Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери «Вельд»

36
39
Материал опубликован 1 November 2021 в группе

Урок внеклассного чтения

по рассказу Р. Брэдбери «Вельд». 9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор: Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы

ОО: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

Предмет: литература

Аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов

УМК: любой

Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность  по анализу изучаемого произведения.

Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять  способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.

Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, ответственности за свои поступки, ценностного отношения к родителям, к жизни, к книге; развитие чувства неприятия равнодушия и жестокости.

Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения

Средства обучения: текст рассказа, презентация, буктрейлер, аудиокнига.

Описание.  Урок создан для уроков внеклассного чтения в старших классах. Может использоваться в качестве подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», к ВсОШ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Сценарий урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь и настраивайтесь на урок. Я надеюсь на вашу активную работу. А для начала я хочу вам задать один вопрос: «Что человеку нужно для счастья? Какого человека вы могли бы назвать счастливым?"

Ответы обучающихся

- Конечно, вы правы, слагаемые счастья известны и колеблются в большую или меньшую сторону. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет.

Буктрейлер по рассказу "Вельд"

2. Актуализация знаний и  целеполагание. (Предтекстовая работа).

Показ слайдов презентации (на протяжении урока)

- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы все прочитали произведение, которому сегодня посвящён наш урок, - рассказ Р. Брэдбери «Вельд».


g1635757032.png
Слайд 1 презентации


Запись темы урока


a1635757147.png
Слайд 2 презентации

- Каковы же цели нашего урока, ребята?

Ответы:

Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь.


- Правильно. Ребята, вспомните, какое произведение известного американского фантаста вы уже читали?

Ответы:

Рассказ «Каникулы», герои которого – члены семейства: родители и их сын, - которые чудесным образом остались одни во всей вселенной


- И сегодня на уроке мы продолжаем размышлять над проблемой взаимоотношения родителей и детей.

3. Работа с текстом произведения

1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста


- Ребята, обратили ли вы внимание на год её издания? (1950)

          Фронтальный опрос:

- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 3 лица).

- Как можно сформулировать тему произведения?

- Когда происходит действие в рассказе?


z1635757228.png
Слайд 3 презентации

- Где разворачиваются события произведения? Как автор называет такой тип жилища?

(Это дом «Всё для счастья», он всё делал для благополучия хозяев и вместо них: “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”)


b1635757283.png
Слайд 4 презентации

2) Анализ текста

Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного:

- Кто главные герои рассказа? (Ответы) Дайте Характеристику этой семье. (Ответы)


r1635757755.png
Слайд 5 презентации

- Что в последнее время  беспокоит маму, Лидию Хедли? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. (Детская и дети стали другими, дети отдалились от родителей, стали чужими, им интересна только чудо-комната с вельдом, развлечения с львами и игры в смерть)


p1635757870.png
Слайд 6 презентации

- А что же представляла из себя детская – «чудо совершенства», как говорила мама?

(Это чудо комната площадью 144 кв. м., высотой 10 м. и стоимостью 15000, которая может воплощать в реальность желаемое. Дети полюбили игру в африканский вельд, где львы и стервятники, запах крови, жара от палящего солнца, ужасные крики – как настоящие. Они не хотят с ней расставаться ).

- Да, эта чудо-комната производит впечатляющее, ужасное действие: звуки, температура, запахи, цвета в ней абсолютно правдоподобные, реальные.

o1635757924.png
Слайд 7 презентации



z1635758012.png
Слайд 8 презентации


x1635758046.png
Слайд 9 презентации

- Как повлияла детская с вельдом на детей? (Они стали жестоки, эгоистичны, агрессивны, лживы, далеки от родителей, их ничего не интересует, кроме жестокой реальности)


a1635758114.png
Слайд 10 презентации

- Как далее развиваются события в рассказе? (Врач-психолог советует закрыть детскую и вообще уехать из дома на какое-то время)

- Как дети воспринимают эту новость? (С ними начинается истерика: они просят, умоляют, рыдают, швыряют вещи, угрожают…)


Прослушивание фрагмента из аудиокниги


Фрагмент 1 из аудиокниги
MP3 / 2.87 Мб


- Каков финал повести?



s1635758342.png
Слайд 11 презентации


Фрагмент 2 аудиокниги
MP3 / 3.16 Мб

4. Послетекстовая работа

-  Ребята, каковы ваши впечатления от такого финала книги? (Ответы)

- Подумайте и скажите, каков жанр нашего рассказа? Кстати, он таков же, как в «Каникулах» Р. Брэдбери. Почему вы так считаете?  (Антиутопия)


b1635758557.png
Слайд 12 презентации

- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (страшный африканский вельд становится символом неестественной жестокости, насилия, бесчеловечности, он превращает детей в убийц собственных родителей. А последняя реплика Венди («Чашечку чая?») – страшное свидетельство  того, что в детях не осталось ничего человеческого, их души мертвы.)


