паф-тррр! Раздался негромкий хлопок: это хлопнула резиновая хрюшка, из которой в один миг вылетела вся её пустота. Малыш хотел было крикнуть «ура!» или «мы победили!», но заметил, как при хлопке что-то выпрыгнуло из резиновой хрюшки и упало к его ногам.
- Не обращай внимания! – крикнуло Ружьё. – Всё на свете только игра!
Но Малыш наклонился и поднял то, что выпрыгнуло из резиновой хрюшки. Оно было резиновым. Оно стукнуло у него в руках два раза – тук-тук – и затихло…
4-й вопрос командам: Предположите развитие событий от лица своего персонажа
вопрос зрителям: Можно ли считать этот финал кульминацией?
Автор назвал своё произведение сказкой. Найдите традиционные для сказки элементы: зачин, концовку. Можно ли назвать окончание сказки "открытым финалом"? Почему?
Слушаем ответы команд.
предполагаемые ответы команд:
Мама |
Малыш |
ружьё |
Думаю, он бросится к лопнувшей хрюшке. Он бросит ружьё, попросит прощения у хрюшки, пообещает исправиться ей. маме и себе. Поднимет игрушки. Потом ружьё будет пылиться в углу, забытое малышом.
|
Как я мог совершить такую ошибку? я думал, что жизнь - это только игра, а теперь я понимаю, что ружьё обманывало меня и использовало. всё-таки сердце есть у всех. |
Ничего страшного нет в том, что у малыша есть сомнения. Но есть ещё время убедить малыша в том, что быть солдатом хорошо. Ружьё уверено в том, что нет ничего невозможного. |
Зрители голосуют за понравившийся ответ.
IV. Рефлексия.
Всё ли на свете только игра?
В каком возрасте это понимаешь?
Чему учит сказка Е. Клюева?
· Сердце есть у всего. Но у каждого оно выглядит по-своему и не всегда видно обычным глазом.
· Нельзя всё воспринимать игрой. Жизнь состоит из игр, но она не игра. Начиная игру, нужно помнить, что в игру вовлечён и живой, и неживой мир.
· Принимая, что всё вокруг имеет сердце, человек станет бережнее относиться к окружающему его живому и неживому миру.
· Если принять мысль, что "Сердце есть не у всех", то можно без угрызений совести разрушать все вокруг.
Подведение итогов голосования, выявление лидера
V. Домашнее задание:
1. написать эссе по одному из утверждений для учащихся 8 класса:
· Если человек принимает мысль, что «СЕРДЦЕ ЕСТЬ НЕ У ВСЕХ, то как он ведёт себя с окружающими людьми и миром?
· Если человек принимает мысль, что «ВСЁ В ЖИЗНИ – ТОЛЬКО ИГРА», что может произойти?
· Если человек принимает мысль, что «СЕРДЦЕ ЕСТЬ У ВСЕХ», какие поступки он совершает?
2. составить синквейн о героях сказки для учащихся 5 класса.
Литература:
1. Е. Клюев "Ужасно скрипучая дверь и другие люди", авторский сборник: М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2004 г.
2. Книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями: https://www.livelib.ru/author/27476-evgenij-klyuev