Конспект урока окружающего мира «Живая и не живая природа» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 30 September

Этапы урока

Ход урока

Средства обучения

УУД

1. Организационный момент.

 

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна, и я проведу у вас урок окружающего мира.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах.

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.

Слайд 1

Л-1

2. Актуализация знаний.

 

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые,почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

 

К-1

П-6

 

3. Формулирование темы и задач урока.

 

- Отгадайте загадку, чтобы узнать, к какому времени года мы отправимся сегодня в гости?

Пришла пора зиме на смену,

Природу пробудила ото сна.

Растаял снег, клин птиц плывёт по небу,

Тепло нам принесла … ВЕСНА

- Так в какое время года мы с вами отправимся?

- Мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

1. Чтение стихотворения учеником

А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока. 2'

Я. Аким

Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня — прямиком шлепает по лужам,

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой

Барабанит по стеклу серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,

Скоро множество птенцов выглянут наружу.

Тучи по небу пройдут, и тебе впервые

На ладошку упадут капли дождевые.

- Как тема нашего урока? ( В гости к весне)

Скажите , а как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе?

целеполагание

- Итак, ребята, перед нами проблемка. Мы не знаем как взаимосвязаны между собой весенние явления в живой и неживой природе. И это нам предстоит выяснить.

-Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Узнаем о весенних изменениях в природе: в живой и неживой природе и о их взаимосвязи.)

- Я хочу поставить перед вами еще одну задачу: Быстро и точно находить информацию в учебнике. Как вы думаете, для чего оно нам необходимо?

Слайд 2

 

Р-1

Р-2

П-1

4. Работа по теме урока.

 

1. Работа в парах. 

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки  Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)

Карточка

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День становится короче. День становится длиннее.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули?

- Давайте попробуем выделить самый главный признак прихода весны. (День становится длиннее и стало теплее

2. Работа по учебнику с 86-87

-Начинаем наше путешествие и первая остановка у нас будет называться «Неживая природа».

-Для того чтобы узнать какие изменения происходят в неживой природе вам необходимо ознакомиться с рассказом в учебнике на с. 86.

-Начнет читать…

-Молодцы, а теперь о всех перечисленных весенних явлений природы мы поговорим по отдельности.

1. (на доску учитель вывешивает солнышко).

– Как светит солнце весной? (ярче, сильнее, теплеее, день длиннее).

2(на доску учитель вывешивает небо).

-Какое по цвету весеннее небо?(голубое)

- Какие осадки выпадают весной? ( в марте снег, а в апреле и мае дождь)

3. (на доску учитель вывешивает снег и лед)

- Что происходит со снегом и льдом на реках? (на реках начинается ледоход)

4. (на доску учитель вывешивает почвы).

- Что происходит весной с почвой? (она оттаивает).

-Итак, какие же изменения происходят весной в неживой природе? Как они связаны между собой? ( Солнце выше поднимается над линией горизонта, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед, пова пропитывается влагой).

3. Работа с картиной в учебнике

- Обратите внимание на то, как художник И. Левитан отобразил половодье на с 87.

- Как вы думаете, почему он дал такое название своей картине – «Весна. Большая вода»?

4. Работа по учебнику с 88

-А теперь пришло время поговорить о изменениях, которые происходят в живой природе с приходом весны.

- И начнем с изменением в жизни растений

-Для этого нам необходимо прочитать рассказ в учебнике на с. 88

- Что происходит с кустарниками , деревьями, травянистыми растениями? (распустились листья).

-Этим растениям не требуется много тепла. На стр. 88 учебника мы видим раннецветущие растения. Назовите их. Прочитаем про них.

5. рассказ учителя о первоцветах.

- А сейчас чтобы ответить на вопрос какие растения зацветают первыми послушайте меня.

Еще не везде растаял снег, а уже появляются первые весенние цветы – первоцветы. Наиболее известный – примула, называние цветка так и переводится – «цветущий первым». В народе же первоцветами называют растения, период массового цветения которых приходится на раннюю весну. В ботанических дебрях разбираться мы не станем, а лучше подберем раннецветущие растения для сада. Они очень неприхотливы в выращивании, и весной порадуют первым цветением когда другие растения еще только начинают пробуждаться. Подснежник. Этот нежный белый цветок всем знаком. Он первым появляется на проталинках после зимы и ему не страшны ни весенние заморозки, ни зимние морозы, ни выпавший весной снег. Сначала появляется пара листочков и вслед за ними распускаются белые колокольчики. Они любят полутень и практически не требуют ухода. Медуница. Растение очень ценится садоводами за красоту, неприхотливость и ранние сроки цветения. Ранней весной медуница покрывается множеством мелких цветков в форме колокольчиков белого, фиолетового, бледно – голубого, розового, лилового цвета. Нередко на одном растении бывают цветки разных оттенков – розовые и лиловые – медуницы легко переопыляются между собой и возможны самые разные цветовые сочетания. В высоту медуница вырастает до полуметра и также разрастается в ширину.

Там, где есть хотя бы небольшое возвышение, залитое солнцем, после снега могут возвестить о начале весны жёлтенькие огонёчки – цветы мать-и-мачехи.

