Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая природа»
| ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА» |
«Утверждаю» Директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ ________________ Д.В. Моргун « » г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Программа естественнонаучной направленности
Уровень программы: углубленный
Программа рассчитана на обучающихся 12 - 17 лет.
Срок реализации –3 года
Одобрена:
Педагогическим советом ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ
Протокол № __ от « » 2018 г.
Автор программы: Леонов Виталий Михайлович, Леонов Сергей Витальевич
Москва, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы. Программа естественнонаучной направленности, углубленного уровня, рассчитана на 3 года обучения по 144 часа (или 184 часа в год), по 4 часа в неделю.
Актуальность и особенности программы. Данная программа направлена на формирование у детей экологической культуры, биоцентрического мировоззрения и овладение навыками в области театрального искусства, что позволит учащимся внести реальный вклад в охрану природы. Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Программа написана для обычных детей и рассчитана на то, что занятия в данном объединении помогут школьникам в развитии их творческих способностей, разовьют детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, повысят уверенность в себе. Ведь театр не только развлекает, но и воспитывает морально и эстетически.
Главный принцип программы основан на общепедагогической установке – путь от простого к более сложному. Занятия построены так, чтобы были доступны и интересны детям, будили их творческую инициативу, создавали ощущения необычности и увлекательности, вызывали положительные эмоции в приобщении к волшебному миру природы.
Итоговое занятие в конце года – показ спектакля. Спектакль, как художественное произведение, живет лишь в те часы, когда идет на сцене. А для успешного выступления необходим предварительный настрой, мобилизация внимания, воображения, памяти и чувств. Дальнейшим продолжением учебной образовательной работы с группой может быть проведение в летние школьные каникулы выездной исследовательской экспедиции в один из районов России.
Способность к эстетическому переживанию, связанному с красотой и величием планеты, отражение системы знаний о живом в художественно-творческой деятельности - это фундамент экологического воспитания ребенка, источник формирования экологической культуры и бережного отношения к природе.
Программа 1-го года обучения рассчитана на 184 часа и на 144 часа, из расчета 4 часа в неделю. Учащиеся получают знания по биологии, экологии, знакомятся со сценической грамотой. Важный момент 1-го года обучения – снятие психологических и мышечных зажимов, формирование свободного общения со сверстниками и способности выражать свое мнение. На занятиях ребята получают экологические, биологические, театральные знания, им создаются условия для повышения интереса к изучению природных процессов. Посредством этюдов первых театральных постановок у ребят формируется экологическая культура.
Программа 2-го года обучения рассчитана на 184 часа и на 144 часа, из расчета 4 часа в неделю. Учащиеся углубляют свои знания, умения и навыки в области естественных наук и театрального искусства. Программа предполагает больше самостоятельности в проявлении фантазии, в анализе полученных знаний и принятии решений (в постановочной работе).
Программа 3-го года обучения рассчитана на 184 часа и 144 часа в год, из расчета 4 часа неделю. Учащиеся углубляют свои знания, умения и навыки в области естественных наук и театрального искусства.
Тематика всех трёх лет обучения построены одинаково. Однако содержание разделов отличаются: второй и третий годы обучения предполагает более серьезный и глубокий подход к темам раздела. В них раскрываются другие понятия, ставятся иные задачи. Главный принцип программы основан на общепедагогической установке – путь от простого к более сложному.
Цель программы - сформировать экологическую культуру и мировоззрение, повысить уровень экологической подготовки обучающихся, раскрыть их творческий потенциал при выполнении заданий и прохождении занятий.
Задачи.
