Конспект урока "Вода-это жизнь"

3
0
Материал опубликован 15 September

Тема урока: Вода и жизнь. Свойства воды

Учебный предмет:

Класс:

Окружающий мир

3 г

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная:Формировать представления учащихся о свойствах воды

Технологии, методы, приёмы:

ИКТ, Проблемное обучение, словесные методы, наглядные методы, практические методы, кластер, работа в парах, беседа, рассказ, работа в рабочих тетрадях, работа с учебником, ПС.

Тип урока:

Открытие нового знания

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Дают характеристику свойствам воды

Могут представлять различные состояния воды в практических работах

Имеют представление о значении воды


Метапредметные:

Познавательные: 

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Расширить кругозор детей;

Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы.

Коммуникативные: 

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Выполнять парные и групповые задания в классе;

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: 

Понимать цель познавательной деятельности;

Планировать свои действия при выполнении заданий;

Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Личностные: 

Проявляют интерес к изучению темы

Учить самооцениваю

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Фронтальные

Индивидуальные

Парные

Ресурсы:




Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Алексеевна и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Для оценивания вашей работы на уроке мы будем использовать карточки.

Настраиваются на дальнейшую деятельность




Эмоциональное вхождение в урок




Актуализация знаний УУД

- Для того, чтобы узнать, какое новое открытие мы с вами сделаем, нам нужно выполнить 1 задание.

- Перед вами представлены загадки и ребусы. В паре вам необходимо выполнить задание, которое представлено на вашей карточке. Вспомним правила работы в паре.

(Учащиеся называют правила дружной работы)

Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.

Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.

Поблагодарите друг друга за совместную работу.

- На выполнение данной работы у вас будет 1 минута. Проверим вашу работу в группах.

Разгадывают загадки и ребусы

Загадки и ребусы

Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

Выслушиваются ответы детей.

1 пара:/data/files/t1726404338.docx (Раздатка)

- Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».

- Докажите! Почему?

- Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.

2 пара:

- Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам - их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»

- На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».

- Вы догадались верно. Это – вода.

Выслушивание ответов остальных пар.

- Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников.

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

- Запишите тему нашего урока на карточке.

На слайде тема «Знакомая незнакомка»

- Как бы вы объяснили название темы?

Ответы детей:

- Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.

- Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.

- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.

- Какие задачи мы поставим на уроке?

- Что вы знаете о воде?

- Что хотели бы узнать?

- Часто ли вы встречаете воду в своей жизни? А только ли в реках, морях, озёрах и т.д.? Можно ли где-то ещё увидеть воду?

- Предположите, о чём же ещё мы будем говорить?

- Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы. А также мы попробуем с вами увидеть связь воды с различными предметами, которые часто встречаются в нашей жизни. Будем мы это делать вместе с капелькой путешественницей.

Разгадывают загадки и ребусы
















Составляют задачи урока

Загадки и ребусы

Открытие нового знания

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)

- Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только Вода!

- Часто ли вы видите слово «Вода» в различных текстах и т.д.? Действительно, про воду написано множество различных произведений. Мы часто слышим её в нашей речи. Куда же отправится наша капелька? И наша капелька попадает в учебник по литературному чтению и русскому языку. А знаете ли вы фразеологизмы о воде? Что такое фразеологизм?

Давайте, с помощью игры, узнаем связь воды и русского языка. Ученик будет у нас в роли ведущего, а вы - учёными. Ученик будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно.

1. Как две капли воды.

2. Как рыба в воде.

3. Как в воду кануть.

4. В рот воды набрать.

5. Выйти сухим из воды.

6. Как в воду глядеть.

Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.

1 – очень похожие;

- один в один;

- совершенное сходство.

