12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Суслопарова Людмила Юрьевна47373 Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023). Россия, Кировская обл., Уржум Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Методическая разработка урока внеклассного чтения по рассказу Р. Брэдбери "Вельд"
Урок внеклассного чтения
по рассказу Р. Брэдбери «Вельд». 9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Суслопарова Л.Ю., учитель русского языка и литературы
ОО: КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»
Предмет: литература
Аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов
УМК: любой
Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формирования читательской культуры обучающихся, организовать их деятельность по анализу изучаемого произведения.
Развивающая: развивать умение анализировать произведения малой формы, определять способы создания образов литературных героев, учить формулировать авторскую и собственную позицию.
Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся, ответственности за свои поступки, ценностного отношения к родителям, к жизни, к книге; развитие чувства неприятия равнодушия и жестокости.
Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения
Средства обучения: текст рассказа, презентация, буктрейлер, аудиокнига.
Описание. Урок создан для уроков внеклассного чтения в старших классах. Может использоваться в качестве подготовки к итоговому сочинению в 11 классе по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», к ВсОШ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Сценарий урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь и настраивайтесь на урок. Я надеюсь на вашу активную работу. А для начала я хочу вам задать один вопрос: «Что человеку нужно для счастья? Какого человека вы могли бы назвать счастливым?"
Ответы обучающихся
- Конечно, вы правы, слагаемые счастья известны и колеблются в большую или меньшую сторону. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет.
2. Актуализация знаний и целеполагание. (Предтекстовая работа).
Показ слайдов презентации (на протяжении урока)
- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы все прочитали произведение, которому сегодня посвящён наш урок, - рассказ Р. Брэдбери «Вельд».
Запись темы урока
- Каковы же цели нашего урока, ребята?
Ответы:
Обсудить рассказ, подумать, о чем он заставляет задуматься, чему может научить, от каких ошибок предостеречь.
- Правильно. Ребята, вспомните, какое произведение известного американского фантаста вы уже читали?
Ответы:
Рассказ «Каникулы», герои которого – члены семейства: родители и их сын, - которые чудесным образом остались одни во всей вселенной
- И сегодня на уроке мы продолжаем размышлять над проблемой взаимоотношения родителей и детей.
3. Работа с текстом произведения
1). Вопросы на выявление первичного восприятия текста
- Ребята, обратили ли вы внимание на год её издания? (1950)
Фронтальный опрос:
- От чьего лица ведётся повествование в книге? (от 3 лица).
- Как можно сформулировать тему произведения?
- Когда происходит действие в рассказе?
- Где разворачиваются события произведения? Как автор называет такой тип жилища?
(Это дом «Всё для счастья», он всё делал для благополучия хозяев и вместо них: “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”)
2) Анализ текста
Аналитическая беседа по содержанию и осмыслению прочитанного:
- Кто главные герои рассказа? (Ответы) Дайте Характеристику этой семье. (Ответы)
- Что в последнее время беспокоит маму, Лидию Хедли? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. (Детская и дети стали другими, дети отдалились от родителей, стали чужими, им интересна только чудо-комната с вельдом, развлечения с львами и игры в смерть)
- А что же представляла из себя детская – «чудо совершенства», как говорила мама?
(Это чудо комната площадью 144 кв. м., высотой 10 м. и стоимостью 15000, которая может воплощать в реальность желаемое. Дети полюбили игру в африканский вельд, где львы и стервятники, запах крови, жара от палящего солнца, ужасные крики – как настоящие. Они не хотят с ней расставаться ).
- Да, эта чудо-комната производит впечатляющее, ужасное действие: звуки, температура, запахи, цвета в ней абсолютно правдоподобные, реальные.
- Как повлияла детская с вельдом на детей? (Они стали жестоки, эгоистичны, агрессивны, лживы, далеки от родителей, их ничего не интересует, кроме жестокой реальности)
- Как далее развиваются события в рассказе? (Врач-психолог советует закрыть детскую и вообще уехать из дома на какое-то время)
- Как дети воспринимают эту новость? (С ними начинается истерика: они просят, умоляют, рыдают, швыряют вещи, угрожают…)
Прослушивание фрагмента из аудиокниги
Фрагмент 1 из аудиокниги
MP3 / 2.87 Мб
- Каков финал повести?
Фрагмент 2 аудиокниги
MP3 / 3.16 Мб
4. Послетекстовая работа
- Ребята, каковы ваши впечатления от такого финала книги? (Ответы)
- Подумайте и скажите, каков жанр нашего рассказа? Кстати, он таков же, как в «Каникулах» Р. Брэдбери. Почему вы так считаете? (Антиутопия)
- Как вы думаете, в чем смысл названия повести? (страшный африканский вельд становится символом неестественной жестокости, насилия, бесчеловечности, он превращает детей в убийц собственных родителей. А последняя реплика Венди («Чашечку чая?») – страшное свидетельство того, что в детях не осталось ничего человеческого, их души мертвы.)
4. Подведение итогов урока
- Давайте подведём итоги урока:
- Какие проблемы поднимает это сложное произведение? (Ответы)
- О чем заставляет задуматься рассказ? Какие нравственные заветы оставляет нам, читателям, Рэй Бредбери?
-Да, ребята, материальные блага часто создают лишь иллюзию счастья, но не делают людей по-настоящему счастливыми, они, наоборот, разлагают, губят душу. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.
- Рассказ написан в 1950 г. Как вы думаете, а можно ли в наши дни назвать актуальным это произведение? Почему?
(Страшная детская комната Брэдбери - прообраз виртуальной реальности, в которой мы оказываемся, когда заходим во Всемирную паутину и не замечаем, как летит время и проходит жизнь…)
Аудиофйл, Арсен Мирзоян "Спасите наши души", фрагмент
MP3 / 1.31 Мб
- Ребята, все произведения Рэя Бредбери, хотя они написаны довольно давно, поднимают важные общечеловеческие проблемы. О необходимости спасения человеческой души, духовности в нашем мире говорит ещё один великий роман Бредбери.
5. Рефлексия
Творческое задание:
1 группа - составление синквейна: Вельд
(Вельд – раскалённый, страшный - калечит, угнетает, развращает – уродует человеческую душу – убийца).
2 группа – задание продолжить предложение «Прочитав повесть, я понял(-а), что…»
3 группа - Назовите 3 причины, из-за которых нужно прочесть эту книгу.
- Спасибо всем за урок. ( Объявление оценок за урок)
5. Домашнее задание:
Объясните, как вы понимаете высказывание Р. Брэдбери: «Я испытывал простое и самое большое счастье на свете – я жил». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения, написав сочинение - рассуждение объёмом 80 - 100 слов.
Нарисуйте рисунок к повести – по желанию.
Рассказ в полном объёме (ворд)
DOCX / 18.88 Кб
Источники:
Изображения
Скриншот проверки сценария урока без пояснительной записки (смотрите выше)
Комментарии (39)
сменить сортировкуВ ответ Колышкина Елена Владимировна
В ответ Суслопарова Людмила Юрьевна
В ответ Колышкина Елена Владимировна