Урок «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро»» (Литература, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока литературы в 7 классе.
Тема «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».
Разработала учитель русского языка и литературы
Хурумова Залина Таймуразовна
Владикавказ
2014год
Класс: 7
Предмет: литература
Учебник: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.-М.:Просвещение, 2013.
Название раздела: Час мужества. Ю.П.Казаков «Тихое утро»
Тема урока: «Проблема нравственного долга в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: формирование у подростков понятия нравственности на примере конкретного литературного произведения; развивать навыки анализа литературного произведения.
Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.
личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point, учебник, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http://www.library.ru)
Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
Ход урока
«На уроках литературы особая ответственность за духовное воскрешение нашего общества».
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия |
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Психологический настрой детей на урок. - Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость. |
Самоопределение. Оценивание готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности |
личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома. Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. |
Выявление желания продолжить изучение рассказа. |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
1. Проверка домашнего задания. а)Предложить ребятам в двух предложениях сказать, о чем говорится в рассказе. б). Тест на знание содержания произведения. в) Незнакомые слова. Бочаг- яма на дне реки, озера, болота. Косарь- большой нож с толстым и широким лезвием. Рига- крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах. Выползки- черви для наживки. |
1. а)Учащиеся систематизируют и обобщают пройденное на прошлом уроке. б). Класс отвечает на вопросы теста. в)Учащиеся дают определения незнакомым словам |
Постановка цели (целеполагание) |
регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Вопросы учителя: - Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Ребята, на прошлом уроке я попросила вас записать в тетради определение слову нравственность. Давайте попробуем вместе дать толкование этому термину. Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие.. - Очень часто на уроках литературы мы употребляем слово нравственность. Можете ли вы вспомнить произведения, в которых поднимаются нравственные проблемы? |
Знакомство с эпиграфом, учащиеся зачитывают свои варианты толкования термина нравств-ть. Запись в тетрадях. Ребята актуализируют знания, полученные ранее. |
Открытие обучающимися нового знания |
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство). |
1.Вопросы учителя: - Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения») -Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найдя, исследуя «точки» нравственных « взлетов» и «падений». 2. Вопросы учителя. а).Каковы взаимоотношения мальчиков в начале рассказа? б).Почему мальчики ссорятся? Особое внимание обращаем на описание омута. в).Как мальчики ведут себя на рыбалке? г). Что произошло в бочаге? д).По чьей вине произошло несчастье? е). Что предпринимает Яшка? Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»? ж).Первая попытка спасти Володи оказалась неудачной. Как автор описывает природу в этот момент? (с.198) Какой художественный прием используется здесь? з). Почему и Яшка, и Володя заплакали, когда беда уже миновала? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?
В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша, подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места происшествия. Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? - Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. |
1. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои точки зрения. 2.Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания. ж). Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. |
Самостоятельная работа |
коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
1. Учащиеся по группам выполняют самостоятельную работу (задание на карточках, направленное на знание художественно-изобразительных средств). 2. Остальные ребята размышляют над вопросом: Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях? |
Одни ребята заполняют карточки, другие участвуют в обсуждении вопроса. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. личностные: - оценивать результат учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |
1. Проблема, которую поднимает автор в своем рассказе очень актуальна в наши дни. Главное в жизни оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным Учитель предлагает ребятам по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 2. Альтернативное задание. Необходимо выбрать фразу для соседа по парте. -Ты молодец. -Я доволен твоей работой на уроке. -Ты мог бы поработать лучше. 3. Предложить ребятам закончить фразу: «Человека в обществе будут уважать за…» 4.Выставление оценок (с комментариями и пожеланиями). |
Выбирают понравившуюся фразу и доканчивают ее. Строят свои высказывания, аргументируют ответы. Участвуют в дискуссии. |
Домашнее задание |
Задание на выбор: Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим? Подготовить иллюстрации к произведению. |
Записывают домашнее задания. |