4. Подведение итогов урока


- Давайте подведём итоги урока:

- Какие проблемы поднимает это сложное произведение? (Ответы)


g1635758763.png
Слайд 13 презентации

- О чем заставляет задуматься рассказ? Какие нравственные заветы оставляет нам, читателям, Рэй Бредбери?


u1635758819.png
Слайд 14 презентации

-Да, ребята, материальные блага часто создают лишь иллюзию счастья, но не делают людей по-настоящему счастливыми, они, наоборот,  разлагают, губят душу. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.


i1635758965.png
Слайд 15 презентации



m1635759071.png
Слайд 16 презентации

- Рассказ написан в 1950 г. Как вы думаете, а можно ли в наши дни назвать актуальным это произведение? Почему?

(Страшная детская комната Брэдбери - прообраз виртуальной реальности, в которой мы оказываемся, когда заходим во Всемирную паутину и не замечаем, как летит время и проходит жизнь…)


h1635759152.png
Слайд 17 презентации


Аудиофйл, Арсен Мирзоян "Спасите наши души", фрагмент
MP3 / 1.31 Мб

- Ребята, все произведения Рэя Бредбери, хотя они написаны довольно давно, поднимают важные общечеловеческие проблемы. О необходимости спасения человеческой души, духовности в нашем мире говорит ещё один великий роман Бредбери.


h1635759753.png
Слайд 18 презентации


5. Рефлексия

Творческое задание:

1 группа - составление синквейна: Вельд

(Вельд – раскалённый, страшный - калечит, угнетает, развращает – уродует человеческую душу – убийца).

2 группа – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял(-а), что…»

3 группа -  Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.


- Спасибо всем за урок. ( Объявление оценок за урок)


5. Домашнее задание:

e1635759867.png
Слайд 19 презентации

Объясните, как вы понимаете высказывание Р. Брэдбери: «Я испытывал простое и самое большое счастье на свете – я жил». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения, написав сочинение - рассуждение объёмом 80 - 100 слов.

Нарисуйте рисунок к повести – по желанию. 


Презентация
PPS / 4.89 Мб

Ссылка на всю аудиокнигу, читает А. Водяной



Рассказ в полном объёме (ворд)
DOCX / 18.88 Кб

v1635761984.png
Слайд 20 презентации

​​​​​​​

Источники:

 https://youtu.be/rp7803hNETw

https://mp3crown.cc/downloadmp3/8dyagoOfepZ_r-bredberi-velyd-fantastika-chit-aleksandr-vodyanoy.html

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиутопия

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Вельд_(рассказ)

 https://stand.hitplayer.ru/?s=спасите%20наши%20души%20-%20высоцкий%20владимир&p=5

Изображения

 http://kingbook.ucoz.ru/_ld/29/41212589.jpg

https://i.ytimg.com/vi/azAcjvm6VRE/maxresdefault.jpg

https://seeflection.com/wp-content/uploads/2018/03/The-Veldt.jpg

https://is5-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Video/v4/66/d3/ba/66d3baa0-a5d8-38ed-de83-3522ceff97a4/source/800x800bb.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7eb9f724f749f68a7fb16d2ad71b9358&ref=rim&n=33&w=269&h=165

https://sun9-8.userapi.com/c858120/v858120130/1bf2ca/LMwmzZSlpVE.jpg

https://saucyintruder.org/wp-content/uploads/2/1/0/210b80b348ad20a31b30dc18ec09c866.jpeg