Обучающие:
- поэтапное и целенаправленное формирование мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, определение и объяснение понятий, конкретизация, умение видеть противоречия);
- расширение знаний по экологии, биологии;
- формирование знаний в области театрального искусства и исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развитие творческих способностей ребенка;
- развитие индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
- развитие и поддержка талантливых учащихся;
- формирование профессиональной ориентации учащихся;
- формирование экологического мышления через сопереживание;
- создание условий для развития интеллектуальных, физических способностей обучающихся;
- развитие познавательной и творческой активности ребенка;
- развитие представления о взаимодействии человека и природы;
Воспитательные:
- вовлечение обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
- привитие духовно-нравственных ценностей;
- воспитание способности к сопереживанию;
- воспитание деятельной любви к природе;
- воспитание чувства личной ответственности за судьбу планеты;
- самостоятельность;
- самоуважение и адекватная самооценка;
- умение ставить перед собой задачи и доводить начатое до конца;
- умение работать в парах, в команде;
- умение слушать, адекватно оценивать других;
Формы и режим занятий. В процессе обучения применяются следующие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятия-зачёты, экзаменационные показы, показ спектакля зрителям, мероприятия, рефлексия и анализ. Занятия проходят два раза в неделю по 2 и 2.5 часа, с перерывами. Программа предусматривает изменение расписания в отдельные месяцы с целью участия в мероприятиях.
Категория учащихся. Программа предназначена для учащихся средних классов общеобразовательных школ.
Прогнозируемые результаты программы.
Предметные результаты
- знать основные понятия, законы, принципы экологии;
- иметь навыки актерского мастерства;
- уметь проводить наблюдения в природе;
- написание и защита проектных работ.
Личностные результаты:
- приобрести умение работать в малой группе при выполнении заданий программы;
- научиться оценивать свое поведение и свои запросы с экологических позиций;
- владение навыками самопрезентации и самостоятельного творчества;
Метапредметные результаты:
- научиться общим методикам постановки проектно-исследовательской деятельности;
- интегрировать знания со школьными;
- научиться применять полученные умения в разных областях жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УТП на 184 часа в год
№ п/п | ТЕМЫ | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | Входящий |
2 | Теория театра | 8 | 8 | - | текущий |
3 | Актерское мастерство | 24 | 6 | 18 | текущий |
4 | Сценическая речь | 20 | 4 | 16 | текущий |
5 | Пластика | 20 | 4 | 16 | текущий |
6 | Основы экологии | 10 | 2 | 8 | текущий |
7 | Путешествие в мир природы. | 20 | 4 | 16 | текущий |
8 | Что растет вокруг меня?. | 20 | 4 | 16 | текущий |
9 | Кто живет вокруг меня?.. | 20 | 4 | 16 | текущий |
10 | Танцы в природе. | 8 | 2 | 6 | текущий |
11 | Музыка природы. | 6 | 2 | 4 | текущий |
12 | Художественное оформление экологического спектакля | 10 | 2 | 8 | текущий |
13 | Участие в мероприятиях. Подведение итогов | 14 | 2 | 12 | итоговый |
| ИТОГО | 184 | 46 | 138 | |
УТП на 144 часа в год
№ п/п | Разделы | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Входящий |
2 | Теория театра | 6 | 2 | 4 | текущий |
3 | Актерское мастерство | 22 | 2 | 20 | текущий |
4 | Сценическая речь | 14 | 2 | 12 | текущий |
5 | Пластика | 14 | 2 | 12 | текущий |
6 | Основы экологии | 6 | 2 | 4 | текущий |
7 | Путешествие в мир природы. | 26 | 2 | 24 | текущий |
8 | Что растет вокруг меня?. | 10 | 2 | 8 | текущий |
9 | Кто живет вокруг меня?.. | 10 | 2 | 8 | текущий |
10 | Танцы в природе. | 2 | | 2 | текущий |
11 | Музыка природы. | 6 | - | 6 | текущий |
12 | Художественное оформление экологического спектакля | 20 | - | 20 | текущий |
13 | Участие в мероприятиях. Подведение итогов | 6 | - | 6 | итоговый |
| ИТОГО | 144 | 20 | 124 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1. Введение
Инструктаж по технике безопасности. Входящее тестирование. Ознакомительная беседа о театре. Знакомство с основными навыками, которыми должен владеть актер: сценическая речь, пластика, мимика. Теория подкрепляется практическими упражнениями.
