Конспект урока "Вода-это жизнь"
Тема урока: Вода и жизнь. Свойства воды
Учебный предмет: Класс: | Окружающий мир 3 г | ||
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная:Формировать представления учащихся о свойствах воды | ||
Технологии, методы, приёмы: | ИКТ, Проблемное обучение, словесные методы, наглядные методы, практические методы, кластер, работа в парах, беседа, рассказ, работа в рабочих тетрадях, работа с учебником, ПС. | ||
Тип урока: | Открытие нового знания | ||
Планируемые результаты урока: | |||
Предметные: Дают характеристику свойствам воды Могут представлять различные состояния воды в практических работах Имеют представление о значении воды | Метапредметные: Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Расширить кругозор детей; Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы. Коммуникативные: Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; Выполнять парные и групповые задания в классе; Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: Понимать цель познавательной деятельности; Планировать свои действия при выполнении заданий; Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Личностные: Проявляют интерес к изучению темы Учить самооцениваю | ||
Организация пространства: | |||
Формы работы по организации деятельности детей: Фронтальные Индивидуальные Парные | Ресурсы: |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы |
Организационный момент | - Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Алексеевна и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Для оценивания вашей работы на уроке мы будем использовать карточки. | Настраиваются на дальнейшую деятельность | Эмоциональное вхождение в урок |
Актуализация знаний УУД | - Для того, чтобы узнать, какое новое открытие мы с вами сделаем, нам нужно выполнить 1 задание. - Перед вами представлены загадки и ребусы. В паре вам необходимо выполнить задание, которое представлено на вашей карточке. Вспомним правила работы в паре. (Учащиеся называют правила дружной работы) Будьте вежливы. Не перебивайте товарища. Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе. Поблагодарите друг друга за совместную работу. - На выполнение данной работы у вас будет 1 минута. Проверим вашу работу в группах. | Разгадывают загадки и ребусы | Загадки и ребусы |
Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности | Выслушиваются ответы детей. 1 пара:/data/files/t1726404338.docx (Раздатка) - Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода». - Докажите! Почему? - Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода. 2 пара: - Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам - их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО» - На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода». - Вы догадались верно. Это – вода. Выслушивание ответов остальных пар. - Ребята, мне понравилось, как вы работали в группах, соблюдали все правила. Прекрасно обосновывали свою точку зрения, адекватно использовали речевые средства и умели выслушать ответы своих одноклассников. - Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. - Запишите тему нашего урока на карточке. На слайде тема «Знакомая незнакомка» - Как бы вы объяснили название темы? Ответы детей: - Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем. - Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды. - Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах. - Какие задачи мы поставим на уроке? - Что вы знаете о воде? - Что хотели бы узнать? - Часто ли вы встречаете воду в своей жизни? А только ли в реках, морях, озёрах и т.д.? Можно ли где-то ещё увидеть воду? - Предположите, о чём же ещё мы будем говорить? - Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы. А также мы попробуем с вами увидеть связь воды с различными предметами, которые часто встречаются в нашей жизни. Будем мы это делать вместе с капелькой путешественницей. | Разгадывают загадки и ребусы Составляют задачи урока | Загадки и ребусы |
Открытие нового знания | -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник) - Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда Струя водопада и брызги фонтана И все это – только Вода! - Часто ли вы видите слово «Вода» в различных текстах и т.д.? Действительно, про воду написано множество различных произведений. Мы часто слышим её в нашей речи. Куда же отправится наша капелька? И наша капелька попадает в учебник по литературному чтению и русскому языку. А знаете ли вы фразеологизмы о воде? Что такое фразеологизм? Давайте, с помощью игры, узнаем связь воды и русского языка. Ученик будет у нас в роли ведущего, а вы - учёными. Ученик будет называть вам фразеологизмы о воде, одновременно бросая вам мяч, а вы должны будете объяснить смысл этого фразеологизма и бросить мяч обратно. 1. Как две капли воды. 2. Как рыба в воде. 3. Как в воду кануть. 4. В рот воды набрать. 5. Выйти сухим из воды. 6. Как в воду глядеть. Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются. 1 – очень похожие; - один в один; - совершенное сходство. 