Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери «Вельд»
Урок внеклассного чтения
по рассказу Р. Брэдбери «Вельд». 9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы
ОО: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Предмет: литература
Аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов
УМК: любой
Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность по анализу изучаемого произведения.
Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.
Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, ответственности за свои поступки, ценностного отношения к родителям, к жизни, к книге; развитие чувства неприятия равнодушия и жестокости.
Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения
Средства обучения: текст рассказа, презентация, буктрейлер, аудиокнига.
Описание. Урок создан для уроков внеклассного чтения в старших классах. Может использоваться в качестве подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», к ВсОШ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Сценарий урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь и настраивайтесь на урок. Я надеюсь на вашу активную работу. А для начала я хочу вам задать один вопрос: «Что человеку нужно для счастья? Какого человека вы могли бы назвать счастливым?"
Ответы обучающихся
- Конечно, вы правы, слагаемые счастья известны и колеблются в большую или меньшую сторону. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет.
Буктрейлер по рассказу "Вельд"
2. Актуализация знаний и целеполагание. (Предтекстовая работа).
Показ слайдов презентации (на протяжении урока)
- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы все прочитали произведение, которому сегодня посвящён наш урок, - рассказ Р. Брэдбери «Вельд».
Запись темы урока
- Каковы же цели нашего урока, ребята?
Ответы:
Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь.
- Правильно. Ребята, вспомните, какое произведение известного американского фантаста вы уже читали?
Ответы:
Рассказ «Каникулы», герои которого – члены семейства: родители и их сын, - которые чудесным образом остались одни во всей вселенной
- И сегодня на уроке мы продолжаем размышлять над проблемой взаимоотношения родителей и детей.
3. Работа с текстом произведения
1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста
- Ребята, обратили ли вы внимание на год её издания? (1950)
Фронтальный опрос:
- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 3 лица).
- Как можно сформулировать тему произведения?
- Когда происходит действие в рассказе?
- Где разворачиваются события произведения? Как автор называет такой тип жилища?
(Это дом «Всё для счастья», он всё делал для благополучия хозяев и вместо них: “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”)
2) Анализ текста
Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного:
- Кто главные герои рассказа? (Ответы) Дайте Характеристику этой семье. (Ответы)
- Что в последнее время беспокоит маму, Лидию Хедли? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. (Детская и дети стали другими, дети отдалились от родителей, стали чужими, им интересна только чудо-комната с вельдом, развлечения с львами и игры в смерть)
- А что же представляла из себя детская – «чудо совершенства», как говорила мама?
(Это чудо комната площадью 144 кв. м., высотой 10 м. и стоимостью 15000, которая может воплощать в реальность желаемое. Дети полюбили игру в африканский вельд, где львы и стервятники, запах крови, жара от палящего солнца, ужасные крики – как настоящие. Они не хотят с ней расставаться ).
- Да, эта чудо-комната производит впечатляющее, ужасное действие: звуки, температура, запахи, цвета в ней абсолютно правдоподобные, реальные.
- Как повлияла детская с вельдом на детей? (Они стали жестоки, эгоистичны, агрессивны, лживы, далеки от родителей, их ничего не интересует, кроме жестокой реальности)
- Как далее развиваются события в рассказе? (Врач-психолог советует закрыть детскую и вообще уехать из дома на какое-то время)
- Как дети воспринимают эту новость? (С ними начинается истерика: они просят, умоляют, рыдают, швыряют вещи, угрожают…)
Прослушивание фрагмента из аудиокниги
Фрагмент 1 из аудиокниги
MP3 / 2.87 Мб
- Каков финал повести?
Фрагмент 2 аудиокниги
MP3 / 3.16 Мб
4. Послетекстовая работа
- Ребята, каковы ваши впечатления от такого финала книги? (Ответы)
- Подумайте и скажите, каков жанр нашего рассказа? Кстати, он таков же, как в «Каникулах» Р. Брэдбери. Почему вы так считаете? (Антиутопия)
- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (страшный африканский вельд становится символом неестественной жестокости, насилия, бесчеловечности, он превращает детей в убийц собственных родителей. А последняя реплика Венди («Чашечку чая?») – страшное свидетельство того, что в детях не осталось ничего человеческого, их души мертвы.)