2. Теория театра
2.1. История возникновения театра. Обрядовые игры и представления. Древнегреческий театр. Ораторское искусство.
2.2. Театральные жанры: комедия, трагедия, драма. Балет, опера, оперетта. Современные: трагикомедия, мюзикл, шоу и проч.
2.3. Виды театров: драматический, музыкальный, театр кукол, театр теней, народный театр, театр одного актера, пантомимы, пародий и проч.
2.4. Основные театральные термины: сценическая речь, пластика, мимика, этюд, мизансцена, реплика, генеральная репетиция; мотив, конфликт, тема и идея произведения; амфитеатр, авансцена, бутафория, реквизит, декорации, премьера, режиссер.
3. Актерское мастерство
3.1.Упражнения психофизического тренинга: разогревающие, основные и с включением воображения.
3.2.Упражнения на развитие воображения:
Придумывание историй, сказок по картинкам, фото
«Истории» по кругу (с мячом)
Превращение комнаты в игровую площадку (лес, самолет, магазин, пляж )
3.3.Упражнения в предлагаемых обстоятельствах:
Работа с пространством («оживление» комнаты)
Сказочные герои в необычных предлагаемых обстоятельствах
3.4.Упражнения на память физических действий (с воображаемым предметом)
Упражнения на импровизацию (в паре и коллективные)
Упражнения в паре, в тройке: «Скульптор» (один «лепит», другой «оживает»)
Упражнение на развитие памяти и внимания:
Ассоциативная память
3.5.Игры «Снежный ком» (запоминаем имена, слова, жесты), «Во что одет ...?»
3.6.Эмоциональная память актера. Учимся сосредотачиваться на своем внутреннем состоянии, «не выходить» из образа.
3.7.Развитие чувства команды:
Игры на сплочение
3.8.Хлопки в одном ритме, «Грузинский хор», «Оркестр»
Учимся слушать друг друга: тренинг «Свечка» - в конце занятия (каждый высказывается о том, что понравилось/не понравилось)
3.9.Этюд: закон построения этюда. Постановка этюда в заданных предлагаемых обстоятельствах
Этюды на свободные темы. Разбор (анализ) этюда
4 . Сценическая речь
4.1.Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов («Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай»).
Упражнения на мимику («Комар», на выражение эмоций - «Зеркало»)
Упражнения для голоса (на интонацию, громкость, свободу произношения)
4.2.Разучивание скороговорок с постепенным увеличением темпа, с различными интонациями
4.3.Выразительное чтение (разбор стихов: мысль автора и способы ее выражения; по интонационным ударениям, чтение)
4.4.Обыгрывание различными интонациями одного стихотворения
4.5.Постановка стихотворения в различных жанрах (опера, цирк, фильм ужасов, мюзикл, драма, комедия, детектив, документ. кино и т.д.)
5. Пластика
5.1.Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов («Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Песок-камень», «Шалтай-болтай»).
5.2.Игры «Живые цветы» (запоминаем имена, слова, жесты), «Как растет ...?»
Хлопки в одном ритме, «Лесной хор», «Природный оркестр»
5.3.Учимся слушать друг друга: тренинг «Муравейник» - в конце занятия (каждый высказывается о том, что понравилось/не понравилось)
5.4.Этюд: закон построения этюда, постановка этюда в заданных предлагаемых обстоятельствах.
5.5.Этюды на экологические темы: «Как чудесен этот мир», «Там, на неведомых дорожках», «Наши пернатые друзья», «Дом, где мы живём», «Встреча на лесной полянке», «Урок в весеннем лесу»
6. Основы экологии.
6.1.Экология как наука. История развития экологии. Роль экологии в современном мире.
6.2. Экологические проблемы крупных городов.
6.3.Театрализованный экологический мини-спектакль «Давайте сохраним…»
7. Путешествие в мир природы.
7.1.Живая и неживая природа. Явления природы. Знакомство с правилами поведения в природе. Заповеди юных защитников природы.