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/03/22/16/51/child-4073641_1280.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=мальчик%20и%20девочка%20в%20сафари%20со%20львами%20-%20хищниками%20брэдбери%20картинки&lr=46&p=6&pos=187&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FCaVGRcKWAAAon1-.jpg

https://i11.fotocdn.net/s107/b164af4707b39231/user_m/2327949158.jpg

https://quote-citation.com/quotes_images/1/8938.png

https://cs11.livemaster.ru/storage/topicavatar/600x450/02/b4/cbc25e61f8dceec07e81a9db59bd675db03453.jpg?h=uzm6ztiabKpsyAE_orA2WA

https://i.pinimg.com/736x/94/f8/4f/94f84f404343d5202b0ba3d58e88f1a0--the-veldt-short-stories.jpg

https://i.pinimg.com/736x/94/f8/4f/94f84f404343d5202b0ba3d58e88f1a0--the-veldt-short-stories.jpg

https://pbs.twimg.com/media/EyZ0M_xXMAw0g7x.jpg

https://libra.nsu.ru/storage/global/Zastavka_Bredberi1.jpg

https://cdn.fishki.net/upload/post/201508/22/1637253/20140403013022724_.jpg

https://sun9-40.userapi.com/nq5ZPbyWBu7k9nsKatpURvpFOxJ8FVMcVH4f_Q/E1VJ6t86-Ds.jpg


Ссылка на книгу


Скриншот проверки сценария урока без пояснительной записки (смотрите выше)


p1635760489.png
Комментарии

Спасибо большое, Людмила Юрьевна! Обязательно воспользуемся Вашей работой!

1 November 2021

Благодарю Вас за внимание к моей публикации, Юлия Васильевна!

1 November 2021

Замечательная методическая разработка! Спасибо большое!

1 November 2021

Ирина Владимировна, благодарю Вас за оценку моего труда!

1 November 2021

Спасибо большое, Людмила Юрьевна, за уникальную и самобытную разработку урока! Понравилось всё: содержательная часть урока, грамотное сочетание разных форм, методов и приёмов работы, наличие наглядного - и аудиоматериала (презентация, видеоролик, аудиокнига), активная деятельность обучающихся, наличие обратной связи между учениками и учителем. Интересное решение цветовой гаммы слайдов: преобладание красного цвета как символа опасности, ведь суть рассматриваемого произведения такова, что из-за стремления к комфорту и материальным ценностям люди теряют человеческое лицо!

1 November 2021

Признательна Вам, Елена Владимировна, за такой обстоятельный комментарий: понимание содержания, приёмов и форм урока, его высокую оценку! Рада, что материал понравился! Очень ценю Ваше мнение!

1 November 2021

Я, к сожалению, не читала данного произведения, но прежде, чем написать отзыв, я внимательно прочитала Вашу разработку и в Интернете познакомилась с кратким содержанием рассказа. Ужасный финал! Не хотелось бы до такого дожить!

1 November 2021
Ответ для

Елена Владимировна, рассказ небольшой: в распечатанном виде на листе А4 занимает 8 страниц (печать двусторонняя). Думаю, надо весь текст в ворде добавить.

1 November 2021
Ответ для

Это хорошая идея!

1 November 2021
Ответ для

Сделаю.

1 November 2021

Менее, чем через 3 минуты все комментарии были заминусованы!

1 November 2021

Каждый выбирает для себя: кто-то материалы публикует, а кто-то минусы раздаёт...

1 November 2021

У тебя, минус-особа, руки ещё не отсохли от неблаговидных дел?

1 November 2021

Благодарю за интересный и качественный ресурс!Обожаю Брэдбери! Интерес к его произведениям -заслуга моих выпускников! Обязательно использую материал! А идею с текстом поддерживаю!!!

1 November 2021

Марина Юрьевна, спасибо за внимание к работе! Добавила в публикацию и текст всей книги в ворде (11 страниц), и ссылку на неё.

1 November 2021

ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

1 November 2021

Спасибо большое, Людмила Юрьевна, за разработку!

1 November 2021

Благодарю Вас за комментарий, Людмила Павловна!

1 November 2021

Людмила Юрьевна, спасибо за прекрасный урок! Как всегда, содержательно, ярко, разнообразно, поучительно!

1 November 2021

Татьяна Григорьевна, большое - большое спасибо за душевные слова в адрес разработанного мной урока! Мнение коллег для меня очень важно! Давно хотела этот рассказ на урок вынести, наконец получилось: к ИС готовимся, нерабочая, т. е. свободная от уроков, неделя выдалась, время появилось...

1 November 2021
Показать больше комментариев