4. Подведение итогов урока
- Давайте подведём итоги урока:
- Какие проблемы поднимает это сложное произведение? (Ответы)
- О чем заставляет задуматься рассказ? Какие нравственные заветы оставляет нам, читателям, Рэй Бредбери?
-Да, ребята, материальные блага часто создают лишь иллюзию счастья, но не делают людей по-настоящему счастливыми, они, наоборот, разлагают, губят душу. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.
- Рассказ написан в 1950 г. Как вы думаете, а можно ли в наши дни назвать актуальным это произведение? Почему?
(Страшная детская комната Брэдбери - прообраз виртуальной реальности, в которой мы оказываемся, когда заходим во Всемирную паутину и не замечаем, как летит время и проходит жизнь…)
Аудиофйл, Арсен Мирзоян "Спасите наши души", фрагмент
MP3 / 1.31 Мб
- Ребята, все произведения Рэя Бредбери, хотя они написаны довольно давно, поднимают важные общечеловеческие проблемы. О необходимости спасения человеческой души, духовности в нашем мире говорит ещё один великий роман Бредбери.
5. Рефлексия
Творческое задание:
1 группа - составление синквейна: Вельд
(Вельд – раскалённый, страшный - калечит, угнетает, развращает – уродует человеческую душу – убийца).
2 группа – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял(-а), что…»
3 группа - Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.
- Спасибо всем за урок. ( Объявление оценок за урок)
5. Домашнее задание:
Объясните, как вы понимаете высказывание Р. Брэдбери: «Я испытывал простое и самое большое счастье на свете – я жил». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения, написав сочинение - рассуждение объёмом 80 - 100 слов.
Нарисуйте рисунок к повести – по желанию.
Ссылка на всю аудиокнигу, читает А. Водяной
Рассказ в полном объёме (ворд)
DOCX / 18.88 Кб
Источники:
https://mp3crown.cc/downloadmp3/8dyagoOfepZ_r-bredberi-velyd-fantastika-chit-aleksandr-vodyanoy.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиутопия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вельд_(рассказ)
https://stand.hitplayer.ru/?s=спасите%20наши%20души%20-%20высоцкий%20владимир&p=5
Изображения
http://kingbook.ucoz.ru/_ld/29/41212589.jpg
https://i.ytimg.com/vi/azAcjvm6VRE/maxresdefault.jpg
https://seeflection.com/wp-content/uploads/2018/03/The-Veldt.jpg
https://is5-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Video/v4/66/d3/ba/66d3baa0-a5d8-38ed-de83-3522ceff97a4/source/800x800bb.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7eb9f724f749f68a7fb16d2ad71b9358&ref=rim&n=33&w=269&h=165
https://sun9-8.userapi.com/c858120/v858120130/1bf2ca/LMwmzZSlpVE.jpg
https://saucyintruder.org/wp-content/uploads/2/1/0/210b80b348ad20a31b30dc18ec09c866.jpeg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/03/22/16/51/child-4073641_1280.jpg
https://i11.fotocdn.net/s107/b164af4707b39231/user_m/2327949158.jpg
https://quote-citation.com/quotes_images/1/8938.png
https://i.pinimg.com/736x/94/f8/4f/94f84f404343d5202b0ba3d58e88f1a0--the-veldt-short-stories.jpg
https://i.pinimg.com/736x/94/f8/4f/94f84f404343d5202b0ba3d58e88f1a0--the-veldt-short-stories.jpg
https://pbs.twimg.com/media/EyZ0M_xXMAw0g7x.jpg
https://libra.nsu.ru/storage/global/Zastavka_Bredberi1.jpg
https://cdn.fishki.net/upload/post/201508/22/1637253/20140403013022724_.jpg
https://sun9-40.userapi.com/nq5ZPbyWBu7k9nsKatpURvpFOxJ8FVMcVH4f_Q/E1VJ6t86-Ds.jpg
Скриншот проверки сценария урока без пояснительной записки (смотрите выше)
Юлия Васильевна Воробьева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Гармс Людмила Павловна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна