12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна7525
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
4

Конспект внеклассного мероприятие для учащихся 3 класса на тему «Появление духовых музыкальных инструментов».

Цель: знакомство детей с истоками русского народного творчества.

Задачи:
Образовательные: обогатить представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре русского народа.
Развивающие: расширить знания школьников о русских народных инструментах; дать представление о истории появления музыкальных инструментов.

Ход урока:
Учитель: Пение, музыка и пляски были известны нашим предкам ещё очень давно. По берегам Балтийского моря жили, по упоминанию византийских историков, мирные и счастливые славяне. Когда греки, воюя с ханом Баяном в 590 году, взяли в плен трёх балтийских славян, у которых вместо оружия были кифары или гусли. Эти славяне с гуслями были умелыми музыкантами, которые вдохновляли, вселяли смелость в ханских воинов. Предание вязантийцев только подтверждает то, что славяне любили музыку и увесиления: ибо из истории известно, что они видя многочисленных врагов, веселились пели и забывали об опасности. Русские увлечённо пели, развлекались, совершенно позабыв о безопасности.
Какие музыкальные инструменты были известны нашим предкам? Известно только, что все народы использовали первоначально самые простые музыкальные инструменты, потом постепенно усовершенствовали и, наконец пришли к тому, что первоначальная музыка осталась востребованной среди простого сословия или совсем исчезла. Первоначальная музыка состояла из подражания естественным звукам природы – свисту ветра, пению птиц; потом пользуясь особыми звуками, люди начали выражать горе и радость. Совершенствуя созвучия и согласия тонов, изобрели многосложные инструменты, требовавшие не только искусства, но особого обучения игре на них.
Древнейшая музыка наших предков была простая, можно полагать, что дудка и рожок были у них самые первые инструменты; потом появились жилейка, свирель и волынка.
1.Жалейка

d1599190158.jpg
Жалейка

У жалейки много названий – жилейка, брелка или сиповка. Сейчас она встречается только в оркестре русских народных инструментов. А когда-то была распространена не только в России, но и в Белоруссии, Украине, Литве. Жалейка – это трубка обычно из тростника или дерева, нижний конец цилиндрической трубки которой вставляется в раструб из коровьего рога или бересты. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая пальцами отверстия музыкант извлекает звуки различной высоты. Тембр жалейки пронзительный, гнусавый, сиповатый, отчего она и получила своё название. Жалейка невелика, обычно 10 см.
2.Свирель

l1599190192.jpg
Свирель

Нежный звук свирели раньше хорошо знали на Руси. Так же как на рожке или жалейки, на ней играли пастухи собирая стадо. Помните пастушка Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»?Слушание песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Его песни сопровождаются звучанием флейты, имитирующим свирельный наигрыш. Когда то он был очень распространён в России и на Украине. К сожалению объём звучания свирели совсем невелик. Она в силах исполнить только самые простые мелодии.
Свирель состоит из 2 дудок или стволов, сложенных вместе таким образом, что отверстие, по которым пробегает губами играющий, расположены ровно, и концы каждого ствола срезаны в таком отношении, что большой или первый ствол превосходят последний вдвое. Это древнейший греческий инструмент, усовершенствователем которого почитается бог Пан.

d1599190221.jpg
Пан

В России в него частенько облачались на сельских пирушках и хороводах.

3.Волынка

l1599190249.jpg
Волынка

Слышали Вы детскую пьесу И.С.Баха, которая называется «Волынка»?
Слушание «Волынка» И.С.Бах
Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание волынки, распространённой во многих странах мира.
Волынка – духовой инструмент, притом очень своеобразный. Её отличает наличие меха из кожи или пузыря. Он создаёт воздушный резервуар. В мех вставлены несколько трубок. Одна из трубок с отверстиями. На ней исполняют мелодию. Другая трубочка маленькая служит для нагнетания воздуха: исполнитель дует в неё или приспосабливает к ней маленькие меха, похожие на кузнечные. Все остальные трубки создают непрерывный аккомпанемент, зажимая которые музыкант может менять характер звучания музыки.
Стоит сказать, что музыка волынки довольно однообразна, но она была весьма распространена в России. Издревна звали его у нас в России под названием дуды.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.