7.2.Экологический мини-спектакль «тропинками родного края»
8. Что растет вокруг меня?.
8.1.Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лесов. Красная книга и ее роль в охране редких видов растений.
8.2.Экологический мини-спектакль «Не рубите ёлочки!»
9. Кто живет вокруг меня?..
9.1.Многообразие живых организмов, роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Редкие и вымирающие виды животных Красной книги. Охрана и воспроизводство редких и исчезающих животных. Заповедники.
9.2.Экологический мини-спектакль «Эти забавные животные».
10. Танцы в природе.
10.1.Танцы животных. Танцы птиц. Танцы насекомых.
10.2.Постановка отдельных танцев. «Фламинго», «Танцующий богомол», «Антилопа», «Крылатые цветы-бабочки», «Живые цветы».
11. Музыка природы.
11.1.Музыка воды. Музыка леса. Голоса птиц.
11.2.Разучивание песен (индивидуально и хором).
12. Художественное оформление экологического спектакля
12.1.Костюмы.
12.2.Декорации. Бутафория.
13. Участие в мероприятиях. Подведение итогов
13.1.Показ экологического спектакля.
13.2.Викторина по пройденным темам.
13.3.Участие в мероприятиях естественнонаучной направленности. Подведение итогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
УТП на 184 часа в год
№ п/п | Разделы | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | входящий |
2 | Теория театра | 16 | 8 | 8 | текущий |
3 | Над нами небо голубое | 18 | 8 | 10 | текущий |
4 | Сценическая речь | 20 | 10 | 10 | текущий |
5 | Охрана природы. | 20 | 10 | 10 | текущий |
6 | Мир растений. | 20 | 10 | 10 | текущий |
7 | Мир животных | 20 | 10 | 10 | текущий |
8 | Природные зоны | 18 | 8 | 10 | текущий |
9 | Музыка природы. | 14 | 4 | 10 | текущий |
10 | Художественное оформление экологического спектакля | 16 | 8 | 8 | текущий |
11 | Участие в мероприятиях. Подведение итогов | 20 | 2 | 18 | итоговый |
| ИТОГО | 184 | 80 | 104 | |
УТП на 144 часа в год
№ п/п | Разделы | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 4 | 4 | - | входящий |
2 | Теория театра | 10 | 8 | 2 | текущий |
3 | Над нами небо голубое | 14 | 4 | 10 | текущий |
4 | Сценическая речь | 16 | 6 | 10 | текущий |
5 | Охрана природы. | 16 | 6 | 10 | текущий |
6 | Мир растений. | 14 | 4 | 10 | текущий |
7 | Мир животных | 14 | 4 | 10 | текущий |
8 | Природные зоны | 14 | 4 | 10 | текущий |
9 | Музыка природы. | 12 | 4 | 8 | текущий |
10 | Художественное оформление экологического спектакля | 12 | 2 | 10 | текущий |
11 | Участие в мероприятиях. Подведение итогов | 18 | 4 | 14 | итоговый |
| ИТОГО | 144 | 50 | 94 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Введение
Введение. Повторение правил поведения и техники безопасности на занятиях. Входящий контроль.
2. Теория театра
Повторение основных театральных терминов и понятий. Повторение истории театра, видов театра, театральных жанров. Знакомство с теорией К.С. Станиславского как ключ к созданию сценического образа.
3. Над нами небо голубое
Состав воздуха. Свойства воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Основные источники загрязнения воздуха. Мини-спектакль «Добро пожаловать!»
4 . Сценическая речь.
Артикуляционная гимнастика. Акустическая гимнастика. Скороговорки – разучивание, обыгрывание в разном ритме, с различным отношением. Слово как отражение мысли. Художественное слово как сценический образ. Основы ораторского искусства. Составление речи на заданную тему. Импровизированная речь на заданную тему.
5. Охрана природы.
Охрана природы – проблема международная. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия на Земле. «Красная книга». Охрана малых рек и родников. Создание водохранилищ. Охрана недр и почв. Охрана атмосферного воздуха. Мероприятия по охране природы Москвы и Подмосковья. Экологический мини-спектакль «Кладовая природы»
6. Мир растений.