2 – свободно, хорошо;

- как у себя дома;

- спокойно, расслабленно;

3 – провалиться сквозь землю;

- исчезнуть;

4 – промолчать;

- замолчать самому;

5 – остаться безнаказанным;

- избежать проблем;

6 – предчувствовать;

- предвидеть;

- знать заранее

- Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и русского языка, отметьте на карточке один из примеров фразеологизма и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…»

- Посмотрите, что же произошло? Сколько стало капелек? Как вы догадались, что две? Знание какого предмета вам помогло? Куда капелька попадёт дальше? Как же они связаны? Что можно узнать о воде, с помощью математики? Поднимите руку те, кто знал, что вода находится не только вокруг нас, но и внутри нас? Как узнать количество воды в человеке? Где мы можем это узнать? Откройте учебник на странице 51. Найдите информацию об этом в 1 абзаце. Верно, откройте рабочие тетради на странице 29, задание 2. Что нужно сделать? 1 пример попробуем решить вместе. 60 кг – 40 л, 90 кг – 60 л. Посчитайте, сколько воды в вашем теле.

- Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и математики, отметьте на карточке один из примеров формулы и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…»

- А как вы думаете, как может передвигаться капелька? С какой же наукой ещё связана вода? Мы переплываем в географию. Кто из вас знает, что я держу в руках? Это глобус.

- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

- Посмотрим на глобус. Что интересного мы можем увидеть? Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?

Ответы детей:

Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.

- Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.

- Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

- Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас.

- Что вы знаете о водных богатствах на нашей планете? Что к ним относится? Какие реки нашего края вы можете назвать? (Оять, Нева, Свирь).

- Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае.

- Кто может назвать самые крупные реки нашей страны?

(Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.)

- Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны.

- Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах.

- Кто может назвать известные вам моря и океаны.

- Моря - Черное, Каспийское, Мертвое

- Океаны - Тихий, Индийский, Южный

- А есть ли что-то кроме рек, морей и океанов? Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Почему? По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод.

- Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации.

- Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и географии, отметьте на карточке один из примеров морей, океанов или озёр и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…»

- Вода окружает нас повсюду. Но везде ли она одинакова? Почему? Она в различных обликах.

- Отгадайте загадки. О каком состояниях воды идёт речь?

Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)

С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки. 
Им вообще никто не рад,  
Потому что это .... (Град)

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)

Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (Туман)

- Верно, это всё вода. Но какие у них отличия? У них разные состояния. Кто может назвать эти состояния? В науке их называют: жидкое, газообразное, твёрдый. И все эти состояния воды имеют большое значение в жизни людей.

- Куда же мы перемещаемся дальше? А мы перемещаемся в учебник по окружающему миру.

- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека?

- Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.

- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.









Ответы детей







Игра «Фразеологизм»























Ищут информацию

Мультимедийная презентация






































Работа с учебником


















Вопросы к тексту




















Работа в парах

Физкультминутка

Физминутка про воду

Выполняют упражнения

Физкультминутка

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

- Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. Мы попробуем себя в роли гидрологов. Кто такие гидрологи?

1) Правила работы в лабораториях.

- В нашей лаборатории работают по парам. Я буду руководителем ваших лабораторий. Вы сможете увидите различные опыты с водой, а после этого подумать о каком свойстве воды идёт речь.

- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

Ответы детей:

- Быть осторожными с веществами и приборами.

- Следовать чётко по инструкции.

- Ничего не пробовать на вкус.

- А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране.

Опыт № 1/data/files/h1726404301.docx (Раздатка)

Проблема: Имеет ли вода цвет?

1. Как мы можем это узнать? Налить воду в стакан и сравнить с цветовой гаммой.

Вода____________________

2. А как изменить цвет воды? А что будет, если в воду добавить краски___________________________.

3. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради.

Опыт № 2

Проблема: Имеет ли вода запах?

1. Как мы можем это узнать? Налить воду в стакан и понюхать

Вода____________________

2. А можно ли изменить запах воды? Если в воду мыло налить, то  ___________________________.

3. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради.

Опыт № 3

Проблема: Вода прозрачная?

1. Как мы это узнаем? Налить воду в стакан и поставить что-то напротив него

Вода____________________

3. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради.

Опыт № 5

Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

1. Как мы можем это выяснить? Что для этого нужно? Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

Они (напиши)__________________________________.