2 – свободно, хорошо; - как у себя дома; - спокойно, расслабленно; 3 – провалиться сквозь землю; - исчезнуть; 4 – промолчать; - замолчать самому; 5 – остаться безнаказанным; - избежать проблем; 6 – предчувствовать; - предвидеть; - знать заранее - Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и русского языка, отметьте на карточке один из примеров фразеологизма и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…» - Посмотрите, что же произошло? Сколько стало капелек? Как вы догадались, что две? Знание какого предмета вам помогло? Куда капелька попадёт дальше? Как же они связаны? Что можно узнать о воде, с помощью математики? Поднимите руку те, кто знал, что вода находится не только вокруг нас, но и внутри нас? Как узнать количество воды в человеке? Где мы можем это узнать? Откройте учебник на странице 51. Найдите информацию об этом в 1 абзаце. Верно, откройте рабочие тетради на странице 29, задание 2. Что нужно сделать? 1 пример попробуем решить вместе. 60 кг – 40 л, 90 кг – 60 л. Посчитайте, сколько воды в вашем теле. - Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и математики, отметьте на карточке один из примеров формулы и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…» - А как вы думаете, как может передвигаться капелька? С какой же наукой ещё связана вода? Мы переплываем в географию. Кто из вас знает, что я держу в руках? Это глобус. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. - Посмотрим на глобус. Что интересного мы можем увидеть? Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему? Ответы детей: – Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой. - Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты. - Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода. - Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас. - Что вы знаете о водных богатствах на нашей планете? Что к ним относится? Какие реки нашего края вы можете назвать? (Оять, Нева, Свирь). - Молодцы, вы отлично знаете, какие реки протекают в нашем крае. - Кто может назвать самые крупные реки нашей страны? (Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур и др.) - Замечательные ответы, ребята! Вы имеете хорошие знания о названиях крупных рек нашей страны. - Красоту воды мы видим и в морях, и в океанах. - Кто может назвать известные вам моря и океаны. - Моря - Черное, Каспийское, Мертвое - Океаны - Тихий, Индийский, Южный - А есть ли что-то кроме рек, морей и океанов? Красоту мы видим и в глубине озер. Озера называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Почему? По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод. - Достойные ответы! Молодцы! Очень порадовали меня своими знаниями. Хорошо ориентируетесь в понятиях «море» и «океан» и не допускаете ошибок в классификации. - Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и географии, отметьте на карточке один из примеров морей, океанов или озёр и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…» - Вода окружает нас повсюду. Но везде ли она одинакова? Почему? Она в различных обликах. - Отгадайте загадки. О каком состояниях воды идёт речь? Серебристая Морковка С неба падают крупинки, Зимой греет, Сквозь густую пелену - Верно, это всё вода. Но какие у них отличия? У них разные состояния. Кто может назвать эти состояния? В науке их называют: жидкое, газообразное, твёрдый. И все эти состояния воды имеют большое значение в жизни людей. - Куда же мы перемещаемся дальше? А мы перемещаемся в учебник по окружающему миру. - А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека? - Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. - Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. - Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. - А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. - Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др. - Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства. | Ответы детей Игра «Фразеологизм» Ищут информацию | Мультимедийная презентация Работа с учебником Вопросы к тексту Работа в парах |
Физкультминутка | Физминутка про воду | Выполняют упражнения | Физкультминутка |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | - Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. Мы попробуем себя в роли гидрологов. Кто такие гидрологи? 1) Правила работы в лабораториях. - В нашей лаборатории работают по парам. Я буду руководителем ваших лабораторий. Вы сможете увидите различные опыты с водой, а после этого подумать о каком свойстве воды идёт речь. - Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить? Ответы детей: - Быть осторожными с веществами и приборами. - Следовать чётко по инструкции. - Ничего не пробовать на вкус. - А теперь сравните свои версии и те, которые вы видите на экране. Опыт № 1/data/files/h1726404301.docx (Раздатка) Проблема: Имеет ли вода цвет? 1. Как мы можем это узнать? Налить воду в стакан и сравнить с цветовой гаммой. Вода____________________ 2. А как изменить цвет воды? А что будет, если в воду добавить краски___________________________. 3. Подумай, как человек использует это свойство Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради. Опыт № 2 Проблема: Имеет ли вода запах? 1. Как мы можем это узнать? Налить воду в стакан и понюхать Вода____________________ 2. А можно ли изменить запах воды? Если в воду мыло налить, то ___________________________. 3. Подумай, как человек использует это свойство Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради. Опыт № 3 Проблема: Вода прозрачная? 1. Как мы это узнаем? Налить воду в стакан и поставить что-то напротив него Вода____________________ 3. Подумай, как человек использует это свойство Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради. Опыт № 5 Проблема: Почему крупинки сахара (соли) исчезают в воде? Цель: доказать, что вода хороший растворитель. 