Конспект урока русского языка в 6 классе «Зри в корень» (фразеологизмы)

0
0
Материал опубликован 12 March 2020

Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Иванова Яна Васильевна.

Тема: «Зри в корень» (фразеологизмы).

Тип урока: урок-обобщение ранее пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, фишки, карточки.

Цели урока: 1. Закрепить знания о фразеологизмах;

2. уметь определять лексическое значение, находить их в фразеологическом словаре;

3. привить интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать определения фразеологизмов, находить в тексте, словаре, составлять предложения, употреблять в речи фразеологизмы.

Личностные УУД: проявлять интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать с учителем.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль, взаимопроверку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Зри в корень». Я раздала вам слова. Ваша задача собрать из слов высказывания, по которым вы найдете свою команду.

Вы разделены на 3 группы, выберите капитана и придумайте названия командам.

2. Целеполагание. Чтение текста «Глазария».

ГЛАЗАРИЯ, или
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЖЕНИЯМИ О ГЛАЗАХ

       Если у вас глаза разгорелись (очень захотелось чего-нибудь) или глаза разбегаются (не можете остановиться на чем-то одном), а то и совсем глаза на лоб лезут (изумлены), то успокойтесь и не раскидывайте глаз (не глазейте по сторонам). В этом удивительном мире еще не то можно увидеть. 

        Чтобы вырасти в глазах (приобрести уважение другого человека), вовсе не нужно строить глазки (кокетничать), лезть в глаза (стараться обратить на себя внимание) и есть его глазами (подобострастно смотреть). Иначе вы можете намозолить ему глаза (надоесть). И человек, у которого глаз набит или наметан (опытный), смерит вас глазами (посмотрит оценивающе), сверкнет глазами (рассердится) и скажет: «С глаз долой!» (прогонит).

В чем особенность данного текста? (Текст связан с фразеологическими оборотами, в которых есть слово глаз).

Скажите, какие фразеологизмы вам знакомы, а с какими вы встретились впервые.

Чему тогда посвящена наша игра?

А пригодятся ли нам знания о фразеологизмах в будущем?

3. И так, начнем нашу игру. Первый этап – «Фразеологические загадки»:

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь (нос).

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают (уши).

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека (ветер).

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело (каша).

Ее набирают в рот, когда молчат (вода).

Его держат за зубами (язык).

4. Следующий этап «Кто больше?». За несколько минут вы должны написать как можно больше фразеологизмов, в которых бы встречались слова: голова (1 группа), ноги (2 группа), рука (3 группа).

5. «Фразеологический зверинец». О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах. Работа с карточками (в каждой карточке 3 фразеологизма):

Голоден как … (волк)

Нем как … (рыба)

Хитер как… (лиса)

Упрям как… (осел)

Здоров как … (бык)

Труслив как … (заяц)

Вот где… зарыта (собака)

Пишет как … лапой (курица)

Белая … (ворона)

6. Физкультминутка. Я буду называть фразеологизмы, а вы повторяйте движения за мной.

Качать головой

Взлететь на воздух

Затаив дыхание

Втянуть голову

Задать стрекоча

Выбиться из сил

Всплеснуть руками

Из угла в угол

7. «Запишите исконный вариант». В фразеологизмах допущены ошибки. Должны написать правильный вариант (работа с фразеологическим словарем). Взаимопроверка

В этом деле мышку съел (собаку).

Денег птицы не клюют (куры)

Слон наплакал (кот)

8. Сравнение предложений. 1) Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги. 2) Родители поставили на ноги сына, и теперь он живет самостоятельно. В каком из предложений выражение «поставить на ноги» является фразеологизмом, а в каком – простое словосочетание? Докажите. Тогда приходим к выводу, что словосочетания могут использоваться как в прямом, так и в переносном значении.

9. Подведение итогов игры. Победила команда, работавшая в поте лица. Второе место – вы не сидели сложа руки. Третье место – старались работать не покладая рук.

Домашнее задание: куры не клюют, ни пуха ни пера, белая ворона. Составьте с ними предложения в прямом и переносном значении.

Рефлексия. Стоит вам освоить правила использования фразеологизмов и, главное, запомнить, что глаза – зеркала души, как тут же появится отличное настроение, или полная глазария.

- А что такое глазария? Кто-нибудь знает значение этого слова?

- Я думаю, что сегодня вы увидели фразеологизмы другими глазами, глаза раскрылись. Я вижу: ваши глаза горят, а значит, вы готовы принять все новое.

Хорошо, молодцы. Спасибо за урок!










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.