Конспект урока по курсу «Изобразительное искусство» на тему «Зимой и летом — разным цветом» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 16 July 2020

Конспект урока

по курсу "Изобразительное искусство" С.Г. Ашикова

Образовательная программа «Система Занкова»

1 класс


Тема урока: ЗИМОЙ И ЛЕТОМ – РАЗНЫМ ЦВЕТОМ


Цель урока:  знакомство с палитрой теплых и холодных цветов и способами их выражения.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания, формировать представления о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Метапредметные: продолжить способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора.

Личностные: развивать способность понимания красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям, развивать культуру зрительного восприятия, умение анализировать, сравнивать, развивать умение формулировать и высказывать свои мысли; расширение кругозора.

Тип урока: урок изложения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование: Запись П. И. Чайковский «Лето», «Зима», цветовой круг, репродукции картин Рембранта, Рубенса, Д. Левицского, другие (Эль Греко, В, Борисова-Мусатова, П. Пикассо), схематичный пейзаж.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД


Организация класса






Друзья мои, я очень рада,

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю - каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

Подготовка класса к работе.

Словесный, мотивации учебной деятельности

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний








Выявление уровня знаний.

Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли композитора, и художника.

- Если мы выступаем в роли художника, чем мы можем передать свои чувства и эмоции(красками и кистью).

- А чем пользуется композитор? (звуками)

Прослушивание записи П. И.

Чайковского «Лето», «Зима».

- Что вы можете сказать о данных произведениях?

- В чём их различие?

- Какими красками вы смогли бы нарисовать рисунки к данным произведениям?

Выполнение задания,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Прослушивание музыки.

Наглядный, словесный,

познавательный

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные:

логические - анализ объектов.


Сообщение темы урока:


Постановка проблемы

Поиск решения.

Открытие нового

Обобщение









Создание проблемной ситуации.

Сегодня на урок к нам пришли необычные гости. А узнать вы сможете их, отгадав загадки:


Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

(Зима)


Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно …

(Лето)

- Да, ребята, сегодня у нас в гостях времена года – серебристая, морозная зима и яркое, радужное лето.

- Ребята, а какое самое главное отличие этих двух времён года? (зима – холодное время года, лето – очень тёплое и жаркое).

- Давайте попробуем перечислить характерные для этих времён года цвета.

Рассмотрение репродукции картин Рембранта, Рубенса, Д. Левицского.

- Посмотрите внимательно на листы, которые я вам подготовила, на них изображено два одинаковых пейзажа. Я хочу предложить вам верхний пейзаж раскрасить красками лета, а нижний – красками зимы.

- Молодцы, ребята! Я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые оттенки; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки. Обратите внимание на слово

«оттенки». Если рисунок или картину просто раскрасить

цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то получится не слишком красиво и однообразно.

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

- Скажите, как художнику удаётся передать на холсте все эти характерные признаки того или иного времени года?

Постановка цели, формулирование

(уточняют) темы урока.


Проблемный














Регулятивные: разбираться в выборе цветовой гаммы для

определенного времени года.

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы.

Личностные: понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям.

Работа над новым материалом


Исследование проблемной ситуации.

- Давайте вспомним цветовой круг, который мы сделали на прошлом уроке. Видите (с. 47, рис. 1), круг делится на две

половинки: более светлую и более

тёмную. Согласны ли вы со словами, написанными на этих половинках?

- Также на рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета.

На рисунке отчетливо видно, что для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того

чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить каплю белой краски.

- Ребята, подскажите мне, пожалуйста, как получить более светлый оттенок? (нужно добавить в цвет больше белой краски).

- А что надо сделать, чтобы получить более тёмный цвет? (нужно добавить в цвет больше чёрной краски).

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме.

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

- А наука о цвете называется цветоведение .

Составление плана достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)


Информационно-рецептивный,

объяснительно-иллюстративный,

практический.



Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные: приобретение новых знаний о цветовом

круге.

Логические :

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование, Личностные:

проявление интереса к предметноисследовательской (учебнопознавательной) деятельности, предложенной в учебнике;

коммуникативные :

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5. Физминутка






- Я буду загадывать загадки и если отгадкой будет холодный цвет, то мальчики громко топают ногами, а если тёплый – хлопают в ладоши девочки.

Я бычок, но не реву,

Потому, что я влюбленный! -

Я люблю щипать траву,

А любимый цвет -...

Ответ: Зелёный


На картине небо ясным

Нарисуем мы с тобой

И его закрасим краской

Как обычно -...

Ответ: Голубой


Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а ...

Ответ: Красный


Я бы красить василек

Даже черным цветом мог!

Но, не бойтесь, не покрашу!

Цвет его намного краше!

Ответ: Синий


Одуванчику привет!

И привет купальнице!

Ваш веселый, яркий цвет

Всем нам очень нравится!

Ответ: Жёлтый


Апельсинчик трогал Леша,

Ласково поглаживал:

- Ты красивый и хороший,

Круглый и ...

Ответ: Оранжевый


Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - ...

Ответ: Розовый


У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -...

Ответ: Белый


Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ: Чёрный


Волк, ворона, воробьишка,

Слон и маленькая мышка -

Все они зимой и летом

Одинаковые цветом!

Ответ: Серый


метод фронтальной организации учащихся.


Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)


Первичное обобщение.

Применению новых знаний.


- Раскрасьте лист оттенками голубого, синего и фиолетового – от

тёмного внизу до светлого наверху

в одном из выбранных направлений.

- Поверх рисунка можно рисовать чёрным или белым.

- А теперь проведите волнообразные линии оттенками жёлтого, оранжевого, красного от тёмного внизу до светлого вверху в одном из выбранных направлений.

Для прорисовки деталей подбирай

цвета самостоятельно. Они наносятся вторым слоем.

-А теперь задания по группам.

Задание мальчикам

Выполнить рисунок в холодной

цветовой гамме – она сдержанная и более суровая, чем теплая. Сюжет желательно придумать каждому свой.

Задание девочкам

Девочки могут выполнить работу в теплой цветовой гамме, создавая свой сюжет.

Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух. Групповая работа.


практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый.


Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

осознавать познавательную задачу, умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

пользоваться знаками, символами, изображениями,

приведенными в учебнике,

понимать содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»;

Коммуникативные: – следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач.

7. Рефлексия

(итог урока)

Организует рефлексию.

-Закончите предложение.

Я приобрёл(-а) знания о…
Я научился (-лась)…
Мне еще нужно учиться…


Было трудно…
Было интересно…
Хочу сказать “спасибо”…


Осуществление самооценки

собственной учебной

деятельности, соотнесение цели и

результатов, степень их

соответствия

познавательно-рефлексивный, словесный.

Коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

Регулятивные: самооценка своих действий согласно

заданной последовательности действий.

Личностные:

осознания себя как части природы;

первоначальный уровень понимания красоты, уникальности природы и окружающего мира.

Схематичный пейзаж для работы

t1594850596aa.gif

ЛЕТО


t1594850596aa.gif

ЗИМА

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.