Растения. Многообразие растений. Особенности строения, образ жизни. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Цветковые. Экологический мини-спектакль «Во саду ли, в огороде..»
7. Мир животных.
7.1.Животные. Деление на позвоночных и беспозвоночных.
7.2. Многообразие животных.
7.3. Рыбы, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие, насекомые.
7.4. Экологический мини-спектакль «Путешествие по экологической тропе»
8. Природные зоны.
8.1. Природные зоны Земли.
8.2. Природные зоны России.
8.3. Экологический мини-спектакль «Дом за окном»
9. Музыка природы.
9.1. Природа - лучший композитор.
Пение птиц, шелест деревьев, стрекотание кузнечика….
9.2. Песня-гимн в защиту природы «Я приглашаю вас в леса!»
10. Художественное оформление экологического спектакля.
10.1. Костюмы
10.2. Бутафория.
10.3. Декорация.
11. Участие в мероприятиях. Подведение итогов
11.1. Показ спектакля.
11.2. Викторина по пройденным темам.
11.3. Участие в мероприятиях естественнонаучной направленности центра.
11.4. Подведение итогов работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
УТП на 184 часа в год
№ п/п | ТЕМЫ | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение в предмет. ТБ | 8 | 8 | - | Входящий |
2 | Дыхание и звуки. | 14 | 4 | 10 | текущий |
3 | Современная экология. | 20 | 4 | 16 | текущий |
4 | Упражнения в равновесии. | 20 | 4 | 16 | текущий |
5 | Краеведение МР и историческая пластика. | 20 | 4 | 16 | текущий |
6 | Этюд. | 16 | 4 | 12 | текущий |
7 | Работа над собой. | 20 | 4 | 16 | текущий |
8 | Работа актера над образом. Логика действия. | 18 | 4 | 16 | текущий |
9 | Репетиционно-постановочная работа. | 20 | 6 | 14 | текущий |
10 | Техника природного грима. | 6 | 2 | 4 | текущий |
11 | Работа над образом (грим). | 8 | 2 | 6 | текущий |
12 | Участие в мероприятиях. Подведение итогов. | 14 | 2 | 12 | итоговый |
| ИТОГО | 184 | 48 | 136 | |
УТП на 144 часа в год
№ раздел | ТЕМЫ | всего часов | в том числе: | Контроль | |
| | | теоретич. | практич. | |
1 | Введение в предмет. | 2 | 1 | 1 | Входящий |
2 | Дыхание и звуки. | 6 | 2 | 4 | Текущий |
3 | Современная экология. | 12 | 2 | 10 | Текущий |
4 | Упражнения в равновесии. | 14 | 2 | 12 | Текущий |
5 | Краеведение. Историческая пластика. | 14 | 2 | 12 | Текущий |
6 | Этюд. | 6 | 2 | 4 | Текущий |
7 | Работа над собой. | 24 | 4 | 20 | Текущий |
8 | Работа актера над образом. Логика действия. | 22 | 4 | 18 | Текущий |
9 | Репетиционно-постановочная работа. | 16 | 2 | 14 | Текущий |
10 | Техника природного грима. | 2 | 1 | 1 | Текущий |
11 | Работа над образом (грим). | 6 | - | 6 | Текущий |
12 | Участие в мероприятиях (естественнонаучной и культурологической направленности). Подведение итогов. | 20 | - | 20 | Итоговый |
| ИТОГО | 144 | 18 | 126 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Введение в предмет.
Входящий контроль. Специфика театрального (актерского) искусства. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства.
2. Дыхание и звуки.
Гласные звуки и согласные звуки. Виды звуков. Практика: Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука. Виды дыхания. Системы дыхания.
3. Современная экология.
История развития экологии. Ее роль в современном мире. Экология животных. Экология растений. Экология человека. Театрализованный экологический мини-спектакль «Давайте сохраним…»
4. Упражнения в равновесии.
