КОНСПЕКТ УРОКА внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Р. Брэдбери «Зеленое утро».
КОНСПЕКТ УРОКА внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Р. Брэдбери «Зеленое утро».
ТЕМА: Мечта о чудесной победе добра в рассказе Рея Брэдбери «Зеленое утро».
ЦЕЛЬ: познакомить с биографией писателя, показать обучающимся своебразие и особенности художественного таланта Брэдбери, философскую глубину, емкость произведений писателя-фантаста, развивать навыки работы с текстом, развивать коммуникативные, исследовательские способности, способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к слову, любви к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Р. Брэдбери, книги писателя-фантаста, фрагменты из видеофильмов по произведениям фантаста.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: обучающиеся знают, что фантастика – жанр литературы, которому принадлежат произведения Р. Брэдбери, рассказывают о творческом пути писателя, дают определение понятия «фантастика», выражают личное отношение к проблеме, поднятой в рассказе, определяют тему и основную мысль произведения, отмечают художественное своеобразие произведения.
Ход урока.
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
- Что такое фантастика как жанр литературы?
- Какие произведения писателей-фантастов вы уже читали?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
- Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, который, по его собственному признанию, ни разу не летал на самолете, не умеет водить машину, а любимом средством передвижения считает велосипед, необыкновенном писателе-фантасте Р.Брэдбери.
- Что вы уже о нем знаете? Предлагаю вам посмотреть отрывок из видеофильма и ответить на следующие вопросы:
- На что обратили внимание при просмотре (много времени проводил в библиотеке, рабочий кабинет полон книг)?
- Какие факты из биографии писателя вас удивили?
Далее можно дополнить рассказ учителя о биографии писателя следующими сведениями:
- Брэдбери не совсем обычный писатель–фантаст. Достаточно обратить внимание на следующие факты из его биографии: Рэя Брэдбери некоторые на Западе считают врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолета. Вот что ответил на это писатель: «Это слегка преувеличено. У нас дома телевизор — с 1954 года. До того времени мы не могли оплачивать его. Когда мы — я, моя жена и две старшие дочки — оказались дома на карантине из-за свинки и перечитали все книги из нашей библиотеки, я взял телевизор напрокат. Мы посмотрели фильм о Шерлоке Холмсе на маленьком экране и... оставили у себя телевизор! Я испытываю страх перед автомобилем, к тому же из меня вышел бы плохой водитель. Лучше избавить уж шоссе от одного убийцы. Что же касается самолета, то мне просто-напросто не очень нравится такая высота. В 1954 году я три дня не мог решиться подняться на Эйфелеву башню, несмотря на насмешки моих дочерей. Я находился там не более двух минут».
Очень широк круг знаний, который питает неуемную фантазию писателя. «Я интересуюсь всеми областями знания, — говорит Рей Брэдбери. — Я изучал разные вещи, иногда довольно поверхностно, но спектр моих поисков широк, а некоторые области я знаю особенно хорошо: психиатрию, философию, поэзию, литературу. Постоянно читаю и перечитываю Бернарда Шоу, прочел всего Мольера. Среди романистов на меня особенно сильно повлияли Сомерсет Моэм, Киплинг, Стейнбек. С детства люблю детективы. Очень интересуюсь искусством Ренессанса, греческой и латинской цивилизациями, особенно Пиранези, страстный поклонник кино. Таким образом, у меня очень широкие культурные интересы... Мысли, которые мы черпаем из столь разных дисциплин, скапливаются и дают вспышку в мозгу, подобную ядерной реакции. В одну секунду из слона рождается муха! Или наоборот».
III.Работа над темой урока
1.Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Р.Брэдбери (домашнее задание предыдущего урока)
2. Аналитичесая работа с текстом рассказа
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Каков Марс в художественном мире Р. Брэдбери?
- Какие моменты в рассказе вас особенно заинтересовали? На что обратили внимание?
- Действие рассказа происходит на Марсе. Как мы понимаем это?
- Как автор изображает Марс?
- Почему Бенджамен Дрискол оказался на Марсе?
- О чем мечтает герой?
- Почему герой в течение месяца не оглянулся туда, откуда пришел?
- Найдите описание дерева. В чем егоособенность? О каком дереве идет речь?
- В чем фантастичность рассказа? В каком образе выступает волшебная сила?
(фантастично условно место и время действия: действие происходит на Марсе, будущее рисуется как действительность сегодняшнего дня. Победа добра показана наглядно благодаря приему фантастики. Волшебная сила заключается в необыкновенном марсианском дожде
- Как вы думаете, почему события рассказа происходят на Марсе? (Главное не только для Земли, но и для Марса –сохранить жизнь)
- В чем смысл названия рассказа? (рассказ выражает надежду на наступление «Зеленого утра» для человечества, потому что в человеке велика потребность делать добро).
- С каким произведениями, прочитанными ранее вы могли бы его сопоставить?
3. Мини-конференция: слушание сообщений о сюжете, идейных особенностях произведений Брэдбери
(«Вельд», «Все лето в один день», «Улыбка», «И грянул гром»)
4. «Мозговой штурм»
― Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его (Р. Брэдбери)
- О чем предупреждает нас писатель в своих произведениях?
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Тема нашего урока «Мечта о чудесной победе добра» Как вы понимаете эти слова? Что такое добро? (определение из словаря Ожегова)
- Приходилось ли вам совершать добрые поступки?
- Почему уже сейчас нужно задуматься о том, что ждет нас в будущем? (мы несем ответственность за будущее, каким оно будет, во многом зависит от нас)
V. Домашнее задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру): О чем заставляет задуматься рассказ «Зеленое утро»?