1. Как мы можем это выяснить? Что для этого нужно? Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью? Они (напиши)__________________________________. 2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________. 3. Подумай, как человек использует это свойство Результаты фиксируются в таблицу в рабочей тетради. Опыт № 6 Проблема: Вода спокойно переливается в различные сосуды. Почему это происходит? Цель: доказать, что вода текучая 1. Как мы это узнаем? Перелить воду в различные сосуды. 2. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________. 3. Подумай, как человек использует это свойство? Результаты фиксируются в таблицу. Опыт № 7 Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему вода при замораживании уменьшается? Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Инструкция по проведению опыта: 1. Как мы можем это узнать? Но давайте посмотрим на другой способ. Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? Жидкость в столбике термометра (напиши)_______________________. 2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________. Почему так происходит? Верно, частицы и молекулы, которые есть в воде начинают быстро перемещаться в разные стороны и вода начинает расширяться. 3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь? Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________. 4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ . Почему так происходит? Верно, частицы и молекулы, которые есть в воде начинают замедляться, и вода начинает сжиматься. 5. Подумай, где человек использует это свойство? Результаты фиксируются в таблицу. - Расскажите, что мы сделали и к каким выводам пришли. - Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас! - Рядом с пунктом Связь воды и окружающего мира, отметьте на карточке один из примеров вывода из опытов и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…» Но это ещё не всё. Куда теперь упала капелька? Какие у вас возникли ощущения? Как можно решить проблему загрязнения воды? Верно, можно беречь воду и не бросать в неё мусор. Но в современном мире большое количество воды загрязнено. Даже существует 7 мусорных островов, которые плавают в океанах. Как можно спасти эту воду? Но какая возникает проблема? А есть ли способ это исправить? Верно, фильтрация воды. Как это можно сделать? | Ответы детей Слушают | Работа в парах Проведение опыта |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | В паре вы попробуем профильтровать воду. Опыт Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой? Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать) Инструкция по проведению опыта. 1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________. 2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел? Вода (напиши)__________________________________________________ 3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел? Вода (что делает)___________________________________. 3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________. 4. Подумай, как человек использует это свойство воды. Результаты фиксируются в таблицу. - Молодцы, рядом с пунктом Связь воды и экологии, отметьте на карточке один из примеров вывода из опытов и запишите «Мне бы пригодилось это знание в…» | Работают в рабочей тетради | Работа в рабочей тетради Проведение опыта |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных зун и ууд | -Давайте сейчас еще раз вспомним, о чем говорили сегодня на уроке и сделаем кластер. -Перед этим вспомним, что же такое кластер? Это схема, в которой от одного понятия идут другие. На доске вы видите схему с незаполненными кружками, вам нужно заполнить эти кружки. -Тему кластера вы видите в первом верхнем кружке: Вода -Ответы принимаю по поднятой руке! -Что мы напишем в правый второй кружок? -Что мы можем написать от кружка «Свойства»? -А что мы напишем от кружка «Состояние» -Хорошо, посмотрите, какой кластер у нас получился (кластер на доске) -Перепишите его в тетрадь - У нас с вами получилось оформить кластер, но это не всё. Ваша задача, с помощью кластера продумать небольшой рассказ про Воду. Давайте прослушаем несколько ответов. | Обсуждают и составляют | Кластер |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | - Что же мы сегодня с вами узнали? - Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю каждому сформулировать в вопрос и ответ на него. Например, «Я хочу спросить Диму. Вода сжимается при охлаждении? Дима: Да, вода сжимается при охлаждении, так как молекулы и частицы в ней замедляются. - Молодцы, вы много нового смогли узнать на уроке. | Формулируют предложения | Хочу спросить друга |
Рефлексия деятельности | - Что для вас было самым интересным на уроке? - О чём захотелось ещё узнать? - Кого можно поблагодарить за урок? - Смогли ли мы решить поставленные задачи? - Давайте оценим нашу работу на уроке на, уже заполненной, карточке. Осталось добавить оценивание. Поставьте + тех местах, где вы верно выполнили задание без помощи учителя. Поставьте ! в тех, местах, где остались вопросы по заданию. Поставьте ? в тех местах, где ещё нужно повторить материал или повторно закрепить. - Домашнее задание: поэкспериментировать дома с водой. Поставьте воду в холодильник и заморозить её. Что с ней произойдет: она увеличится или уменьшится? | Продолжи фразу |