Различные виды одиночного балансирования. Парные и групповые упражнения. Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату»,«Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром» и др.
5. Краеведение и историческая пластика.
Этикет и манеры поведения в разные эпохи. Изучение особенностей стилевого поведения и правила этикета (обхождения, принятые в русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия. Походки. Обращения с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами и др. Поклоны. Объяснение темы поклоны и виды поклонов. Отработка поклонов, принятых в русском обществе в XVI – XIX и начале XX столетия. Сценический бой. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. Экскурсионная работа. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Понятие о гидросфере планеты. Охрана и использование водных объектов. Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность человека.
6. Этюд.
Понятие этюд. Виды этюдов. Событие, как основа репетиций. Органичность и импровизация.
Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину). Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.). Этюды на тему «Я –животное». (изобразить животное).
7. Работа над собой.
Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания. Мускульная свобода. Снятие ышечных зажимов. Творческое оправдание и фантазия. Оценка и ритм. Чувство правды и контроль. Сценическая задача и чувство. Действие. Мысль и подтекст. Сценический образ как «комплекс отношений».
8. Работа над образом. Логика действия.
Этюды на тему: «Я – предмет». Этюды на тему «Я – стихия». Этюды на тему «Я – животное», «Я - растение». Этюды на тему « Я – фантастическое животное», «Я- Эколог», «Я – часть природы». Басни. Понятие Басня. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы: И. А.Крылов, С. Михалков. Читка басен. Инсценировка басен. Постановочные репетиции басен. Компоновка, репетиция и показ басен.
9. Репетиционно-постановочная работа.
Выбор, общее обсуждение, создание сценария. Погружение в предлагаемые обстоятельства. Беседы о сценических образах и их прототипах , их взаимоотношениях в реальной жизни. Изучение жизни экосистемы в целом. Чтение выбранного драматического материала. Разбор сценария: сюжет, тема, идея, проблемы. Композиция пьесы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Работа над образами: сочиняем предыстории героев, этюды с героями в других предлагаемых обстоятельствах. Этюды по событийному ряду пьесы. Распределение ролей. Чтение по ролям. Постановка актёрских задач: определение целей персонажей в пьесе и в конкретном эпизоде. Анализ работы каждого учащегося. Постановка отдельных эпизодов с разбором. Постановка спектакля. Репетиции спектакля: компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции. Репетиции с малыми и большими группами спектакля.
10. Техника природного грима.
Природный «макияж». Мимикрия - грим в природе. Об искусстве грима. Гигиена грима и технические возможности грима. Анатомические основы в гриме. Светотень. Теплые и холодные тона. Прически и парики.
11. Работа над образом (Грим).
Костюм и грим. Сказочные гримы. Гримы в живой природе.
12. Участие в мероприятиях. Подведение итогов.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (первое занятие ежегодно);
– текущий контроль (выполнение заданий по тематике занятия);
– итоговый контроль (в конце каждого года обучения).
Оценка степени освоения программы проводится в двух формах: тестирование и участие в мероприятиях естественнонаучной направленности. Набор детей в группу осуществляется на добровольных началах, текущий контроль - путем тестирования после пройденных тем, итоговый зачет – показ спектакля в конце года и промежуточный – показ спектакля (или отрывков) в середине года. Итоговое занятие в конце года проводится в виде спектакля.
Формы подведения итогов и отслеживания результатов и достижений.
- организация и участие в конкурсах, фестивалях, постановка спектаклей
- тестовые задания
- беседы с детьми и их родителями
- создание детьми наглядных пособий, костюмов, проектно-исследовательских работ.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги обучения подводятся в виде публичной презентации образовательных результатов программы учениками на кружковой открытой конференции. Результативность программы оценивается согласно приказу №922 Департамента образования города Москвы от 17.12.2014, с изменениями.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Требования к помещению для учебных занятий, мебели и оборудованию соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса помещения для учебных занятий подбираются из расчета не менее 2 м2 на одного учащегося для теоретических занятий и 3,6 м2 для лабораторных занятий. Уровень освещенности предусматривается не менее 300 лк. Температурный режим – 20 – 22 С, относительная влажность 40 – 60%, перед занятиями и во время перерывов помещение проветривается. Мебель стандартная школьная, для проведения некоторых работ по микробиологии требуется лабораторная мебель (столы). Питьевой режим не отличается от такового для общеобразовательных учреждений.