2.  Вывод: вода  хороший (допиши)  ___________________________.

3. Подумай, как человек использует это свойство

Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради.

Опыт № 6

Проблема: Вода спокойно переливается в различные сосуды. Почему это происходит?

Цель: доказать, что вода текучая

1. Как мы это узнаем? Перелить воду в различные сосуды.

2. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

3. Подумай, как человек использует это свойство?  

Результаты фиксируются в таблицу.

Опыт № 7

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему вода при замораживании уменьшается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1. Как мы можем это узнать? Но давайте посмотрим на другой способ. Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра?

Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________.

2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________. Почему так происходит? Верно, частицы и молекулы, которые есть в воде начинают быстро перемещаться в разные стороны и вода начинает расширяться.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой.  Что ты наблюдаешь?  

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________.

4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ . Почему так происходит? Верно, частицы и молекулы, которые есть в воде начинают замедляться, и вода начинает сжиматься.

 5. Подумай, где человек использует это свойство?

Результаты фиксируются в таблицу.

- Расскажите, что мы сделали и к каким выводам пришли.

- Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!

- Рядом с пунктом Связь воды и окружающего мира, отметьте на карточке один из примеров вывода из опытов и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…»

Но это ещё не всё. Куда теперь упала капелька? Какие у вас возникли ощущения? Как можно решить проблему загрязнения воды? Верно, можно беречь воду и не бросать в неё мусор. Но в современном мире большое количество воды загрязнено. Даже существует 7 мусорных островов, которые плавают в океанах. Как можно спасти эту воду? Но какая возникает проблема? А есть ли способ это исправить? Верно, фильтрация воды. Как это можно сделать?












Ответы детей












Слушают












Работа в парах









Проведение опыта

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

В паре вы попробуем профильтровать воду. Опыт

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

Вода (напиши)__________________________________________________

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода  (что делает)___________________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу.

- Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и экологии, отметьте на карточке один из примеров вывода из опытов и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…»

Работают в рабочей тетради

Работа в рабочей тетради



Проведение опыта

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных зун и ууд

-Давайте сейчас еще раз вспомним, о чем говорили сегодня на уроке и сделаем кластер.

-Перед этим вспомним, что же такое кластер? Это схема, в которой от одного понятия идут другие. На доске вы видите схему с незаполненными кружками, вам нужно заполнить эти кружки.

-Тему кластера вы видите в первом верхнем кружке: Вода

-Ответы принимаю по поднятой руке!

-Что мы напишем в правый второй кружок?

-Что мы можем написать от кружка «Свойства»?

-А что мы напишем от кружка «Состояние»

-Хорошо, посмотрите, какой кластер у нас получился (кластер на доске)

-Перепишите его в тетрадь

- У нас с вами получилось оформить кластер, но это не всё. Ваша задача, с помощью кластера продумать небольшой рассказ про Воду. Давайте прослушаем несколько ответов.

Обсуждают и составляют

Кластер

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся

- Что же мы сегодня с вами узнали?

- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю каждому сформулировать в вопрос и ответ на него. Например, «Я хочу спросить Диму. Вода сжимается при охлаждении? Дима: Да, вода сжимается при охлаждении, так как молекулы и частицы в ней замедляются.

- Молодцы, вы много нового смогли узнать на уроке.

Формулируют предложения

Хочу спросить друга

Рефлексия деятельности

- Что для вас было самым интересным на уроке?

- О чём захотелось ещё узнать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

- Смогли ли мы решить поставленные задачи?

- Давайте оценим нашу работу на уроке на, уже заполненной, карточке. Осталось добавить оценивание. Поставьте + тех местах, где вы верно выполнили задание без помощи учителя. Поставьте ! в тех, местах, где остались вопросы по заданию. Поставьте ? в тех местах, где ещё нужно повторить материал или повторно закрепить.

- Домашнее задание: поэкспериментировать дома с водой. Поставьте воду в холодильник и заморозить её. Что с ней произойдет: она увеличится или уменьшится?


Продолжи фразу


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.