Корзинки жёлтых цветов, ползучее корневище, стебель, покрытый чешуйками, нитевидные корни – вот что представляет собой мать-и-мачеха.

Лишь только цветочки отцветают, на их месте возникают небольших размеров белые шарики, напоминающие одуванчики.

В одиночку мать-и-мачеха расти не любит, предпочитает «гнездиться» семьями. Семья процветает долго – на месте увядающих растений тут же появляются новые.

Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны – мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям — тёплые.

Тепло в жизни идёт от матери. Ну а холодок…Вот и назвали весенний первоцвет – мать-и-мачеха.

Мать-и-мачеха, не дожидаясь прихода истинной весны, может появиться и под снегом. Точнее сказать, под тонким ледовым панцирем. Когда активность солнца повышается, то на месте прошлогоднего растения, под ледово-снежной коркой создаётся определенный микроклимат, способствующий пробуждению цветка.

У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?(первоцветы: медуница, мать-и-мачеха, подснежник)

5. Физминутка

Руки подняли и покачали – 
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – 
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – 
Крылья сложили назад.

6. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

-А сейчас мудрая черепаха предлагает закрепить ваши знания и выполнить в рабочей тетради на стр. 56 №4.

- Соедините линиями рисунки и таблички с названиями растений.

Взаимопроверка по презентации

 7. Охрана растений

Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

-Многие из вас собирают букеты весенних цветов. Хорошо ли это? Почему?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? Прочитайте на слайде

1.в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса;

2.букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке;

Слайд 3,4

П-2

П-3

П-5

П-7

К-1

5. Продолжение работы по теме урока.

 

- Не только растения реагируют на появление тепла.

- Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

- Акак вы думаете, что происходит с насекомыми и птицами весной? ( с приходом тепла насекомые выбираются из укрытий, возвращаются в родные края птицы. Для них стало больше корма.)

8. Рассказ учителя о птицах.

- А сейчас послушайте рассказ о птицах.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называются перелетными.

Грачи. Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной , и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам  другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое ( особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем  детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

А какие перелетные птицы знаете вы? (Жаворонки, зяблики, дрозды, трязогуска, дрозд, чибис, иволга, малиновка, кукушка, соловей).

- Ребята, каким должно быть главное условие весны, чтобы вернулись птицы? ( тепло, появление насекомых)

- А сейчас прочитаем о птицах в учебнике на с. 89.

9. Работа с картинкой в учебнике.

-Ребята посмотрите на картинку на с. 89 и попробуйте догадаться какая птица изображена на рисунке.

-Какая птица изображена на 1 рисунке? (скворец)

-Какая птица изображена на 2 рисунке? (зяблик)

-Какая птица изображена на 3 рисунке? (Жаворонок)

-Какая птица изображена на 4 рисунке? (Трясогузка)

-Молодцы ребята.

 Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 22)

Можем ли мы на него сейчас ответить?

10. Работа в парах 

- Все события весной наступают в определённом порядке.

Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 5 возле каждого предложения так, чтобы был правильный порядок).

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.5

Зацветают растения.3

Тает снег. 2

Появляются насекомые.4

Больше солнечного света. 1

- Проверка по слайду. (Слайд 25)

Работа в группах. (Слайд 26)

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека.

- Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану

Карточка № 3.

Весна приходит к нам сразу после ________.

Весенние месяцы – это ____,_____,_____.

Весну можно узнать по таким признакам _______,

Какие раннецветущие растения появляются весной?

Какая особенность раннецветущих растений?

Охрана раннецветущих растений.

Какие птицы прилетают к нам весной?

Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?

Забота о птицах весной.

- Проверка.

(Рассказ детей по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы.

Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

Слайд 6-10

П-3

П-7

К-1

6. Итог урока

- Наше путешествие подходит к концу.

-Как вы думаете ответили мы на главный вопрос урока?

-Что нового узнали на уроке?

- Какие изменения происходят в неживой природе?

- Какие изменения происходят в живой природе?

-Что было интересным на уроке?

-Что было сложным на уроке?

Схема реки

Цветные фигуры кораблей

Р-3

К-1

7. Рефлексия

 

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Сегодня на уроке …

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке


t1727700090aa.gift1727700090ab.gift1727700090ac.gif

 

человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

 

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы Михаила Михайловича Пришвина:

«Всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их? Запомните эти слова.

- Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Слайд 11

Р-3

К-1

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

 

- Читать с.86-89

- Ответить на вопросы (с. 89) учебника.

Слайд 12

 

Окружающий мир, 2 класс

Тема: «В гости к весне»
Тип: урок «открытия новых знаний»

Цель: Знакомить учащихся с весенними явлениями в живой и неживой природе

Задачи:

1. формировать знания о весенних изменениях в природе.

2. Развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе

3. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

 
Оборудование: учебник, карточки, ИКТ, смайлики для рефлексии.

УУД:

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации в учебнике;

- сравнение и группировка предметов, объектов по нескольким основаниям; нахождение закономерностей;

- наблюдение и формулировка самостоятельных простых выводов.

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;

- формирование умения работать в информационно-образовательной среде, осуществлять выбор партнёра, материалов.

Личностные УУД:

- воспитание чувства любви к родной природе, родному краю;  


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.