Оборудование и оснащение учебного процесса.
Мультимедийный комплекс (компьютер и проектор или интерактивная доска с выходом в интернет) для педагога;
Учебные лекционные места, согласно СанПиН;
Актовый зал,
Подсобное помещение для хранения декораций и необходимого инвентаря для их изготовления.
Учебные коллекции на природную тематику.
Также для некоторых видов упражнений и занятий требуется инвентарь:
- мяч, веревка, ключ и проч.;
- необходимый материал для изготовления декораций (кисти, краски, рулоны бумаги, цветной картон, разноцветная ткань).
Методические особенности реализации программы.
При реализации программы «Живая природа» используются и традиционные методы обучения, и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (творческий поиск обучающихся), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
• иллюстративный материал природной тематики;
• иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
• фото и видео спектаклей;
• кроссворды, викторины, тесты.
В учебно-воспитательный процесс могут быть включены встречи с деятелями театрального искусства, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, а также предусмотрены внутригрупповые и общие мероприятия.
Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств детей, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Нормативно - правовые акты и документы.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (с изменениями от 07.08. 2015 г. № 1308, от 08.09.2015 № 2074, №1035 от 30.08.2016 г.).
Информационное обеспечение программы.
Литература для педагога.
1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. АО МДС, М., 1996.
2. К.К. Забавин «Основы театральной культуры в школе» - М.: Просвещение, 1988.
3. М.Ф Рудзик. «Основы театрального искусства и драматизации школьников» - М.: Просвещение, 1994.
4. С.С. Сухов «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников» - М.: Просвещение, 1989.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология Ростов-на-Дону, 1996.
6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России М., АО МДС, Юникам, 1995.- 232 с.
7. В. Ю. Ширяев «Драматический кружок школьников». – М.: Учпедгиз, 1955. - 80 с.
8. Ю.И.Рубина «О развитии художественных способностей школьников на занятиях драматического кружка».– М.: Просвещение, 2000. – 175 с.
9. В.П. .Шильгави «Начнем с игры?». - М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
10. Ю.М. Чистякова «Психогимнастика II». - М.: Просвещение, 1995.
11. Муратов С.Р. Муратова С.С. Как оформлять научно-исследовательские работы уча-
щихся, готовить доклады и тезисы к публикациям. Методическое пособие Казань, 1997.
12. Чернова Н.М., Галушин В. М. Основы экологии. М., 1997
13. И.А. Кумаева «Основы эстетического воспитания». -М.: Искусство, 1986.
14. А.И.Кузьмин «У истоков русского театра». - М.: Просвещение, 1984.
15. Л.А.Сахарова, А.И. Шахова «Эстетическое воспитание во внешкольных учреждениях».
- М.: Просвещение, 1986.
Литература для обучающихся.
1. В.Ф.Федорова «Русский театр XIX века». - М.: Знание, 1983г
2. Г.А. Хайченко «Русский народный театр конца XIX начала XX века». -М.: Наука, 1975.
3. В.К. Посталатий «Чудеса... без чудес» // Саратов: Магический журнал, 1991, № 1, стр. 25
4. В.П. .Шильгави «Начнем с игры?». - М.: Просвещение, 1980. - 79 с.
5. А.П.Ковалев «Мастера театра об искусстве актера» - М.: Искусство, 1949.
6. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. АО МДС, М., 1996.
7. Популярная экология / Полезные советы в повседневной жизни/. Казань, 1997.
8. Чернова Н.М., Галушин В. М. Основы экологии. М., 1997