Конспект урока русского языка в 6 классе «Зри в корень» (фразеологизмы)
Открытый урок русского языка в 6 классе
Учитель: Иванова Яна Васильевна.
Тема: «Зри в корень» (фразеологизмы).
Тип урока: урок-обобщение ранее пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, фишки, карточки.
Цели урока: 1. Закрепить знания о фразеологизмах;
2. уметь определять лексическое значение, находить их в фразеологическом словаре;
3. привить интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать определения фразеологизмов, находить в тексте, словаре, составлять предложения, употреблять в речи фразеологизмы.
Личностные УУД: проявлять интерес к изучаемому предмету.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать с учителем.
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, взаимопроверку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Зри в корень». Я раздала вам слова. Ваша задача собрать из слов высказывания, по которым вы найдете свою команду.
Вы разделены на 3 группы, выберите капитана и придумайте названия командам.
2. Целеполагание. Чтение текста «Глазария».
ГЛАЗАРИЯ, или
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЯМИ О ГЛАЗАХ
Если у вас глаза разгорелись (очень захотелось чего-нибудь) или глаза разбегаются (не можете остановиться на чем-то одном), а то и совсем глаза на лоб лезут (изумлены), то успокойтесь и не раскидывайте глаз (не глазейте по сторонам). В этом удивительном мире еще не то можно увидеть.
Чтобы вырасти в глазах (приобрести уважение другого человека), вовсе не нужно строить глазки (кокетничать), лезть в глаза (стараться обратить на себя внимание) и есть его глазами (подобострастно смотреть). Иначе вы можете намозолить ему глаза (надоесть). И человек, у которого глаз набит или наметан (опытный), смерит вас глазами (посмотрит оценивающе), сверкнет глазами (рассердится) и скажет: «С глаз долой!» (прогонит).
В чем особенность данного текста? (Текст связан с фразеологическими оборотами, в которых есть слово глаз).
Скажите, какие фразеологизмы вам знакомы, а с какими вы встретились впервые.
Чему тогда посвящена наша игра?
А пригодятся ли нам знания о фразеологизмах в будущем?
3. И так, начнем нашу игру. Первый этап – «Фразеологические загадки»:
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь (нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают (уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека (ветер).
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело (каша).
Ее набирают в рот, когда молчат (вода).
Его держат за зубами (язык).
4. Следующий этап «Кто больше?». За несколько минут вы должны написать как можно больше фразеологизмов, в которых бы встречались слова: голова (1 группа), ноги (2 группа), рука (3 группа).
5. «Фразеологический зверинец». О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах. Работа с карточками (в каждой карточке 3 фразеологизма):
Голоден как … (волк)
Нем как … (рыба)
Хитер как… (лиса)
Упрям как… (осел)
Здоров как … (бык)
Труслив как … (заяц)
Вот где… зарыта (собака)
Пишет как … лапой (курица)
Белая … (ворона)
6. Физкультминутка. Я буду называть фразеологизмы, а вы повторяйте движения за мной.
Качать головой
Взлететь на воздух
Затаив дыхание
Втянуть голову
Задать стрекоча
Выбиться из сил
Всплеснуть руками
Из угла в угол
7. «Запишите исконный вариант». В фразеологизмах допущены ошибки. Должны написать правильный вариант (работа с фразеологическим словарем). Взаимопроверка
В этом деле мышку съел (собаку).
Денег птицы не клюют (куры)
Слон наплакал (кот)
8. Сравнение предложений. 1) Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. 2) Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно. В каком из предложений выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком – простое словосочетание? Докажите. Тогда приходим к выводу, что словосочетания могут использоваться как в прямом, так и в переносном значении.
9. Подведение итогов игры. Победила команда, работавшая в поте лица. Второе место – вы не сидели сложа руки. Третье место – старались работать не покладая рук.
Домашнее задание: куры не клюют, ни пуха ни пера, белая ворона. Составьте с ними предложения в прямом и переносном значении.
Рефлексия. Стоит вам освоить правила использования фразеологизмов и, главное, запомнить, что глаза – зеркала души, как тут же появится отличное настроение, или полная глазария.
- А что такое глазария? Кто-нибудь знает значение этого слова?
- Я думаю, что сегодня вы увидели фразеологизмы другими глазами, глаза раскрылись. Я вижу: ваши глаза горят, а значит, вы готовы принять все новое.
Хорошо, молодцы. Спасибо за урок!